Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 19:32, контрольная работа
Эффективное функционирование системы местного самоуправления во многом определяется уровнем развития его правовой основы. Совершенствование местного самоуправления на этапе реального реформирования невозможно без детальной разработки законодательного регулирования всех аспектов общественных отношений его деятельности.
Введение………………………………………………………………………...3
1. Понятие правовой основы местного самоуправления…………………….5
2. Законодательство федерации и субъектов РФ о местном самоуправлении…………………………………………………………………...8
2.1. Конституция Российской Федерации, федеральные законы и подзаконные нормативные правовые акты……………………………………...8
2.2. Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации….14
2.3. Устав муниципального образования………………………………….16
Заключение……………………………………………………………………….20
Список использованной литературы…………………………………………...22
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Самарский Государственный Университет»
Юридический факультет
Кафедра государственного и
административного права
специальность – юриспруденция
Контрольная работа
по Муниципальному праву Российской Федерации
Тема 6.
Правовая основа организации и деятельности местного самоуправления
Выполнила студентка
3 курса 09304 группы
Быковец Елена Михайловна
Адрес: Самарская обл., г. Чапаевск,
ул. Артиллерийская 14 – 3
Телефон: 89277524802
Самара2010
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Понятие правовой основы местного самоуправления…………………….5
2. Законодательство федерации и субъектов РФ о местном самоуправлении…………………………………………
2.1. Конституция Российской Федерации, федеральные законы и подзаконные нормативные правовые акты……………………………………...8
2.2. Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации….14
2.3. Устав муниципального образования………………………………….16
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………...
Эффективное функционирование системы местного самоуправления во многом определяется уровнем развития его правовой основы. Совершенствование местного самоуправления на этапе реального реформирования невозможно без детальной разработки законодательного регулирования всех аспектов общественных отношений его деятельности. Полноценное развитие законодательства о местном самоуправлении является также залогом развития демократии в нашей стране, создания правового государства.
В российском законодательстве существует отдельная отрасль права - Муниципальное право Российской Федерации, представляющая совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе организации местного самоуправления и решения населением муниципальных образований непосредственно через выборные и другие органы местного самоуправления вопросов местного значения, а также в процессе реализации отдельных государственных полномочий, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.
Все отношения, возникающие в процессе организации и действие местных органов управления, и призвано регулировать муниципальное право. В частности оно регулирует:
выбор населением организационных форм самоуправления, его структуры, формирования соответствующих органов;
управление муниципальной собственностью, хозяйством, формированием и исполнением местного бюджета;
осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им в соответствие с законодательными и правовыми актами федеральных органов власти и органов власти субъектов федерации;
реализацию органами местного самоуправления конституционного права на судебную защиту, на компенсацию расходов, возникающих в связи с возложением на них дополнительных расходов, а также в связи с неправомерными действиями органов государственной власти.
Местное самоуправление будучи, хотя и на определенных автономных началах, инкорпорированным в государственную структуру, подвержено правовому регулированию со стороны самих местных сообществ, со стороны субъектов и Российской Федерации. Это означает, что исследованию следует подвергнуть нормативно-правовую базу на трех уровнях: федеральном, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Местное самоуправление в Российской Федерации функционирует на основе целой системы нормативно-правовых актов, разработанных на каждом из этих трех уровней.
1. Понятие правовой основы местного самоуправления
Правовая основа местного самоуправления – это система нормативных правовых актов, определяющих организацию, формы осуществления и гарантии местного самоуправления, его задачи и функции, а также компетенцию и ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления, их взаимоотношение с органами государственной власти, гражданами и их объединениями в Российской Федерации.
Согласно ст.4 Федерального закона 2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Правовую основу местного самоуправления составляют:
1) общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, среди которых важнейшее место занимает Европейская хартия о местном самоуправлении от 1985 года. Российская Федерация подписала ее 28 февраля 1996г. Государственная Дума ратифицировала 20 марта 1998г., а на территории России хартия вступила в силу 1 сентября 1998 года. Согласно Европейской Хартии местного самоуправления право граждан участвовать в управлении государственными делами относится к тем демократическим принципам, которые разделяются всеми государствами – членами Совета Европы;
2) Конституция РФ, федеральные конституционны законы, Федеральные законы и издаваемы в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти);
3) конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации;
4) уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты[1].
Нормативные правовые акты подразделяются по юридической силе на законы и подзаконные акты.
Законы обладают высшей юридической силой по отношению к подзаконным актам. Подзаконные акты не должны вступать в противоречие с законами. Если подзаконный нормативный акт противоречит закону, то он не действует в части противоречащей закону и должен быть приведен в соответствие с законом.
