Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 15:58, контрольная работа
Сущность любого государства проявляется в его функциях. Деятельность государства по реализации своих функции осуществляется в правовых формах, основанных на принципе разделения властей. Следует учитывать, что любая из функций государства осуществляется совокупностью государственных органов, принадлежащих к различным ветвям власти.
Это в полной мере относится и к осуществлению правоохранительной функции. Как гласит Конституция Российской Федерации, человек, его права и свободы являются вышей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства.
1. Введение
2. Министерство юстиции РФ, его состав, задачи и структура
2.1 Функции министерства юстиции
3. Верховный Суд РФ, порядок его образования и наделения полномочиями судей, место верховного Суда РФ в судебной системе РФ
3.1 Состав Верховного суда РФ
3.2 Структура Верховного Суда РФ
4. История нотариата в России
4.1 Понятие нотариата в РФ, его место в системе правоохранительных органов
Заключение
Список литературы
Заместители Председателя верховного Суда РФ, являющиеся одновременно председателями соответственно Судебной коллегии по гражданским делам, Судебной коллегии по уголовным делам, Военной коллегии, организуют работу возглавляемых ими коллегий.
Судьи Верховного Суда РФ вправе осуществлять следующие полномочия:
1. рассматривать дела по первой и второй инстанции, в порядке надзора и ввиду вновь открывшихся обстоятельств;
2. председательствовать по поручению председателей либо заместителей председателей в судебных составах судебной коллегии при рассмотрении дел по второй инстанции, в порядке надзора и ввиду вновь открывшихся обстоятельств, а также по поручению Председателя Верховного Суда РФ, либо председателя соответствующей судебной коллегии председательствовать в рассмотрении дел по первой инстанции;
3. по поручению председателя Верховного суда РФ докладывать дела на заседаниях Президиума верховного суда РФ;
4. участвовать в обобщении судебной практики и анализе судебной статистики; знакомиться непосредственно в судах общей юрисдикции с практикой применения федерального законодательства;
5. участвовать в подготовке законопроектов и иных материалов, выносимых на рассмотрение Пленума верховного Суда РФ, и по поручению председателя верховного Суда РФ докладывать их на заседании Пленума верховного суда РФ.
Компетенция Верховного Суда РФ. Являясь высшим судебным органом Российской Федерации по гражданским, уголовным, административным делам, подсудным судам общей юрисдикции, Верховный Суд РФ вправе осуществлять и иные функции, отнесенные к его компетенции Конституцией, Федеральным конституционным законом «О судебной системе российской Федерации».
Осуществляя правосудие, Верховный Суд РФ выступает в качестве суда первой инстанции по делам, отнесенным к его подсудности, в качестве суда второй инстанции по делам, рассмотренным по первой инстанции судебными коллегиями Верховного Суда РФ и высшими судами субъектов Федерации, в качестве суда надзорной инстанции по рассмотрению судебных актов, вступивших в законную силу, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.
К подсудности верховного Суда РФ в качестве суда первой инстанции закон относит следующие дела:
1) о преступлениях, в совершении которых обвиняется судья, если судьёй заявлено соответствующие ходатайство, а также уголовные дела особой важности или особого значения, которые Верховный Суд РФ вправе принять к своему рассмотрению при наличии ходатайства обвиняемого;
2) об оспаривании как несоответствующих федеральному закону нормативно правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, а также нормативных правовых актов иных федеральных органов исполнительной власти, федеральных государственных органов, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан и объединений;
3) об оспаривании постановления о приостановлении или прекращении полномочий судьи либо прекращении отставки судьи;
4) о приостановлении или прекращении деятельности российских и международных общественных объединений;
5) об оспаривании решений и действий (бездействия) Центральной избирательной комиссии российской Федерации по подготовке и провидению референдума Российской Федерации, выборов президента РФ и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ (за исключением решений, принимаемым по жалобам на решения и действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий);
6) по разрешению разногласий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ, переданных Верховному Суду РФ Президентом РФ в соответствии со ст. 85 Конституции;
7) иные гражданские и административные дела, имеющие важное государственное или международное значение, которые верховный Суд вправе принять к своему производству по собственной инициативе.
Верховный Суд РФ рассматривает в качестве суда второй инстанции дела по жалобам и протестам на решения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, окружных военных судов, принятые ими в качестве суда первой инстанции и не вступившие в силу. Кассационная коллегия Верховного суда РФ рассматривает как суд второй инстанции решения Верховного Суда РФ, принятые им в качестве суда первой инстанции и не вступившие в силу.
