Правовые формы непосредственного волеизъявления населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 20:09, реферат

Описание

Целями работы являются:
изучение институтов непосредственной демократии при осуществлении местного самоуправления;
выявление особенностей российской практики при осуществлении местного самоуправления;
рассмотрение общей характеристики правовых форм непосредственного волеизъявления граждан.

Содержание

Введение

Глава 1. Общая характеристика правовых форм непосредственного волеизъявления граждан

Глава 2. Формы непосредственной демократии при осуществлении местного самоуправления:
2.1. Местный референдум. Муниципальные выборы;
2.2. Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица. Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования;
2.3. Территориальное общественное самоуправление;
2.4. Сход граждан
Глава 3. Осуществление местного самоуправления непосредственно населением в Российской Федерации
19
Заключение
23
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

реферат.doc

— 125.00 Кб (Скачать документ)

      6Так, Пешин Н.Л. считает, что в построенном на новых принципах МСУ, на первый план выступают органы и должностные лица местного самоуправления. Значение населения в осуществлении публичной власти преимущественно сводится к функционированию представительного органа муниципального образования и участию в ряде консультативных процедур. Система органов местного самоуправления уже установлена в федеральном законодательстве, в результате чего у органов государственной власти появляется реальная возможность заниматься решением важных вопросов местного самоуправления, определением их результатов, что прямо противоречит ст. 131 Конституции Российской Федерации.

       В ФЗ - 131 местный референдум как одна из форм осуществления местного самоуправления населением прописана первой. Однако, положение о референдуме как о высшей непосредственной форме выражения власти народа, относящееся к основам конституционного строя, с позиций практики не означает абсолютизации роли данного института в механизме местной власти. Во - первых, возможность принятия гражданами публично - властных решений всегда ограничена. Так, в РФ к полномочиям, осуществляемым исключительно прямым волеизъявлением населения, относится введение и использование средств самообложения граждан. Во - вторых, местный референдум как способ решения вопросов местного значения в Российской Федерации применяется крайне редко, что фактически и делает его факультативным средством осуществления местного самоуправления.

     К наиболее частым вопросам, предлагаемым на вынесение при проведении местного референдума, относятся: определение структуры органов местного самоуправления, территориального устройства муниципального образования

      Так, структура органов местного самоуправления в некоторых вновь создаваемых муниципальных образованиях была определена на местных референдумах: 104 местных референдума прошли в Республике Башкортостан, 266 местных референдумов были проведены в Томской области. В городе Кирове инициативная группа предложила вынести на референдум следующие вопросы: согласны ли вы с тем, что глава города должен избираться непосредственно населением; согласны ли вы с тем, что глава города должен возглавлять администрацию города? Эти вопросы представительным органом были признаны не подлежащими вынесению на референдум. Районный суд г. Кирова решением от 18 декабря 2006 г. №2-1242/06 подтвердил правомерность отказа со следующей мотивировкой. Закон от 6 октября 2003 г. предусматривает проведение местного референдума о структуре органов местного самоуправления во вновь образованных муниципальных образованиях, город Киров таковым не является. Кассационная судебная инстанция оставила это решение в силе, надзорная инстанция не усмотрела оснований для его опротестования. В научной литературе высказывается мнение о том, что данное положение противоречит ст.131 Конституции РФ, прямо устанавливающей, что вопросы о структуре органов местного самоуправления определяются населением самостоятельно7.

     После принятия ФЗ - 131 во многих регионах РФ были изменены границы муниципальных районов. Так, например, 20 февраля 2005 года в Тульской области прошел местный референдум по поводу отделения города Новомосковска от Новомосковского района. В Кемеровской области 31 марта 2002 года состоялись районные референдумы в городах Марииинске и Топках. Решался вопрос об объединении Мариинского и Топкинского районов. Более чем 80% участников референдума (при явке 60%) высказалось за объединение.

      Обязательность и периодичность проведения выборов в Российской Федерации установлена ФЗ - 67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации. Муниципальные выборы являются самой используемой формой осуществления местного самоуправления.

        Организацию и проведение выборов осуществляют либо избирательная комиссия муниципального района, либо территориальная избирательная комиссия, на которую возлагаются полномочия избирательной комиссии муниципального образования. Следует отметить, что в ряде субъектов необходимость формирования муниципальных избирательных комиссий в муниципальном районе была вызвана только тем, что члены соответствующей территориальной избирательной комиссии находились в прямом служебном или должностном подчинении кандидатов. Однако чаще всего организуют и проводят выборы территориальные избирательные комиссии - они являются государственными органами, поэтому их деятельность финансируется из государственного бюджета; на финансирование избирательной комиссии муниципального образования, как правило, в местном бюджете не хватает средств8. Практика проведения муниципальных выборов показывает, что на уровне сельских поселений региональные и местные отделения политических партий не проявляют активности. Наиболее активны политические партии при проведении выборов глав и представительных органов муниципального образования.

