Таким
образом, для обеспечения реальной
ответственности главы муниципального
образования важна инициатива жителей
данного муниципального образования,
их самоорганизация, осознание ими своих
прав и интересов, их заинтересованность
в решении вопросов местного значения,
которая должна найти свое воплощение
в более подробной регламентации уставами
муниципальных образований механизмов
и процедур муниципально-правовой ответственности
главы муниципального образования.
Рассмотрим
порядок отрешения от должности.
В ч. 1 ст. 74 Федерального закона № 131-ФЗ
от 2003 года, как и в законе от 1995 года, предусмотрено,
что причиной отрешения от должности главы
муниципального образования является
правовой акт высшего должностного лица
субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного
органа власти субъекта РФ). Единственным
основанием для прекращения полномочий
главы муниципального образования может
являться невыполнение обязанности по
принятию в пределах своих полномочий
мер по исполнению решения суда об отмене
ненормативного правового акта или отдельных
его положений, при условии, что данный
акт повлек нарушение прав и свобод человека
и гражданина, угрозу единству и территориальной
целостности, национальной безопасности
РФ и ее обороноспособности, единству
правового и экономического пространства
РФ, нецелевое расходование субвенций
из федерального бюджета или бюджета субъекта
РФ.
Установленная
процедура не покушается на самостоятельность
местного самоуправления в пределах его
полномочий, установленных законами, а
направлена на создание надежного механизма
обеспечения верховенства на всей территории
России Конституции РФ и федерального
законодательства41. Данная процедура
является гарантией защищенности граждан
от произвола местных властей, от издания
и исполнения незаконных нормативных
правовых актов органами и должностными
лицами местного самоуправления. Ведь
только та норма, за нарушение которой
предусмотрена ответственность, является
защищенной и обеспеченной, в противном
случае ее исполнение не гарантировано42.
Конституционный
Суд отметил, что установленная Законом
возможность досрочного прекращения полномочий
выборного должностного лица местного
самоуправления не противоречит Конституции
РФ (с учетом всех процедурных гарантий
прав местного самоуправления, прежде
всего судебной защиты)43.
В
заключение отметим, что совершенствование
механизмов ответственности глав муниципальных
образований не должно являться самоцелью.
Конечно, понятна вся тяжесть их положения,
обусловленная тем, что существующая система
управления на местном уровне в настоящее
время оказалась неадекватной состоянию
общества, их управленческая деятельность
имела крайне слабое экономическое, финансовое,
правовое и информационное обеспечение.
Однако деятельность глав муниципальных
образований не может быть построена на
основах бесконтрольности и безответственности.
Очевидно, что приоритетным должен являться
такой подход к конструированию их правового
положения, в котором будут оптимально
сочетаться гражданский контроль -снизу
и государственный контроль - сверху, использующие
в качестве критерия конечную эффективность
деятельности глав муниципальных образований.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Заканчивая
рассмотрение правовых теоретических
и практических проблем правового
статуса главы муниципального образования,
хотелось бы отметить, что юридическое
оформление института главы муниципального
образования, по мнению автора, является
одним из актуальных вопросов современного
муниципального права России. В настоящее
время правовой статус главы муниципального
образования представляет несомненный
интерес в научном плане и является предметом
многочисленных дискуссий среди практических
работников и среди ученых, специализирующихся
в муниципально-правовой проблематике.
Терминологическое разнообразие в определении
наименования главы муниципального образования
в Российской Федерации (мэр, глава города,
староста, городской голова, глава городского
самоуправления, глава района, глава сельского
самоуправления и другие) не порождают
отличий в правовом статусе главы муниципального
образования. Данное обстоятельство обусловлено,
прежде всего, тем, что базовые параметры
правового статуса данного должностного
лица определяются на федеральном законодательном
уровне. Новый закон «Об общих принципах
организации местного самоуправления
в Российской Федерации» от 6 октября 2003
года достаточно подробно регламентирует
правовой статус главы муниципального
образования, оставляя субъектам РФ и
муниципальным образованиям лишь возможность
выбрать из указанных моделей организации
местной власти.
