Правовое поле деятельности пресс-служб

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 13:06, контрольная работа

Описание

Основной проблемой на сегодня является определение рамок и границ, в которых должно существовать правовое поле журналиста, определяющее его права и обязанности. Такая позиция также послужит с одной стороны гарантией безопасности для субъекта журналистики, а с другой стороны не заденет права ее объекта при исполнении журналистом своих непосредственных обязанностей по сбору, подготовке, написанию и опубликованию авторского материала на актуальные и злободневные темы.

Работа состоит из  1 файл

Правовое поле деятельности пресс-служб.doc

— 228.50 Кб (Скачать документ)

 

 

 Специальные обязанности журналистов в период избирательной кампании.                     

 

В ходе избирательной  кампании права представителей средств  массовой информации заключаются в возможности требования представления им для ознакомления с итогами голосования по каждому избирательному участку, территории, на которую распространяется деятельность комиссии, а также результатов выборов по избирательному округу, в объеме данных, содержащихся в протоколе об итогах голосования и протоколах об итогах голосования непосредственно нижестоящих комиссий (согласно ст. 72 Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права граждан на участие в референдуме»).

Кроме того, представители СМИ могут ознакомиться с протоколом участковой комиссии об итогах голосования, а также с протоколами иных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, референдума, в том числе составляемых повторно, а также с полученными от соответствующей комиссии копии указанных протоколов и приложенных к ним документов (согласно ст. 30 Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права граждан на участие в референдуме»).

На протяжении избирательной  кампании представители СМИ имеют право присутствовать:

- на всех заседаниях  избирательной комиссии

- при подсчете голосов  избирателей

- на агитационных мероприятиях, освещать их проведение, находиться  в помещении для голосования  в день голосования, в дни  досрочного голосования, а также производить фото- и видеосъемку [14, 36].

Во время избирательной  кампании журналисты обладают всеми  правомочиями, которыми они наделены Федеральным законом «О средствах  массовой информации»:

- запрашивать, получать  и распространять информацию

- посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений и их пресс-службы

- быть принятым должностными  лицами в связи с запросом  информации

- получать доступ к  документам и материалам, за исключением  их фрагментов, содержащих сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну

- копировать, публиковать,  оглашать или иным способом  воспроизводить документы и материалы  при условии соблюдения требований  части первой статьи 42 Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права граждан на участие в референдуме»

- производить аудиовизуальную  фиксацию информации

- посещать охраняемые  места стихийных бедствий, аварий  и катастроф, массовых беспорядков  и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение; присутствовать на митингах и демонстрациях

- проверять достоверность  сообщаемой информации

- излагать свои личные  суждения и оценки в сообщениях  и материалах, предназначенных для распространения за его подписью

- отказаться от подготовки  за своей подписью сообщения  или материала, противоречащего  его убеждениям

- снять свою подпись  под сообщением или материалом, содержание которого, по его мнению, было искажено в процессе редакционной подготовки, либо запретить или иным образом оговорить условия и характер использования данного сообщения или материала

- распространять сообщения  и материалы за своей подписью, под псевдонимом или без подписи  [10, 112].

Редакции и представители  СМИ обладают и специальными правами. Так, например, представители СМИ вправе требовать представления от Центральной избирательной комиссии зарегистрированных федеральных списков кандидатов вместе со сведениями о включенных в них зарегистрированных кандидатах (ч. 9 ст. 44 ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы ФС Российской Федерации»).

Редакции СМИ вправе направлять в Центральную избирательную  комиссии Российской Федерации, избирательную  комиссию субъекта Российской Федерации  запрос информации о полученных от филиалов Сберегательного банка Российской Федерации сведениях о поступлении средств на соответствующие специальные избирательные счета и расходования этих средств для финансирования выборов (согласно ст. 68 ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы ФС Российской Федерации»), а также требовать представления от Центральной избирательной комиссии РФ предварительных данных о результатах выборов депутатов Государственной Думы по мере их поступления в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации (ст. 86 ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы ФС РФ»).

Кроме прав на участие  в предвыборной кампании журналисты, участвовавшие в информационном обеспечении выборов так же получают гарантии трудовых прав - в период избирательных  кампаний и в течение одного года после ее окончания в отношении лиц, участвовавших в деятельности по информационному обеспечению выборов (референдума) запрещается увольнять с работы по инициативе администрации и переводить на другую работу без согласия.

Согласно федеральному законодательству, все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности. Принцип равенства означает недопустимость дискриминации по признакам пола, расы, национальности, партийной принадлежности, рода деятельности, занимаемой должности.

Информирование через СМИ не должно нарушать равенство кандидатов (избирательных объединений), кроме того, в информационных материалах не должно отдаваться предпочтение какому бы то ни было кандидату, избирательному объединению, преобладание сведений о каком-либо из кандидатов (согласно ст. 45 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права граждан на участие в референдуме»).

Предпочтение может  выражаться в следующих факторах:

- объеме времени освещения  предвыборной деятельности

- объеме печатной площади,  отведенной для таких сообщений

- непредоставлении бесплатного  эфирного времени и печатной  площади на равных условиях  всем кандидатам

- отказе в предоставлении  платного эфирного времени, в  случае, если иным кандидатам  такое время предоставляется

- дифференцировании оплаты за предоставление платного эфирного времени (площади), неравном объеме и прочим параметрам

- дифференцировании уровня  информирования общественности  о разных кандидатах [16].

Согласно действующему законодательству, сообщения СМИ  о проведении предвыборных мероприятий, мероприятий, связанных с референдумом, производятся отдельным информационным блоком, без комментариев.

