Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 18:57, лекция
Муниципальное право является относительно новой отраслью российского права. Начало его формирования связано с реформированием местной власти, после принятия Закона СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» 1990 г. и РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» 1991 г. В советский период подобной специальной отрасли права не существовало, поскольку местные органы власти - Советы входили в единую государственную систему управления и функционировали на принципах общих для всего советского государственного управления.
Субъекты муниципально-правовых отношений
В процессе осуществления деятельности местного самоуправления возникают различные отношения как внутренние (в рамках муниципального образования), так и внешние (с государством, субъектом Федерации, другими муниципальными образованиями и т.д.), которые можно разграничить на отношения:
a) связанные с организацией местного самоуправления;
b) по жизнеобеспечению
населения муниципального
c) по осуществлению
органами МСУ отдельных
Специфика местного самоуправления
как правового института
Субъектами муниципально-
Первая группа – муниципальные образования.
Особенность данного субъекта следует из специфики местного самоуправления. Согласно законодательству муниципальным образованием признается городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.
Вторая группа - субъекты, наделенные правом принимать решения (участвовать в принятии решений) по вопросам местного значения.
Население муниципального образования, которое реализует свое право на участие в местном управлении путем референдума, выборов, обладает правотворческой инициативой в пределах муниципального образования.
Собрание (сход) граждан, который выступает как форма решения населения вопросов местного значения и как форма организации территориального общественного самоуправления, создаваемого на части территории муниципального образования и обеспечивающего осуществление гражданами собственных инициатив в решении вопросов местного значения (собрание жителей улицы, дома, микрорайона и т.п.).
Выборные и иные органы местного самоуправления: представительный орган и выборное должностное лицо, наделенное полномочиями по принятию решений местного значения.
Граждане России, согласно Конституции РФ имеют равные права, и которые реализуются ими как непосредственно (выборы, референдум, собрания и т.п.), так и через представительные органы. Они обладают равным доступом к муниципальной службе, получения полной и достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления.
Депутаты представительного органа местного самоуправления, обладают статусом производным от коллегиального выборного органа муниципального образования и могут представлять интересы населения и принимать решения в составе этого органа.
Третья группа – субъекты содействующие осуществлению местного самоуправления, к которым относятся:
Органы территориального общественного самоуправления, создаваемые гражданами по месту жительства. Они могут создаваться на территориях, не являющихся муниципальными образованиями: в микрорайоне, квартале, на улице, в доме и т.п. Эти органы участвуют в акциях милосердия и благотворительности, общественного контроля за использованием муниципальной собственности, в работе с детьми и подростками и т.п. В соответствии с уставом муниципального образования могут быть юридическими лицами.
Объединения муниципальных образований и их органов в форме ассоциаций и союзов, создаваемые с целью содействия эффективному осуществлению местного самоуправления и координации деятельности органов местного самоуправления
Государственные органы оказывают содействие и поддержку, создавая необходимые условия становления и развития местного самоуправления, а также осуществляют контроль за соблюдением законности деятельности органов МСУ.
Предприятия, учреждения и организации различных форм собственности и организационно-правовых форм, находящиеся на территории муниципального образования. Их отношения строятся с органами местного самоуправления на основе договора. Они участвуют в комплексном социально-экономическом развитии территории муниципального образования.
Местные общественные
объединения (партии союзы и т.п.) отстаивают
интересы своих членов и участников в
органах местного самоуправления, участвуют
в выборах.
2. Понятие местного самоуправления
Понятие местного самоуправления
Следуя положениям Европейской Хартии местного самоуправления среди демократических основ российского государства, Конституция РФ закрепила народовластие, разделение властей, идеологическое и политическое многообразие и местное самоуправление. Выделение местного самоуправления из системы органов государственного управления, свидетельствует как о децентрализации, так и об особых основах взаимоотношения центральных органов власти государства и органов власти его субъектов с органами местного самоуправления, а также о выделении особой сферы местных вопросов, решаемых самими гражданами.
В связи с этим местное самоуправление может рассматриваться в качестве:
¯ основ конституционного строя России;
¯ права населения
на самостоятельное решение
¯ формы народовластия.
Местное самоуправление как одна из основ конституционного строястраны:
a) представляет собой
основополагающий принцип
b) предполагает установление
децентрализованной системы
c) выводит органы
местного самоуправления из
d) выделяет особую сферу вопросов, решаемых органами местного самоуправления самостоятельно и под свою ответственность.