Необходимо,
прежде всего, детализировать правовое
регулирование статуса главы муниципального
образования на федеральном уровне, а
также ликвидировать противоречия между
федеральными законами и законами субъектов
Российской Федерации, а также муниципально-правовыми
актами, связанными с правовым регулированием
статуса главы муниципального образования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Конституция
Российской Федерации от 12 декабря
1993 г. // Российская газета. 1993. № 237. 25 декабря.
- Европейская
хартия местного самоуправления. Принята
в г. Страсбурге 15.10.1985г. // Бюллетень международных
договоров. 1998. № 11. С 42-55.
- Федеральный
закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (ред. от
29.12.2006) «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации» // СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822; Рос.
газета. 2006. 8 февр.
- Федеральный
закон от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах
организации местного самоуправления
в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. N 35.
Ст. 3506.
- Федеральный
закон от 25 сентября 1997 г. N 126-ФЗ (ред. от
28.12.2004) «О финансовых основах местного
самоуправления в Российской Федерации»
СЗ РФ. 1997. № 39. Ст. 4464
- Постановление
Правительства РФ от 01 января 2005 г. № 350
«О ведении государственного реестра
муниципальных образований в Российской
Федерации» // СЗ РФ. 2005. № 24. Ст. 2370.
- Об установлении
наименования органов местного самоуправления
в Волгоградской области: Закон Волгоградской
области от 18 ноября 2005 № 1120-ОД // Волгоградская
правда. - 2005. - № 218 (22 ноября);
- О наименованиях
органов местного самоуправления муниципальных
образований Московской области: Закон
Московской области от 31 марта 2005 г. №
98/2005-03 // Вестник Московской областной
Думы. - 2005. - № 10 (октябрь);
- О наименованиях
представительного органа муниципального
образования, высшего должностного лица
муниципального образования, исполнительно-распорядительного
органа муниципального образования в
Свердловской области: Закон Свердловской
области от 22 ноября 2004 г. № 182-03 // Собрание
законодательства Свердловской области.
- 2005. - № 11 (18 января). - Ст. 1869;
- О наименованиях
органов местного самоуправления и глав
муниципальных образований в Челябинской
области: Закон Челябинской области от
28 октября 2004 г. № 308-30 // Ведомости Законодательного
собрания Челябинской области. - 2004. - №
8.
- Борисов
А.С. Ответственность местного самоуправления
и ее виды // Государственная власть и местное
самоуправление. 2005. № 2.
- Васильев
А.В. Местное самоуправление: опыт, проблемы
и перспективы. М., 2002.
- Вяткин Д.Ф.
Конституционно-правовой статус органов
местного самоуправления. Челябинск, 2005.
- Гетманская
М. Муниципальный управляющий: за и против
// Муниципальная власть. 2005. № 2.
- Иванченко
А.В. Местное самоуправление в Российской
Федерации: особенности формирования
// Право и экономика. 1998. № 6.
- Игнатюк
Н.А., Замотаев А.А., Павлушкин А.В. Муниципальное
право: Учебник для вузов. М.: ЗАО «Юстицинформ»,
2005.
- Ковешников
Е.М. Муниципальное право. М., 2001.
- Кокотов,
А.Н., Саломаткин А.С. Муниципальное право
России: Учебник А.Н. Кокотов, А.С. Саломаткин.
- М.: Юристъ, 2005.
- Комментарий
к Федеральному закону «Об общих принципах
организации местного самоуправления
в Российской Федерации»: Постатейный
/ Под ред. С.Е. Чаннова. - М., 2004.
- Комментарий
к Федеральному закону «Об общих принципах
организации местного самоуправления
в Российской Федерации» (постатейный)
/ Авт. коллектив: Д.С. Велиева, В.В. Лысенко,
Ю.В. Капитанец, М.А. Кулушева, М.В. Пресняков
и др. М., 2005.
