Правовой статус депутата

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 17:12, курсовая работа

Описание

Депутат - это член представительного органа поселения, муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения.
Депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий.
Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Правовой статус депутата представительного органа местного самоуправления 6
2. Правовые аспекты депутатской деятельности 17
3. Участие депутата представительного органа местного самоуправления в нормотворческой работе 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33

Работа состоит из  1 файл

Ильдар курсовая.doc

— 183.50 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ 

стр. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 

     Исключительная  важность и первоочередность закрепления в законодательстве норм, регулирующих ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением, обусловлена сущностью местного самоуправления, представляющего собой в соответствии с ч. 2 ст. 3 Конституции РФ1 форму осуществления народом своей власти.

     Депутат - это член представительного органа поселения, муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения.

     Депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий.

     Полномочия  депутата, члена выборного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва.

     Полномочия  выборного должностного лица местного самоуправления начинаются со дня его  вступления

     В структуре органов местного самоуправления муниципального образования ведущая роль принадлежит представительному органу. Представительный орган в своих решениях выражает волю граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования. Поэтому необходимы дополнительные меры по усилению представительной функции этого органа. На первый план должно выходить выражение представительным органом мнения избирателей, их социальных интересов, согласование усилий различных политических сил в муниципальных образованиях, формирование гражданской позиции населения. Представительный орган должен являться своего рода трибуной для выражения различных мнений представителями избирателей и для обсуждения жизненно важных вопросов муниципального образования.

     Население само решает вопросы местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, участвует в выборах, местных референдумах, других формах прямого волеизъявления (собраниях, сходах и т.д.). Именно перед населением несут ответственность депутаты, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления. Федеральный закон 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"2 определяет, что основания наступления ответственности депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления перед населением и порядок решения соответствующих вопросов определяются уставами муниципальных образований в соответствии с данным Федеральным законом. Последствием такой ответственности могут стать не только отзыв депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочное прекращение полномочий указанных лиц посредством их отрешения от должности, но и расформирование (роспуск) представительного органа местного самоуправления как меры конституционно-правовой ответственности (некоторые авторы называют это муниципально-правовой ответственностью, однако в данном случае это не столь существенно - при сильном "родстве" конституционного права и муниципального права.3

     Федеральный закон предусматривает различные формы реализации прав граждан России на местное самоуправление, в том числе в рамках непосредственной демократии. В их числе местный референдум, сходы и собрания граждан, публичные слушания, опросы и обращения. Но тем не менее представительные органы являются ведущими в структуре органов местного самоуправления. Их ведущая роль обеспечивается тем, что депутаты избираются непосредственно членами местного сообщества на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права. Представительные органы выражают волю всего населения муниципального образования, придают ей общеобязательный характер и осуществляют от его имени власть, выполняя при этом важные контрольные полномочия по отношению к другим органам и должностным лицам местного самоуправления.

     Всем  вышеуказанным обусловлена актуальность данной темы.

     Целью работы является рассмотрение функций  депутатов представительных  органов  местного самоуправления.

     Задачи работы соответствуют  названиям параграфов.

     Предмет исследования составляют нормы действующего законодательства,  учебная литература по  теме исследования.

     При написании настоящей работы использованы многочисленные источники: действующее законодательство, научная и специальная литература, материалы юридической практики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Правовой статус депутата представительного органа  местного самоуправления 

     Ст. 40 Федерального закона "Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"4 (далее – Федеральный закон) устанавливает для депутатов, членов выборных органов местного самоуправления и выборного должностного лица местного самоуправления определенные гарантии (правовые, организационные, социальные и другие) с целью обеспечить реальную независимость данных лиц. В своей деятельности депутаты и выборные должностные лица должны руководствоваться в первую очередь интересами населения муниципального образования. Их независимость, беспрепятственное осуществление своих полномочий определяет и самостоятельность органов местного самоуправления в целом.

     Данная часть закрепляет минимальный (2 года) и максимальный (5 лет) срок полномочий для депутатов, членов выборных органов местного самоуправления и выборного должностного лица местного самоуправления. Минимальный срок полномочий определялся и Законом о местном самоуправлении 1995 года (п. 2 ст. 18). Установление минимального срока полномочий депутатов, членов выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления также можно отнести к гарантиям, направленным на повышение эффективности их деятельности, стабильности их статуса. Определенный срок нужен, чтобы приспособиться к специфике осуществления депутатских полномочий, особенно если депутат избран впервые. Федеральный закон в отличие от предшествующего Закона о местном самоуправлении установил и максимальный срок депутатских полномочий.