Верховный Суд РФ рассматривает дела по жалобам и протестам на решения судов общей юрисдикции, вступившие в силу; рассматривает по вновь открывшимся обстоятельствам дела в отношении решений Верховного Суда РФ, вступивших в законную силу.
4. История нотариата в России
С институтом частной собственности связано и развитие нотариата в России. Наличие института собственности необходимо отнести к общим закономерностям становления нотариата во всех странах мира, включая Россию. Нотариат возник как институт, призванный защищать частную собственность и обеспечивать бесспорность имущественных и других прав участников гражданского оборота. По справедливому мнению исследователей правового института нотариата, исторически нотариат является составной частью правовой системы любой страны, где присутствуют условия товарного оборота. Поэтому и история развития нотариата в России уходит своими корнями в историю Киевской Руси.
Уже в договорах киевской Руси с Византией, а затем и в Русской Правде право собственности регламентируется достаточно подробно. Однако регламентация здесь еще на прямая, а косвенная - через нормы о защите объектов собственности от преступных посягательств либо о передаче вещей по обязательствам, договорам или наследству. Основными способами приобретения прав собственности были: оккупация (захват), владение по давности, находка, договор и пожалование. Реализация первых трех способов зависела от местного обычая. Договоры купли - продажи, мены, дарения требовали засвидетельствования частными лицами или государственными чиновниками.
Введение христианства на Руси привело к появлению церковного нотариата, поскольку ведению церкви подлежали почти все семейные дела, в том числе: дела по наследству, опеке, утверждению духовных завещаний, разделу наследственного имущества. Как свидетельствуют княжеские уставы, для производства всех этих дел у епископах находились особые лица - владычные тысяцкие и наместники. Некоторые их них разъезжали по подведомственным епископу областям и чинили там «управу». Кроме того, при самом епископе были должностные лица - хранители книг, грамот и делопроизводства. В таком виде на Руси зарождается нотариальное производство.
В великом Новгороде, где торговля и гражданский оборот получили наибольшее развитие, посадники и тысяцкие имели свои печати, которыми заверяли договоры, жалования и другие новгородские грамоты. Это свидетельствует о нотариально - удостоверительном характере действий государственных чиновников.
Устав и «Закон судный людям» князя Владимира содержали ряд установлений, касающихся дел о наследстве, завещаниях, опеке. В частности, эти документы включали требование, по которому завещание имело законную силу, если составлялось не менее чем при семи свидетелях; свидетелями могли быть только люди, заслужившие доверие. Сам завещатель при составлении завещания должен находиться в здравом уме и твердой памяти и назначить душеприказчиков и опекунов, которые бы после смерти исполнили его волю.
Проведенный краткий анализ позволяет сделать вывод, что история российского нотариата уходит своими корнями в Древнюю Русь. Именно тогда в русском праве формировались нормы, касающиеся института нотариата.
В эпоху российского централизованного государства ХV - ХVI вв. нормативно-правовые акты не просто сохранили институт нотариата, но и развили его. Сделки, связанные с переходом прав на отдельные виды имущества (земля, вотчины, холопы), оформлялись подьячими в форме крепостных актов. По совершению крепостного акта сделка записывалась в книгу приказов и с этого момента считалась заключенной. Позднее совершение этих сделок было перенесено в особые присутственные места. Составленные по надлежащей форме и скрепленные надлежащей печатью, эти документы приобретали характер бесспорных документов и имели обязательную силу.
Дошедшие до нас исторические документы той эпохи свидетельствуют о наличии в российском централизованном государстве так называемого сословия площадных подьячих. Это была своего рода корпорация профессиональных писцов, специализировавшихся в совершении сделок за определенную плату. Назначения на эти должности производились по указу царя на основе челобитной, подписанной кандидатом. Характеристику кандидату на должность давали выборные старосты. Площадные подьячие работали под контролем государства. Выборные старосты имели право и обязанность осуществлять контроль за подьячими, «чтобы воровски не писали подставных, заочных крепостей, чтобы в том пошлина не пропадала».
Таким образом, площадные подьячие имели много сходных черт с нотариатом, а главная из них в том, что деятельность площадных подьячих приобрела публичный характер. Согласно указу царя Федора Ивановича от 15 февраля 1597 года, вводилась обязательная справка купчих крепостей в холопьем приказе. Она представляла собой свидетельский допрос с целью установления подлинности и добровольности заключения сделки, проверки принадлежности имущества продавцу, а также наличия обременений и запрещений на его продажу. Имущество считалось отчужденным, а право собственности возникало у приобретателя только после записи акта в книгу приказа и приложения печати. Эти правовые нормы свидетельствуют о существовании государственного контроля за деятельностью площадных подьячих. В них во многом уже были заложены элементы, характеризующие современный нотариат.