- Костюков
А.Н. Муниципальное право как отрасль российского
права: монография. М., 2003.
- Кудилинский
М.Н. Муниципальное право: Учебник / М.Н.
Кудилинский, Н.А. Шевелева. СПб., 2005.
- Кутафин
О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской
Федерации: учебник. М., 2000.
- Максимов
В.П. Развитие современных моделей организации
органов местного самоуправления // Становление
и развитие местного самоуправления в
Челябинской области: материалы конференции.
Челябинск, 2002.
- Миронов
Н. Местное самоуправление в России: между
реформой и контрреформой // Сравнительное
конституционное обозрение. 2006. N 2.
- Модин Н.А.
Муниципальное право Российской Федерации:
гражданско-правовые аспекты. Смоленск,
2001.
- Оффердал
Аудан. Местное представительство // Центр.
Регионы. Местное самоуправление: к новой
концепции взаимоотношений (Россия и зарубежный
опыт). М., 2000.
- Постовой
Н.В. Муниципальное право России. М., 2000.
- Путин В.
Пресс-конференция для журналистов. 23.12.2004г.
// www.gzt.ru/society/2004/12/23/053500.html
- Пылин В.В.
Некоторые аспекты реформирования государственной
службы // Государственная власть и местное
самоуправление. 2006. N 7.
- Соловьев
С.Г. Модели организации системы муниципальной
власти: проблемы теории и практики // Современное
право. 2006. N 7.
- Соловьев
С.Г. Муниципально-властные институты
в местном самоуправлении Российской
Федерации. СПб., 2003.
- Стенограмма
круглого стола: проблемы реализации и
перспективы развития конституционной
модели российского местного самоуправления
// Местное право. 2004. № 1-2.
- Степанова
А.А. К вопросу об отзыве главы муниципального
образования // Конституционное и муниципальное
право. 2006. N 8.
- Шугрина
Е.С. Особенности конституционно-правовой
и муниципально-правовой ответственности
органов и должностных лиц местного самоуправления
// Конституционное и муниципальное право.
2005. № 5.
- Шугрина
Е.С. Формы и пределы вмешательства органов
государственной власти в деятельность
органов местного самоуправления // Государственная
власть и местное самоуправление. 2006. N
7.
- По жалобе
гражданина М.И. Баранова на нарушение
его конституционных прав п. 2 ст. 18 закона
Республики Северная Осетия - Алания «О
местном самоуправлении в Республике
Северная Осетия - Алания»: Определение
Конституционного Суда от 8 октября 1999
г. № 138-0 СЗ РФ. 1999. 15 ноября (№ 46). Ст. 5611.
- По делу о
проверке конституционности отдельных
положений закона Красноярского края
«О порядке отзыва депутата представительного
органа местного самоуправления» и закона
Корякского автономного округа «О порядке
отзыва депутата представительного органа
местного самоуправления, выборного должностного
лица местного самоуправления» в связи
с жалобами заявителей А.Г. Злобина и Ю.А.
Хнаева: Постановление Конституционного
Суда Российской Федерации от 2 апреля
2002 № 7-П // Собрание законодательства Российской
Федерации. - 2002. -№ 14(8 апреля). - Ст. 1374.
- По делу о
проверке конституционности п. 3 ст. 49 Федерального
закона «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации»: Постановление Конституционного
Суда Российской Федерации от 16 октября
1997 г. № 14-П // Собрание законодательства
Российской Федерации. 1997. 20 октября (№
42). Ст. 4902.
- Определение
Верховного Суда РФ N 29-Г05-8 от 01.06.2005 // Справочно-правовая
система «КонсультантПлюс: судебная практика».
- Определение
Верховного Суда РФ от 05.04.2006 N 54-Г06-3 // Справочно-правовая
система «КонсультантПлюс: судебная практика».
- Определение
Верховного Суда РФ от 02.08.2006 N 33-Г06-12 // Справочно-правовая
система «КонсультантПлюс: судебная практика».