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

      Местное самоуправление как один из способов осуществления народом власти по своей специфике является наиболее приближенной к населению формой власти. Исходя из этого, необходимо признать, что формы осуществления народом своей власти является наиболее важным элементом института местного самоуправления.

      Законодательство Российской Федерации устанавливает достаточно широкий спектр форм осуществления населением местного самоуправления. Другое дело, что некоторые из них редко используются и фактически являются факультативными формами.

      Само законодательство о местном  самоуправлении в целом демократично и соответствует основным международным принципам в сфере муниципального права. Однако при более тщательном анализе законодательства можно выявить такую тенденцию. Государство при помощи тех или иных правовых норм использует институт местного самоуправления в своих целях. В частности, государство в некоторых случаях перекладывает с себя некоторые важные полномочия, стремиться подчинить себе местное самоуправление, не позволяет институту местного самоуправления стать более самостоятельным. Так, например, в осуществление местного самоуправления непосредственно населением фактически осуществляемым полномочиям исключительно прямым волеизъявлением населения, относится лишь введение и использование средств самообложения граждан. Это условие продиктовано не особой значимостью вопроса о самообложении, а желанием избежать коллизий с налоговым законодательством. Вместе с проблемой черных дыр в российском законодательстве сочетается другая проблема - некачественное исполнение и применение уже существующего законодательства.

      В целом, роль местного самоуправления в Российской Федерации недооценивается. Местное самоуправление не воспринимается народом как реальный способ решения своих проблем, достижения уже поставленных целей. Можно сказать, что прожилка гражданского общества, которая должна присутствовать при реализации института местного самоуправления, в реальности отсутствует.

      Кроме того, в науке муниципального права отсутствует единообразное понимание предмета, метода и системы данной отрасли права. До сих пор не выработана единая классификация форм осуществления местного самоуправления, позволяющая разграничивать формы непосредственной демократии от форм участия населения. Сущность многих элементов института местного самоуправления учеными понимается различно.

      В заключении работы необходимо отметить, что возникающие при реализации местного самоуправления проблемы требуют немедленного разрешения. Местное самоуправление - основа всего общества. Произошедшие в его структуре качественные изменения повлекут существенные улучшения в функционировании общества, всей государственной системы в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

Нормативные правовые акты:

  1. Европейская Хартия местного самоуправления от 15 октября 1985г: официальный текст; ратифицирована ФЗ от 11 апреля 1998 № 55;
  2. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года;
  3. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления
  4. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67 – ФЗ  «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме Российской Федерации»;
  5. Федеральный закон от 26 ноября 1996г «Об обеспечении конституционного права граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления
  6. Устав Архангельской области от 23 мая 1995 г.;

Монографии  и учебная литература:

  1. Кутафин О.Е. Муниципальное право Российской Федерации: учеб. - 3-е изд., Проспект, 2007;
  2. Сергеев А.А. Федерализм и местное самоуправление как институты российского народовластия. М.: «Юриспруденция», 2005;
  3. Прудников А.С., Алексеев И.А., Муниципальное право России, 4-е издание; М.: Закон и право, 2009

Научные статьи:

  1. Пешин Н.Л. Проблемы становления отрасли муниципального права в условиях реформы местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. - 2008. - № 15;
  2. Садовникова Г. Д. Проблемы оптимизации порядка формирования представительных органов в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. - 2008. - № 14;
  3. Сергеев А.А. Судебная практика: законодательство муниципальной реформы // Российский судья. - 2007. - № 7;
  4. Шугрина Е.С. Гарантии выявления и учета мнения населения в местном самоуправлении // Конституционное и муниципальное право. - 2008. - № 16.

1 Муниципальное право России, 4-е издание, Прудников А.С., Алексеев И.А.;М.: Закон и право, 2009, стр. 170-172.

2 Муниципальное право/ Под редакцией Ю.А. Дмитриева. М.: Эксмо, 2005.С. 201-585.

3 Кутафин О.Е. Муниципальное право Российской Федерации: учеб. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2007. - с. 142

4 Кутафин О.Е. Муниципальное право Российской Федерации: учеб. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2007 - с. 163.

5 Об организации и осуществлении территориального общественного самоуправления на территории муниципального образования «Город Архангельск»: Решение Архангельского городского Совета депутатов от 20 июня 2007г. №369// Архангельск. - 2007. - 177

6 Пешин Н.Л. Проблемы становления отрасли муниципального права в условиях реформы местного самоуправления// Конституционное и муниципальное право. - 2008. - № 15. - с. 9.

7 Сергеев А.А. Судебная практика: законодательство муниципальной реформы//Российский судья. - 2007. - № 7. - с.7.

8 Пешин Н.Л. Проблемы становления отрасли муниципального права в условиях реформы местного самоуправления// Конституционное и муниципальное право. - 2008. - №15. - с. 6.


Информация о работе Правовые формы непосредственного волеизъявления населения