     Статьей 40 Федерального закона определяется начало и прекращение полномочий:

     1) полномочия депутатов, членов  выборных органов местного самоуправления  начинаются со дня их избрания  и прекращаются со дня начала  работы выборного органа местного самоуправления нового созыва;

     2) полномочия выборного должностного  лица местного самоуправления  начинаются со дня его вступления  в должность и прекращаются  в день вступления в должность  вновь избранного должностного  лица местного самоуправления.

     Приведенные нормы обычно также закрепляются в законах субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актах с целью обеспечения  непрерывности функционирования представительных и иных органов муниципального образования.

     Согласно  данной части установленный срок полномочий выборных должностных лиц местного самоуправления не может быть изменен в течение текущего срока полномочий. Данную норму также можно расценивать как гарантию стабильности работы выборных должностных лиц местного самоуправления, а также как ограничение их возможности самостоятельно продлевать срок своих полномочий.

     Осуществление полномочий на постоянной основе депутатами и выборными должностными лицами местного самоуправления предполагает, что эта работа является единственным видом их трудовой деятельности, при этом указанные лица, работающие на постоянной основе, осуществляют свою деятельность профессионально, получая за эту работу денежное вознаграждение.

     Для выборных должностных лиц местного самоуправления предпочтительной является именно работа на постоянной основе, так  как она позволяет им целиком  сосредоточиться на своей работе. В то же время  данный Федеральный закон устанавливает, что депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия в основном на непостоянной основе и даже вводит ограничение по численности депутатов представительного органа, работающих на постоянной основе (не более 10% депутатов от установленной численности представительного органа муниципального образования).

     Это связано, прежде всего с особенностями работы представительного органа муниципального образования, который правотворческую деятельность осуществляет во время заседаний (сессий), проводящихся нерегулярно. Данная норма, безусловно, учитывает финансовые возможности местного самоуправления, а также тот факт, что работа лиц избранных депутатами в других организациях, на предприятиях позволяет ближе знакомиться с проблемами этих организаций и учитывать их при осуществлении полномочий депутата.5

     В соответствии с п.п. 5.1 ст. 40 Федерального закона гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований с учетом требований, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Гарантии депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления - это совокупность условий и средств косвенного административного воздействия на данных лиц, призванных обеспечивать их социальную и правовую защищенность.

     Часть 6 ст. 40 Федерального закона устанавливает запрет на совмещение должности выборного должностного лица местного самоуправления с занятием ряда должностей, а также депутатскими полномочиями представительных органов государственной власти.

     Выборные  должностные лица местного самоуправления не могут быть:

     а) депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;

     б) членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;

     в) депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

     г) занимать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации;

     д) занимать должности государственной  гражданской службы;

     е) занимать муниципальные должности  муниципальной службы;

     ж) одновременно замещать должности руководителей муниципальных органов, муниципальных учреждений и предприятий.

     з) одновременно исполнять полномочия депутата, выборного должностного лица местного самоуправления иного муниципального образования.

     Депутаты  представительного органа муниципального образования не могут:

     а) одновременно исполнять полномочия выборных должностных лиц местного самоуправления;

     б) замещать должности руководителей  муниципальных органов;

     в) замещать должности руководителей  муниципальных учреждений и предприятий;

     г) одновременно исполнять полномочия депутата, выборного должностного лица местного самоуправления иного муниципального образования.

     С учетом поправок, внесенных в вышеуказанный Федеральный закон 15 февраля 2006 г., депутаты представительного органа муниципального образования теперь вправе одновременно исполнять полномочия выборных должностных лиц местного самоуправления, замещать должности руководителей муниципальных органов, муниципальных учреждений и предприятий. Выборные должностные лица местного самоуправления также могут одновременно замещать должности руководителей муниципальных органов, муниципальных учреждений и предприятий, однако не могут исполнять полномочия депутата представительного органа муниципального образования, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

     Исключением являются случаи избрания депутата председателем  представительного органа муниципального образования, избрания его в состав контрольного органа муниципального образования и избрания главой муниципального образования из состава депутатов представительного органа местного самоуправления.6

     В принципе депутат вправе участвовать  и во всенародных выборах в  качестве кандидата на должность  главы муниципального образования, однако в случае избрания он должен сложить полномочия депутата. Следует отметить, что в данном случае личное решение депутата вступает в противоречие с волей избирателей, которые уже выразили свою волю, избрав его депутатом представительного органа муниципального образования.

     Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, осуществляющие свои полномочия на постоянной основе, не вправе осуществлять следующие действия:

     1) заниматься предпринимательской деятельностью;

     2) состоять членом управления коммерческой  организации (однако в данном  случае Законом предусмотрены исключения: а) если иное не предусмотрено федеральными законами или б) если в порядке, установленном муниципальным правовым актом в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией);

     3) заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

Информация о работе Правовой статус депутата