Понятие и характеристика методов муниципального управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 18:13, курсовая работа

Описание

Целью работы является всестороннее исследование понятия и характеристики методов муниципального управления, а также изучение практики использования социально-психологического метода муниципального управления.

Для достижения цели исследования, решались следующие задачи:

1. изучение нормативно-правовой базы, которая регулирует муниципальное управление, а также научную и учебную литературу по данному вопросу;

2. изучение практики использования социально-психологического метода муниципального управления.

3. по результатам исследования сделать выводы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Характеристика муниципального управления………………………..5
Понятие и функции муниципального управления……………………….5
Цель и процесс муниципального управления……………………………8

Глава 2. Понятие и характеристика методов муниципального управления…11

2.1. Социально-психологические методы муниципального управления…….15

2.2. Административно-распорядительные правовые методы муниципального управления…………………………………………………………………….…19

2.3. Экономические методы муниципального управления…………………...25

Заключение……………………………………………………………………….31

Список используемой литературы……………………………………………...34

Работа состоит из  1 файл

курсовая муницип управление.doc

— 157.50 Кб (Скачать документ)

     К основным типам психологических  методов управления относятся: психологические  методы профессионального отбора и  обучения, психологические методы организации и гуманизации труда, методы мотивации трудового поведения. В этих методах учитываются темперамент, характер, способности и задатки человека.

     Психологические методы — это способы регулирования  взаимоотношений между людьми с  целью формирования благоприятного психологического климата, который является одним из важнейших факторов высокоэффективной деятельности людей.

     Эти способы многочисленны и разнообразны, их эффективность во многом определяется искусством менеджеров объединять персонал и создавать здоровый корпоративный дух. Назначение этих методов связано с формированием условий , при которых личность работника максимально раскрывает и в своей деятельности использует творческий потенциал, активность, энергию для блага муниципального учреждения.

     Как и другие виды методов, психологические  способы и приемы воздействия  на людей направлены на удовлетворение психологических интересов личности, проявляющихся в потребностях иметь  комфортные условия труда, справедливую оценку трудового вклада и его общественное признание, пребывать в группе людей с близкими мировоззренческими взглядами, а также в потребности творческого характера трудовой деятельности.

     Особенностью  психологических методов является то, что они не требуют сколько-нибудь значительных материальных затрат, но несмотря на это, их воздействие на людей имеет высокую результативность. Различают следующие группы психологических методов:

     1. методы комплектования малых  групп, которые призваны обеспечивать  оптимальную численность людей  в группе, их психологическую совместимость;

     2. методы установления благоприятных  для совместной деятельности  взаимоотношений между руководителем  и подчиненными;

     3. методы гуманизации труда базируются  на объективной потребности людей  в определенных требованиях к свойствам среды, в которой протекает трудовая деятельность (Окраска помещений, музыкальное сопровождение и т.д.);

     4. методы профессионального отбора  и соответствующего обучения  работников исходя из индивидуальных  способностей и их эффективного  применения в организации10.

     Поскольку участниками процесса управления являются люди, то социальные отношения и  отражающие их соответствующие методы управления важны и тесно связаны  с другими методами управления.

     К ним относятся:

     — моральное поощрение,

     — социальное планирование,

     — убеждение,

     — внушение,

     — личный пример,

     — регулирование межличностных и  межгрупповых отношений,

     — создание и поддержание морального климата в коллективе.

     Предпосылки успешной активной работы по исполнению заключаются в возможностях исполнителей:

     — знать (информация о целевых установках или мероприятиях, по которым принято  решение);

     — сметь (эти установки и мероприятия  должны быть «допустимыми» для исполнителей, в том числе не нарушать юридических  и этических норм);

     — мочь (исполнители должны иметь средства для выполнения порученного);

     — хотеть (они должны быть мотивированы).

     Прежде  всего, следует обеспечить сотрудника

     — возможностями выполнить работу,

     — определить его рамки действий,

     — четко сформулировать цели и задачи,

     — создать окружение, способствующее выполнению задачи (предоставить средства, необходимую информацию, сформировать организацию, использовать стиль управления, основанный на сопричастности исполнителей).

     Мотивационное управление концентрируется:

— на влиянии  на состояние мотивации (степени идентификации сотрудника с фирмой, формировании его мотивов),

— на чувстве  его собственного достоинства (уважения как личности, сообщения о его  значении для фирмы, ожиданиях результатов  от его деятельности);

— на приведении мотивов в действие (обсуждаются личные интересы и возможности сотрудника);

— на усилении мотивов;

— на оценке работы и аттестации (пересмотр зарплаты, рост, дополнительные выгоды);

— на удовлетворении потребностей;

— на обеспечении  процесса мотивации.

     Хорошая работа по мотивации сотрудников ведет:

— к  более творческому подходу и  активности во внедрении достижений НТП;

— к  повышенному притоку сотрудников; 

— к  повышению их работоспособности;

— к  большей сплоченности и солидарности;

— к  уменьшению текучести кадров. 

2.2. Административно-распорядительные и правовые методы муниципального управления.

    Приступая к характеристике административно-правового  метода регламентации общественных отношений, необходимо предварительно привести ряд важных теоретических  положений. Человек существо общественное, он всегда живет и действует с другими людьми. Любая совместная деятельность требует согласованности, упорядочения и организации, усилия разных людей должны быть гармонизированы во времени и в пространстве, подчинены определенной цели, единым правилам безопасности.