Местное самоуправление как право населения на самостоятельное решение вопросов местного значения:
a) признает основным субъектом права население муниципального образования;
b) устанавливает, что осуществление этого права возможно как в форме непосредственного волеизъявления, так и через свои представительные и иные выборные органы, а также через территориальное общественное самоуправление;
c) устанавливает право населения создавать самостоятельное муниципальное образование;
d) обеспечивается правом каждого гражданина России на участие в местном самоуправлении;
e) устанавливает самостоятельность муниципального образования и его независимость от государства и обязывает государство создавать необходимые условия и содействовать осуществлению данного права.
Местное самоуправление как форма народовластия:
a) имеет свой субъект
– население, граждане
b) занимает особое
место в демократическом
c) имеет свой объект управления – вопросы местного значения, касающиеся обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования;
d) выражается в
его финансово-экономической
e) проявляется в
особой ответственности
f) предполагает управление
муниципальной собственность в
интересах и с учетом мнения
населения муниципального
g) Отражает исторические
и иные местные традиции
Конституционная модель местного самоуправления России
Закон РФ об общих принципах местного самоуправления дает следующее определение местного самоуправления:
Местное самоуправление в Российской Федерации это признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.
Исходя из определения местного самоуправления и положений Конституции России можно вывести основные черты конституционной модели местного самоуправления в Российской Федерации:
1) Конституционное закрепление, признание и гарантии МСУ;
2) Самостоятельность МСУ в решении вопросов местного значения в пределах своих полномочий, определенных Конституцией и федеральным законодательством;
3) Самостоятельность и финансово-экономическая независимость МСУ и его органов от государства, исключение их общей системы государственного управления;
4) Юридическое равенство МСУ с центральными органами исполнительной власти Федерации и ее субъектов как равные формы народовластия;
5) Публичный характер власти МСУ в сочетании с частноправовыми элементами деятельности по осуществлению прав граждан в рамках муниципального образования.
Сущность местного самоуправления состоит в единстве власти и свободы населения, что на правовом уровне должно получать свою реализацию в сочетании институтов публичной власти с институтами прав граждан на местное самоуправление.
Принципы и функции местного самоуправления
В основе организации и деятельности населения и формируемых им органов по самостоятельному управлению местными делами лежат общие начала и идеи обязательные для органов государственной власти Федерации и её субъектов, а также органов муниципальных образований. Для принципов местного самоуправления характерно следующее:
¯ устанавливают единые основы построения и функционирования муниципальной власти на всей территории российского государства;
¯ являясь теоретической основой муниципального строительства, они помогают уяснить сущность, отличительные черты и признаки местного самоуправления;
¯ позволяют объективно оценить действующую систему местного самоуправления с позиций развития народовластия на местах;
¯ способствуют сохранению преемственности в развитии институтов местного самоуправления;
¯ выступают в качестве своеобразных гарантий реализации прав населения на самостоятельное решение вопросов местного значения;
Реализация принципов
местного самоуправления обеспечивается
их правовым закреплением в законодательстве,
уставах муниципальных
Принципы местного самоуправления закреплены в Европейской Хартии местного самоуправления 1985 г., которая служит правовой базой для муниципального законодательства нашей страны. Европейская Хартия обладает такой же юридической силой как федеральное законодательство, поскольку в 1998 г. она была ратифицирована Россией. Эти принципы отражены в Конституции РФ, федеральных законах о местном самоуправлении. Хотя они и не содержат конкретного перечня общих принципов, тем не менее в них можно выделить те, которые достаточно конкретно сформулированы. Для этих принципов характерна их высокая обобщенность, поэтому каждый из них может быть выражен через более конкретные принципы. Например, принцип самостоятельности местного самоуправления может выражаться через принцип финансово-экономической самостоятельности, принцип организационной самостоятельности и т.д., а принцип организационной самостоятельности через принцип самостоятельности населения в определении структуры органов местного самоуправления и кадровой работы. Можно выделить принципы, обусловленные спецификой местного самоуправления как формы организации местной публичной власти (организационное обособление от государственного управления и т.п.) или принципы, имеющие универсальный характер, распространяющиеся на всю систему публичной власти в стране (соблюдение прав и свобод человека и гражданина, законности, гласности и т.п.).
К общим принципам местного самоуправления можно отнести следующие:
1) Самостоятельность решения населением вопросов местного значения.
Воплощение данного принципа проявляется:
Информация о работе Понятие муниципального права и местного самоуправления