В некоторой степени  это ограничивает право на свободу  выражения мнения журналистов, однако Конституционный суд РФ признал  данное положение не противоречащим Конституции РФ, поскольку содержавшиеся в нем положения не могут служить основанием для запрета представителям СМИ давать комментарий за пределами отдельного информационного блока.

В ходе предвыборной агитации редакции средств массовой информации обязаны:

- обеспечить равные  условия проведения предвыборной  агитации всем кандидатам, избирательным  объединениям

- предоставить зарегистрированным  кандидатам, избирательным объединениям  эфирное время и печатную площадь  за плату и бесплатно (бесплатное и платное предоставление эфирного времени и печатной площади производиться в соответствии с договором, заключенным в письменной форме до представления эфирного времени, печатной площади)

- публиковать сведения  о размере и других условиях оплаты эфирного времени. печатной площади не позднее, чем через 30 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов.

- предоставить в избирательную  комиссию указанные сведения  и уведомление о готовности  предоставить эфирное время, печатную площадь для проведения предвыборной агитации также в течение 30 дней с момента официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов

- вести отдельный учет  объемов и стоимости эфирного  времени и печатной площади,  предоставленных для проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, по формам и в порядке, которые установлены соответствующей комиссией, и предоставлять данные такого учета в эту комиссию не позднее чем через 10 дней со дня голосования.

- хранить не менее  3 лет со дня голосования учетные документы о бесплатном и платном предоставлении эфирного времени и печатной площади

- публиковать сообщения,  предоставленные избирательной  комиссией

- бесплатно предоставлять  возможность обнародовать (опубликовать) опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства и деловой репутации кандидата.

- бесплатно предоставлять  избирательным комиссиям необходимые  сведения и материалы, давать  ответы на обращения избирательных  комиссий:

o в пятидневный срок

o на обращения, поступившие за пять и менее дней до дня голосования, - не позднее дня, предшествующего дню голосования

o на обращения, поступившие  в день, предшествующий дню голосования,  и в день голосования - немедленно.

Выводы: в период избирательной  кампании средства массовой информации имеют право получать всю важную информацию о всех стадиях проведения предвыборной кампании от центральной избирательной комиссии для информирования избирателей.

Основными принципами представителей и редакций средств массовой информации являются достоверность и объективность, которая выражается в том, что информационные сообщения должны содержать сообщения о фактах и не должны сопровождаться какими-либо комментариями редакции.

Применительно к избирательным  кампаниям объективность проявляется в не выражении предпочтения какому-либо кандидату или избирательному объединению в период информирования и агитации избирателей.

Редакции средств массовой информации обязаны предоставлять  равную платную и бесплатную площадь  для агитационных материалов с целью проведения предвыборной агитации для кандидатов.

Таким образом, избирательное  законодательство РФ позиционирует  СМИ как объективного и достоверного информатора.

 

 

 Законодательство о видах информации, к которой нет свободного доступа.

 

Анализ законодательства, действующего в области реализации конституционного права граждан на свободу информации (более 300 нормативных актов, из них свыше 80 законов) показал, что действующее законодательство не дает однозначных ответов на три принципиальных вопроса:

-на какую информацию есть права у граждан,

-каков состав этих прав и, наконец,

-как же их реализовывать.

Информация, как известно, бывает общедоступная и та, доступ к которой ограничен. Последняя  включает тайны разного вида (более 20 в действующем законодательстве): от государственной тайны до тайны исповеди. Формирование этих двух групп информации – есть болезненный процесс поиска компромисса между интересами личности, общества и государства. Поскольку законодательная власть – ветвь государственной власти, то и законодательство более полно разработано для государственной тайны, а личная и семейная тайны только обозначены в ГК РФ.

Объем общедоступной  информации ограничен с одной  стороны информацией, непосредственно  затрагивающей права и свободы  гражданина, а с другой стороны – всей создаваемой информацией, за исключением тайн (то есть информации с ограниченным доступом). Поскольку желание ограничить доступ к информации есть у большинства субъектов, законодатель идет по пути выделения информации, которая не может быть тайной, то есть обязательно общедоступна. Это тот минимум, на который может рассчитывать общество и отдельный его член. Следовательно, чтобы расширить границы общедоступной информации необходимо:

  1. пытаться сократить количество тайн и объемов закрываемой информации,
  2. расширить внешние границы общедоступной информации за пределы формулы “непосредственно затрагивающей права и свободы гражданина”, т.к. практически любая информация в конечном итоге эти права затрагивает.

Как же определяются указанные  группы в действующем законодательстве? Несмотря на существование множества нормативных документов (закон “Об информации, информатизации и защите информации”; закон “О государственной тайне”; закон “Об участии в международном информационном обмене”; таможенный кодекс и закон “О таможенном тарифе”; указ Президента от 6 марта 1997 г. “Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера” и др.), соотношение понятий “конфиденциальная информация” и “тайна”, в том числе “государственная тайна”, нормативно не определено.

Нечетко определено и  содержание тайн, “пределы скрытности”. В законе “О государственной тайне” (ст. 7) перечислены сведения, не подлежащие засекречиванию (то есть не могущие  быть государственной тайной), но ничего не мешает распространить на них иной режим ограниченного доступа.

В то же время в законе “Об информации, информатизации и  защите информации” (ст. 10) присутствует перечень информации, которая не может  быть конфиденциальной, тогда не исключено, что она может быть засекречена, тем более, что эти перечни почти не пересекаются.

Информация о работе Правовое поле деятельности пресс-служб