     Совместная  деятельность предполагает управление, последнее объективно необходимо и  является неотъемлемым признаком общественного  бытия, его атрибутом. А значит, управленческие отношения всегда были и будут, пока существует человеческое общество. Они, как и семейные, экономические связи, появились намного раньше, чем юридические нормы. Последние не создают управленческих отношений, а используются для того, чтобы их формализовать, упорядочить, охранять.

     Управление  предполагает доминирование, преобладание одной воли над другой, а часто и подчинение одного лица другому. В системе управленческих связей субъекты не равны и к тому же они выполняют разные социальные роли. Этого неравенства административное право не может и не стремится устранить. Воспринимая его как объективную необходимость, законодатель, регламентируя организацию и функционирование исполнительной (административной) власти, юридически оформляет такое неравенство. Этим объясняются особенности административно-правового метода.

     Главные признаки метода правового регулирования: каково устанавливаемое юридическое  положение сторон (1); с какими юридическими фактами связывается возникновение, изменение, прекращение правоотношений (2); как определяются права и обязанности  субъектов правоотношений (3) и как они защищаются (4). Метод характеризует волевую сторону регулятивных свойств отрасли11.

     Местная администрация осуществляет свои функции  двумя методами правовыми и организационными.

     Правовой  — предполагает принятие нормативных  правовых актов по вопросам находящимся в компетенции муниципальных исполнительных органов.

     Правовые  методы муниципального управления —  это совокупность способов воздействия  органов муниципального управления на объект управления посредством правовых норм, правовых отношений и правовых актов в пределах своей компетенции.

     Административно — распорядительные и правовые методы представляют собой совокупность средств  юридических (правового и административного) воздействия на отношения людей. Осуществление этих методов гарантируется действующей системой федеральных и региональных законов, нормативных актов местного самоуправления.

     Юридическое воздействие заключается в применении правовых норм, регулирующих связи  и отношения, возникающие в процессе управления. Правовые нормы выражаются в различных законодательных актах, положениях, инструкциях, приказах и распоряжениях.

     Применение  правовых норм предполагает использование  санкций, которые подразделяются на дисциплинарные, материальные, административные и уголовно-правовые.

     Административные методы предполагают организационное и распорядительное воздействие.

     Организационное воздействие выражается в четком распределении функций управления, установлении прав и обязанностей работников управления, регламентации основных процедур управленческой деятельности. В основе организационных воздействий лежат: организационное регламентирование и организационное нормирование.

     Организационное регламентирование устанавливает  правила, обязательные для выполнения, и определяет содержание и порядок управленческой деятельности в соответствии с правовыми нормами и инструктивными материалами.

     Организационное нормирование заключается в разработке нормативов и норм; численности управленческого  персонала и управляемости, затрат труда в сфере управления и  длительности управленческих операций и процедур, расходов материалов и других расходов.

     Устав, положения, регламент, должностные  инструкции, распределение прав и  обязанностей, организационные структуры  создают базу для распорядительной деятельности, т.е. для установления конкретных заданий и контроля их исполнения12.

     Распорядительное  воздействие осуществляется в процессе функционирования муниципального образования  и направлено на обеспечение слаженной  работы, аппарата управления, на поддержание  всей инфраструктуры в заданном режиме работы или перевод ее в более совершенное состояние.

     Административный  метод воздействия закрепляет юридическое  неравенство субъектов, право носителей  административной власти во внесудебном  порядке воздействовать на граждан  и организации. Но административно-правовое регулирование управления обеспечивает внедрение в сферу администрирования демократических начал.

     В управленческих отношениях есть субъект  и объект воздействия. Их правовое опосредование  превращает обе стороны в субъектов  правоотношений, носителей определенных прав и обязанностей. И властвующий уже не вправе делать то, «что левая нога захочет», выдавая свой каприз за государственную мудрость, а подвластному не нужно упрашивать «дать слово молвить». Закрепляя демократические начала формирования административной власти и контроль за ее деятельностью, рациональные формы организации управленческого труда, разнообразные права граждан, механизмы решения конфликтов, четкие процедуры деятельности и многое другое, административное право придает управленческим отношениям цивилизованный характер, способствует развитию в них начал законности, справедливости, демократии.

     Применительно к практике деятельности муниципальных  образований (например, по формированию и исполнению муниципального заказа), методы управления за расходованием средств местного бюджета через муниципальный заказ условно можно разделить на организационно-правовые и организационно-экономические.

     Организационно-правовые методы — это прямые нормативно- распорядительные воздействия на субъекты муниципального заказа в форме постановлений (распоряжений) представительного органа местного самоуправления, главы муниципального образования, решений конкурсной (котировочной комиссии) по вопросам формирования, размещения, исполнения, контроля муниципального заказа; установления правил, регулирующих процессы торгов (конкурсов), выработки стандартных процедур и правил управления муниципальным заказом.

     Прямое  административное указание, которое  имеет обязательный характер, адресуется конкретным управляемым объектам или лицам (решение представительного органа власти, приказ, распоряжение главы администрации, регламент деятельности администрации, должностные инструкции). Наиболее категоричной регламентирующей формой административного воздействия является приказ (распоряжение). Он обязывает подчиненных (руководителей муниципальных предприятий и организаций, а также руководителей структурных подразделений и отдельных работников) точно и в установленный срок выполнять принятое решение.

Информация о работе Понятие и характеристика методов муниципального управления