Законы издаются Федеральным собранием Российской Федерации, законодательными органами субъектов Российской Федерации.
Главное место в системе законов занимает Конституция Российской Федерации, на основе которой принимаются федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, а также подзаконные акты всех уровней органов государственной власти и местного самоуправления.
Это означает, что нормативные правовые и иные акты, принимаемые Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, иными федеральными органами должны соответствовать Конституции Российской Федерации и действующим Федеральным законам.
Такое же соотношение закона и подзаконного акта должно соблюдаться и в субъектах Российской Федерации.
Кроме того, все законы и подзаконные акты субъектов Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации, Федеральным законам, а также нормативным правовым актам, принимаемым Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.
Нормативные правовые акты подразделяются на специальные и содержащие отдельные нормы, касающиеся местного самоуправления.
Специальными законами являются, например - Федеральный Закон от 6.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; Федеральный Закон № 126 от 25.09.97 г. «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», законы субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении и другие.
Нормы, регулирующие отдельные виды отношений в системе местного самоуправления содержатся, например, в Конституции Российской Федерации, в ряде федеральных законов, конституциях и уставах субъектов Российской Федерации, а также в отдельных законах субъектов Российской Федерации, не имеющих специального для местного самоуправления предназначения.
К таким законам можно отнести Закон Российской Федерации № 21118-1 от 27.12.97 г. «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»; Закон Российской Федерации 2395-1 от 21.02.92 г. «О недрах» и другие, а так же налоговый и бюджетный кодексы.
2. Законодательство федерации и субъектов РФ о местном самоуправлении
2.1. Конституция Российской Федерации, федеральные законы и подзаконные нормативные правовые акты.
Местное самоуправление как одна из форм осуществления народом своей власти и одна из основ конституционного строя впервые в истории России признано и гарантировано Конституцией Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 года (статья 12 Конституции Российской Федерации).
Конституция РФ признает и гарантирует местное самоуправление как особый уровень власти в государстве, специфическую форму осуществления народовластия, относя при этом местное самоуправление к основам конституционного строя Российской Федерации (ст. 3, 12 и др.). Так же в ч.2 ст. 3 содержится положение о том, что “высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы”[2].
В соответствии с п. «н» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ установление общих принципов организации местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Конституция определяет пределы правового регулирования организации местного самоуправления для федеральных органов государственной власти: установление единых, общих для всех территорий России основ построения и функционирования местной, муниципальной власти.
Конституцией Российской Федерации решается вопрос о компетенции местного самоуправления. В соответствии с частью 1 статьи 130 и частью 1 статьи 132 предметы ведения местного самоуправления определены как “вопросы местного значения”. Среди вопросов местного значения в указанных статьях Конституции названы владение, пользование, распоряжение и управление муниципальной собственностью, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, осуществление охраны общественного порядка. Причем население и органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.
Конституцией Российской Федерации в общем виде определена территориальная основа местного самоуправления. В соответствии с частью 1 статьи 131 местное самоуправление осуществляется в городских и сельских поселениях, то есть поселения прямо названы субъектами местного самоуправления. Указанной статьей предусматривается возможность осуществления местного самоуправления “и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций”[3]. Поскольку местные традиции в полной мере могут быть учтены в самих субъектах Российской Федерации, а также на муниципальном уровне, то, по-видимому, установление границ таких территорий может быть отнесено к ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации при условии учета мнения населения. В определенной мере обязательность учета мнения населения при определении территориальной организации местного самоуправления установлена частью 2 статьи 131, в соответствии с которой “изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий”. Но процедуры выявления мнения населения и степень влияния этого мнения на решение об изменении границ конституционно не определены. Не названы Конституцией органы, обладающие правом установления и изменения границ территорий, в пределах которых осуществляется местное самоуправление. Кроме того, не предусмотрена обязательность учета мнения населения при установлении границ. В отношении предельно возможных территорий, в границах которых осуществляется местное самоуправление, можно сказать только, что минимальная территориальная единица не определена вообще, а максимальная не может совпадать со всей территорией субъекта Российской Федерации в силу его конституционно-правового статуса.
Таким образом, в соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление может осуществляться в городских и сельских поселениях, во внутрипоселенческих территориальных образованиях, в нескольких поселениях, объединенных общей территорией, и на любой другой населенной территории, имеющей установленную границу. В последнем случае речь может идти, например, о территории, в пределах границы которой проживает кочевое население, не имеющее устойчивых поселений.
Информация о работе Правовая основа организации и деятельности местного самоуправления