Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 18:57, лекция
Муниципальное право является относительно новой отраслью российского права. Начало его формирования связано с реформированием местной власти, после принятия Закона СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» 1990 г. и РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» 1991 г. В советский период подобной специальной отрасли права не существовало, поскольку местные органы власти - Советы входили в единую государственную систему управления и функционировали на принципах общих для всего советского государственного управления.
1. Понятие муниципального права
Предмет и метод муниципального права
Муниципальное право является относительно новой отраслью российского права. Начало его формирования связано с реформированием местной власти, после принятия Закона СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» 1990 г. и РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» 1991 г. В советский период подобной специальной отрасли права не существовало, поскольку местные органы власти - Советы входили в единую государственную систему управления и функционировали на принципах общих для всего советского государственного управления.
Подобно другим отраслям права, муниципальное представляет собой совокупность связанных между собой правовых норм, закрепляющих и регулирующих самостоятельный круг общественных отношений, возникающих в процессе организации местного самоуправления и реализации населением муниципального образования своих полномочия по управлению местными делами. Совокупность общественных отношений в сфере местного самоуправления составляют предмет муниципального права. Эти отношения обладают локально-территориальным и комплексным характером, что выделяет их среди других отношений. Признаком, объединяющим все эти отношения в самостоятельный вид является также то, что они возникают в процессе деятельности населения муниципального образования по решению вопросов местного значения непосредственно или через свои представительные органы самоуправления. Эта деятельность носит публично-властный характер: решения принимаемые населением путем прямого волеизъявления и его представительными органами, обязательны для исполнения всеми субъектами общественных отношений в масштабе муниципального образования, независимо от их организационно-правовой формы и вида собственности. Поэтому местное самоуправление представляет собой особый, специфический уровень власти в государстве.
Одной из особенностей власти местного самоуправления является то, что она согласно Европейской Хартии местного самоуправления, обеспечивает одновременно эффективное и приближенное к гражданам управление. Именно на местном, муниципальном уровне конституционное право граждан на участие в управлении может быть осуществлено наиболее полно и непосредственно. Поэтому местное самоуправление (муниципальная власть) и государственная власть являются формами единой публичной власти. Данный подход к оценке муниципального самоуправления нашел подтверждение в ряде постановлений Конституционного Суда РФ (от 15.01.1998 г. по делу о проверке конституционности ст.80, 92, 93 и 94 Конституции Республики Коми и ст. 31 Закона Республики Коми от 31.10.1994 г. «об органах исполнительной власти в Республике Коми»).
Предмет муниципального права охватывает различные по своему содержанию и характеру общественные отношения: организационные, управленческие, имущественные, финансовые и др., в которых их обязательным субъектом выступает либо население муниципального образования, либо орган (должностное лицо) местного самоуправления, обладающий соответствующими полномочиями. Все отношения можно условно разделить на три основные группы:
a) отношения, возникающие
при решении населением
b) отношения, связанные
с хозяйственно-экономической
c) отношения, связанные
с реализацией органами
Необходимо отметить, что предмет муниципального права охватывает отношения из сферы частного права потому, что органы местного самоуправления не только осуществляют публично-властную деятельность, но и реализуют права собственника (сдача в аренду, отчуждение и т.п.) в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности.
В муниципальном праве используется не один метод правового регулирования, совокупность нескольких как общих, так и специфических методов. Муниципальное право, как и другие отрасли, воздействует на общественные отношения с помощью таких способов как, предписание, дозволение и запрет, совокупность которых определяет характер правового регулирования. В зависимости от юридического приема, используемого в регулировании общественных отношений выделяют два основных метода регулирования – императивный (властный) и диспозитивный. Конституционный принцип гарантированности местного самоуправления обуславливает использование в муниципальном праве также методагарантий. Особенно широко он используется на федеральном уровне правового регулирования местного самоуправления, потому, что государство признав самостоятельность местного самоуправления, взяло на себя обязанность его судебной защиты и организационного, экономического и финансового обеспечения.
Конституционная самостоятельность самоуправления в пределах своих полномочий выводит его из общей системы государственного управления. Поэтому государство, учитывая специфику этого уровня власти, оказывает влияние на деятельность муниципальных образований методомрекомендаций.