Об усилении государственного контроля за деятельностью площадных подьячих свидетельствует Соборное уложения в 1649г. Уложение установило более строгую ответственность подьячих за составление ложной наемной кабалы или иной крепости, за заключение сделки под принуждением, а также за попытку ложно обвинить в принуждении к сделке. В частности, за подложную крепость подьячий мог быть подвергнут торговой казни или заключен в тюрьму на полгода; при особо серьезных нарушениях площадным подьячим угрожало отсечение руки, свидетелям - торговая казнь и тюрьма.
Соборное уложение обязывало совершать сделки только через площадных подьячих и при этом составлять соответствующие справки для последующей регистрации в Поместном приказе. Уложение разрешало составлять «на дому» только акты о займе денег и хлеба, сговорные свадебные записи, духовные завещания. Остальные крепости, составленные площадным подьячим, в обязательном порядке записывались в книги соответствующего приказа, за что с подьячих взималась пошлина. Следовательно, Соборное уложение различало значение актов и крепостей домашних и совершенных у площадных подьячих. Приказы стали хранилищами документов о владении недвижимой собственностью. Важно подчеркнуть и такую существенную черту российского нотариата того времени, как разделение функций органов, совершающих сделку, и органов, ее регистрирующих.
В эпоху петровских реформ институт площадных подьячих был упразднен, а их место заняли крепостные писцы. Крепостные документы стали оформляться в Палате крепостных дел, а позднее - в Юстиц-коллегии и у губернаторов.
Во второй половине ХVIII вв., в эпоху Екатерины II, нотариальные функции были возложены на суды. Крепостные акты в тот период совершались в отделениях при палатах гражданских судов и при уездных судах. Сделки делились на крепостные и явочные. Крепостной порядок был учрежден для сделок, связанных с куплей-продажей недвижимости, крепостных крестьян, т. е. наиболее важных объектов купли-продажи. Крепостные акты оформлялись в присутствии судьи для придания им важности. После проверки их правильности они регистрировались в крепостной книги и с этого момента приобретали силу крепостных документов. Что касается сделки, оформленной явочным порядком для иных случаев, то она регистрировалась в крепостной книге без той церемонии, которая сопровождала совершении крепостной сделки.
Таким образом, в ХVIII вв. сложились три порядка заключения договоров - домашний, явочный и крепостной.
В первой половине ХIХ вв. была усовершенствованна система наказаний за нарушение нотариального законодательства. Уголовное уложение 1845г. Предусматривало наказание за совершение заведомо от чьего - либо имени подложных крепостей; за заочное совершение актов от имени отсутствующих, без надлежащей на то от них доверенности, или же лиц вымышленных; за совершение актов задним числом; за подложное засвидетельствование и фальшивую записку актов в шнуровую книгу; за сокрытие, истребление, умышленную потерю шнуровой книги.
Уложение 1845г. Различало неправильные действия чиновников, ведущих крепостные дела, совершенные по неосмотрительности лиц или совершенные с умыслом. В первом случае виновные лица удалялись с должностей, во втором - подвергались уголовным наказаниям. Следовательно, изменения в российском законодательств в части, касающейся ответственности нотариусов, повышали степень защиты собственности со стороны нотариата. Законодательство охраняло нотариальную деятельность от неправомерных действий, тем самым способствуя защите права собственности.
4.1 Понятие нотариата в РФ, его место в системе правоохранительных органов
Нотариат в Российской Федерации - орган, призванный обеспечивать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, конституциями республик в составе Российской Федерации, основами законодательства о нотариате защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательным актами нотариальных действий от имени российской Федерации.
Нотариальные действия - юридически значимые действия, совершаемые нотариусами, занимающимися частной практикой, нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, должностными лицами местных органов исполнительной власти (при отсутствии нотариуса в данной местности), а также уполномоченными должностными лицами консульских учреждений.
Нотариат представляет собой систему государственных органов и должностных лиц, на которых возложено удостоверение бесспорных прав и фактов, свидетельствование документов, выписок из них, придание документам исполнительной силы и выполнение других нотариальных действий в целях обеспечения защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
Нотариальные действия от имени государства совершают нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах или занимающиеся частной практикой, а также должностные лица органов исполнительной власти и консульских учреждений в соответствии с их компетенцией.
Нотариат в РФ имеет определенную систему. Возглавляет её Федеральная нотариальная палата. Она представляет собой некоммерческую организацию, наделенную правом юридического лица после её государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ. Федеральная нотариальная палата, объединяет юридические лица - региональные нотариальные палаты. При этом членство в Федеральной нотариальной палате является обязательным.