Правовые формы непосредственного волеизъявления населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 20:09, реферат

Описание

Целями работы являются:
изучение институтов непосредственной демократии при осуществлении местного самоуправления;
выявление особенностей российской практики при осуществлении местного самоуправления;
рассмотрение общей характеристики правовых форм непосредственного волеизъявления граждан.

Содержание

Введение

Глава 1. Общая характеристика правовых форм непосредственного волеизъявления граждан

Глава 2. Формы непосредственной демократии при осуществлении местного самоуправления:
2.1. Местный референдум. Муниципальные выборы;
2.2. Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица. Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования;
2.3. Территориальное общественное самоуправление;
2.4. Сход граждан
Глава 3. Осуществление местного самоуправления непосредственно населением в Российской Федерации
19
Заключение
23
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

реферат.doc

— 125.00 Кб (Скачать документ)

План

 

Введение

3

 

Глава 1.  Общая характеристика правовых форм непосредственного волеизъявления граждан

5

 

Глава 2. Формы непосредственной демократии при осуществлении местного самоуправления:

          2.1. Местный референдум. Муниципальные выборы;

         2.2. Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица. Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования;

           2.3. Территориальное общественное самоуправление;  

           2.4. Сход граждан

8

 

 

 

8

 

 

13

 

 

 

 

 

16

 

17

 

Глава 3. Осуществление местного самоуправления непосредственно населением в Российской Федерации

19

     
 

    Заключение

23

 

    Список использованной литературы

25


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

      В общемировой практике под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения.

      В Российской Федерации местное самоуправление было введено Конституцией 1993 года. В Конституции закреплено, что единственным источником власти в государстве является народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

       Целями работы являются:

    1. изучение институтов непосредственной демократии при осуществлении местного самоуправления;
    2. выявление особенностей российской практики при осуществлении местного самоуправления;
    3. рассмотрение общей характеристики правовых форм непосредственного волеизъявления граждан.

       Задачи работы:

    1. ознакомление с законодательством Российской Федерации, регулирующим вопросы местного самоуправления;
    2. изучение степени актуальности темы.

      Тема реферата достаточно актуальна. Во - первых, местное самоуправление находится еще в стадии реформирования. Связано это, прежде всего, с недавними коренными изменениями в законодательстве (в ныне действующем ФЗ - 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления» содержится много новых положений по сравнению с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 1995г.)

      Во - вторых, по данной теме отсутствуют фундаментальные научные разработки. Муниципальное право - новая отрасль права, не всеми специалистами однозначно оцениваемая, основные положения которой находятся в процессе перманентного пересмотра.

      В - третьих, на практике при осуществлении местного самоуправления возникает достаточно большое количество вопросов, нередки нарушения конституционных прав граждан.

      Все эти проблемы требуют немедленного разрешения, так как от степени качества реализации местного самоуправления зависит улучшение социально - экономических, культурных и политических условий существования граждан; зависит также развитие таких качеств среди населения, как способность к самоорганизации, чувство ответственности за принимаемые решения.

Глава 1.  Общая характеристика правовых форм  непосредственного волеизъявления граждан

      1В соответствии с ч. 2 ст. 3 Конституции Российской Федерации народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления. В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 2003 г. граждане РФ осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.

      Местное самоуправление – максимально  приближенный к населению уровень  публичной власти. В связи с  этим в осуществлении муниципальной  власти непосредственное участие  населения имеет большое значение.

      Особую роль в реализации местного самоуправления, несмотря на сложную социально-экономическую ситуацию в стране по-прежнему играют институты непосредственной демократии. Обусловлено это тем, что: во-первых, именно народ является носителем суверенитета и единственным источником власти, имея право в первую очередь на непосредственное ее осуществление; во-вторых, формы непосредственной муниципальной демократии оказывают прямое влияние на институты местного самоуправления, определяя, к примеру не только состав представительных и иных органов местного самоуправления, но и задавая конкретные параметры их деятельности.

      Решения, принятые самими гражданами, имеют не только общественно- политическое, но и большое экономическое значение. Кроме того, благодаря институтам непосредственной демократии усиливается контроль граждан за деятельностью органов местного самоуправления.

      Участие граждан в непосредственном решении вопросов местного значения должно осуществляться в самых разнообразных формах.

      Некоторые важнейшие формы непосредственной демократии используются при осуществлении и государственной власти, и местного самоуправления -  это, например, выборы и референдум. Однако форм непосредственной  демократии при осуществлении местного самоуправления в законодательстве закреплено гораздо больше, чем при осуществлении государственной власти.