Международный опыт определил два главных принципа регулирования деятельности органов местного самоуправления, которые используются и в России: можно делать то, что не запрещено законом и осуществлять деятельность прямо не запрещенную законом.
Система и источники муниципального права
Источниками муниципального права являются правовые акты, в которых устанавливаются, изменяются или отменяются правовые нормы, направленные на регулирование муниципальных отношений. С учетом субъекта осуществляющего регулирование отношений в сфере местного самоуправления можно выделить четыре группы источников: международно-правовые акты, федеральные нормативно-правовые акты, нормативные акты субъектов Федерации и нормативно-правовые акты, принятые населением муниципального образования и его органами самоуправления.
Источники муниципального
права можно также
Совокупность нормативно-
Муниципальное право
имеет свою систему, которая отражает
взаимосвязь и
Внутреннее содержание системы муниципального права включает следующие структурные части:
a) Местное самоуправление в системе народовластия.
К этой части относятся нормы права: содержащие основные понятия и термины, используемые в законодательстве о местном самоуправлении; закрепляющие основные принципы и функции МСУ; закрепляющие формы непосредственного волеизъявления населения муниципальных образований, институты представительской демократии и др.
b) Основы местного самоуправления: территориальные организационные и финансово-экономические.
Правовые нормы данной группы определяют порядок: создания, объединения, преобразования муниципальных образований; установления и изменения их границ; формирования муниципальной собственности, ее состав; основы финансовой самостоятельности; основы взаимоотношений выборных и иных органов местного самоуправления; порядок прохождения муниципальной службы, определяют статус муниципального служащего, др.
c) Предметы ведения и полномочия.
Нормы права этой части устанавливают: принципы определения компетенции органов местного самоуправления; собственные полномочия и отдельные переданные государственные полномочия муниципальных образований; регулируют отношения, возникающие в процессе реализации полномочий местного самоуправления в различных сферах местной жизни.
d) Гарантии местного самоуправления.
Данная часть системы содержит нормы: закрепляющие гарантии по обеспечению организационной и финансовой самостоятельности местного самоуправления; устанавливающие судебную и другие формы защиты МСУ.
e) Ответственность органов местного самоуправления, их должностных лиц и контроль за их деятельностью.
Пятый элемент составляют
правовые нормы, которые: определяют формы,
порядок и условия
Муниципально-правовые нормы и институты
Содержащиеся в перечисленных нормативно-правовых актах нормы права в совокупности образуют муниципальное право как отрасль российского права. Муниципально-правовыми нормами являются правовые нормы, закрепляющие и регулирующие общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления. Особенности этих правовых норм вытекают из специфики и особенностей местного самоуправления и его места в управлении общественными отношениями. В зависимости от различных оснований их можно классифицировать на разные виды:
a) по объекту правового регулирования (по кругу регулируемых отношений) различают нормы, закрепляющие:
b) по характеру предписаний:
c) по степени
определенности (
v императивные (официальное опубликование – обнародование – нормативных актов органов МСУ, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина);
v диспозитивные (возможность
расширения вопросов ведения
МСУ по инициативе самого
d) по территории действия:
¯ общие – на всей территории России;
¯ региональные – в масштабе субъекта Федерации;
¯ локальные - на местном уровне, в рамках муниципального образования.
e) по содержанию:
ü материально-правовые (закрепляющие права и обязанности органов МСУ, граждан и других субъектов муниципальных отношений);
ü процессуально-правовые (определяют порядок, процедуру выборов и деятельности органов МСУ, принятия ими решений, проведения местных референдумов и т.п.).
Правовые нормы, объединенные по какому-либо одному признаку, образуют институт муниципального права. Правовой институт в муниципальном праве представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих определенный круг взаимосвязанных общественных отношений в сфере местного самоуправления, образующих в рамках предмета отрасли муниципального права самостоятельную, обособленную группу. Среди таких институтов можно назвать: институт территориальной основы, институты муниципальной собственности и муниципальной службы и др.
Информация о работе Понятие муниципального права и местного самоуправления