Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 18:14, доклад
Все, что связано с компетенцией гражданских служащих, обычно регламентировано в социальных (этических, организационных, технологических и др.) и правовых нормах, которые составляют социально-правовой статус гражданского служащего. Он возникает на основе соответствующего законодательства в связи с замещением должности гражданского служащего. Именно определенная должность является базой для характеристики социально-правового положения гражданского служащего.
Правовой статус гражданского служащего
Все,
что связано с компетенцией гражданских
служащих, обычно регламентировано в
социальных (этических, организационных,
технологических и др.) и правовых
нормах, которые составляют социально-правовой
статус гражданского служащего. Он возникает
на основе соответствующего законодательства
в связи с замещением должности
гражданского служащего. Именно определенная
должность является базой для
характеристики социально-правового
положения гражданского служащего.
По своей сути социально-правовой статус
гражданского служащего — это
установленные и
Основу
социально-правового статуса
Следует
подчеркнуть, что статусные нормы
устанавливаются обычно не персонально
для каждого гражданского служащего,
а для должности, которую он замещает,
и поэтому производны от задач
и функций государственного органа.
Эти статусные нормы
Общими статусными нормами называются те, которые свойственны всем гражданским служащим, независимо от вида, ветви, категории и группы их должностей. Особенными — те, которые устанавливаются в зависимости от этих структур. При этом особенные —основные статусные нормы определяются исходя из типовых квалификационных характеристик, а особенные — неосновные — под влиянием потребностей внутриструктурных и межструктурных взаимодействий. Общие статусные нормы сформулированы и нормативно закреплены в Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Каковы основные права гражданских служащих? В названном законе перечисляются 18 таких прав. Их характеристика дается в гл. 3, ст. 14. В соответствии с ними каждый гражданский служащий имеет право:
1)
на обеспечение надлежащих
2)
ознакомление с должностным
3)
отдых, обеспечиваемый
4)
оплату труда и другие выплаты
в соответствии с настоящим
федеральным законом, иными
5)
получение в установленном
6)
доступ в установленном
7)
доступ в установленном
8)
ознакомление с отзывами о
своей служебной деятельности
и другими документами до
9) защиту сведений о гражданском служащем;
10)
должностной рост на
11)
профессиональную
12) членство в профессиональном союзе;
13)
рассмотрение индивидуальных
14) проведение по его заявлению служебной проверки;
15)
защиту своих прав и законных
интересов на гражданской
16)
медицинское страхование в
17) государственную защиту своих жизни и здоровья, жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества;
18)
государственное пенсионное
Особенные
— основные права гражданского служащего
также обусловливаются
Не меньшую значимость в социально-правовом статусе гражданского служащего занимают его служебные обязанности. В Федеральном законе в гл. 3, ст. 15 указывается 12 пунктов, устанавливающих основные обязанности гражданских служащих. Согласно им каждый гражданский служащий обязан:
1)
соблюдать Конституцию
2)
исполнять должностные
3)
исполнять поручения
4)
соблюдать при исполнении
5)
соблюдать служебный
6)
поддерживать уровень
7)
не разглашать сведения, составляющие
государственную и иную
8)
беречь государственное
9)
представлять в установленном
порядке предусмотренные
10)
сообщать о выходе из
11)
соблюдать ограничения,
12)
сообщать представителю
Гражданский служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение. В случае его исполнения гражданский служащий и давший это поручение руководитель несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность.
Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории «руководители» высшей группы должностей гражданской службы, в целях исключения конфликта интересов в государственном органе не может представлять интересы гражданских служащих в выборном профсоюзном органе данного государственного органа в период замещения им указанной должности.
Гражданские
служащие подлежат обязательной дактилоскопической
регистрации в случаях и
Помимо них на каждого гражданского служащего, в зависимости от специфики занимаемой должности, возлагается какое-то количество особенных (основных и дополнительных) обязанностей. Обычно именно основные специфические обязанности и составляют сущность профессиональной деятельности гражданского служащего по обеспечению и реализации полномочий какого-либо государственного органа. По качеству исполнения данных обязанностей, как правило, оцениваются профессионализм и компетентность гражданского служащего.
Уже
отмечалось, что наличие прав и
обязанностей с необходимостью обусловливает
установление различных общих и
особенных ограничений в
Если речь заходит об ограничениях в деятельности гражданского служащего, то они не связаны с социальными, национальными, религиозными, половыми и другими особенностями человека. Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:
1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
2)
осуждения его к наказанию,
исключающему возможность
3)
отказа от прохождения
4)
наличия заболевания,
5)
близкого родства или свойства
(родители, супруги, дети, братья, сестры,
а также братья, сестры, родители
и дети супругов) с гражданским
служащим, если замещение должности
гражданской службы связано с
непосредственной
6)
выхода из гражданства
7)
наличия гражданства другого
государства, если иное не
8)
представления подложных
9) непредставления установленных федеральным законом сведений или заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;
В связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается:
1)
участвовать на платной основе
в деятельности органа