      Например, В.В. Комаров разделяет  формы непосредственной демократии  при  осуществлении местного  самоуправления на:

    • императивные формы прямого волеизъявления граждан – местный референдум; муниципальные выборы; отзыв выборного должностного лица и депутата выборного органа местного самоуправления избирателями; собрание (сход), съезд (конференция) населения муниципального образования;
    • регулятивные формы прямого волеизъявления граждан – гражданская инициатива; обращения граждан; наказы избирателей; отчеты; территориальное общественное самоуправление;
    • консультативные формы прямого волеизъявления граждан – митинги, шествия, демонстрации, пикетирования; публичные слушания; опросы граждан; консультативный референдум; народное обсуждение2.

      Данная классификация является  одной из наиболее обоснованных  и оригинальных. Однако не все  указанные в ней формы (например, консультативный референдум) закреплены  в Законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 2003 г. Тем не менее, в соответствии с ч.1 ст. 33 указанного Федерального закона, наряду с предусмотренными данным Законом формами непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления граждане вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления в иных формах, не противоречащих конституции РФ, данному Федеральному закону и иным федеральным законам, законам субъектов, тоесть возможны и иные формы прямой демократии при осуществлении местного самоуправления, не указанные в Законе от 2003 г. (при условии их непротиворечия вышеуказанным актам). Например, в главе IV устава г. Ставрополя предусмотрены такие формы, как наказы избирателей, гражданские инициативы, деятельность общественных совещательных органов.

      В самом Законе «Об общих  принципах организации местного  самоуправления в РФ» названы: 1) формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления; 2) формы участия населения в осуществлении местного самоуправления. К первой группе относятся муниципальный референдум, муниципальные выборы, голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, сход граждан. Ко второй группе относятся все остальные формы непосредственного волеизъявления граждан.

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Формы непосредственной демократии при осуществлении местного самоуправления

      Формы осуществления населением местного самоуправления закреплены в ФЗ - 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления».

      Участие населения в осуществлении местного самоуправления в отличие от непосредственного осуществления местного самоуправления не предполагают «персонифицированной фиксации участников, прямого волеизъявления граждан, наличие кворума, специального контроля за соблюдением установленного регламента проведения мероприятий и других обязательных условий и атрибутов».

      Исходя из этого, к формам непосредственной демократии при осуществлении местного самоуправления относят: местный референдум, муниципальные выборы, голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования. Иные формы осуществления местного самоуправления - правотворческая инициатива, публичные слушания, конференции и собрания граждан - относят только к формам участия.

2.1. Местный  референдум. Муниципальные выборы

      Наряду с другими формами осуществления населением местного самоуправления, муниципальные выборы и местный референдум являются основополагающими формами. В Конституции РФ выборы и референдум признаются высшим непосредственным выражением власти народа. Следовательно, местный референдум и муниципальные выборы являются способом непосредственного решения населением вопросов местного значения и выражением воли населения соответствующего муниципального образования.

      В соответствии с ФЗ - 131 и ФЗ - 67, под местным референдумом понимается форма прямого волеизъявления граждан по наиболее важным вопросам местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан, место жительства которых расположено в границах муниципального образования и обладающих правом на участие в местном референдуме3.

          Признаки местного референдума:

    1. является формой непосредственного осуществления населением вопросов местного самоуправления;
    2. проводится исключительно по вопросам местного значения;
    3. осуществляется в границах соответствующего муниципального образования;
    4. правом на участие в местном референдуме обладают граждане, место жительства которых расположено в границах муниципального образования;
    5. осуществляется посредством голосования непосредственно за или против вопроса, выносимого на референдум.

      Оформленное в виде правового акта решение, принятое на местном референдуме, является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие и применяется на всей территории муниципального образования. Решение, принятое на местном референдуме, не нуждается в утверждении какими - либо органами государственной власти, государственными должностными лицами, или органами местного самоуправления.

      Муниципальные выборы - это форма прямого волеизъявления жителей муниципального образования, осуществляемого в соответствии с Конституцией РФ, законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований в целях формирования выборных органов местного самоуправления и (или) наделения полномочиями выборных должностных лиц местного самоуправления.

            Признаки муниципальных выборов:

    1. является формой непосредственного осуществления населением местного самоуправления;
    2. проводятся в целях формирования выборных органов местного самоуправления, избрания выборных должностных лиц местного самоуправления;
    3. правом на участие в муниципальных выборах обладают жители муниципального образования;
    4. проводятся на территории соответствующего муниципального образования.

      Посредством муниципальных выборов граждане определяют тех, кто наиболее подготовлен для осуществления функций местного самоуправления в качестве их представителей в выборных органах местного самоуправления. По мнению О.Е. Кутафина, муниципальные выборы «...дают возможность населению в процессе избирательной компании оценивать деятельность органов и должностных лиц местного самоуправления, определить пути и способы улучшения из работы»4.

Информация о работе Правовые формы непосредственного волеизъявления населения