Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 17:08, реферат
Цель моей работы внимательно изучить все аспекты профессиональной культуры муниципального служащего.
Введение…………………………………………………………………..….3
1. Профессия «муниципальный служащий»:
1.1. История возникновения профессии…………………………..…4
1.2. Основные задачи ……………………………………………..…..6
2. Профессиональная группа:
2.1. Образование и квалификация………………………………..…..7
2.2. Социально-демографические характеристики ……………..…..8
3. Условия профессионального труда:
3.1. Функции муниципальной службы……………………………....10
3.2. Условия прохождения муниципальной службы…………….....10
4. Основные элементы профессиональной культуры:
4.1. Знания, умения, навыки муниципального служащего………...13
4.2. Профессиональное мышление…………………………………..14
4.3. Профессиональная этика муниципального служащего:
управленческая этика и этика поведения…………………………...14
5. Социально-психологические требования
к муниципальному служащему…………………………………………….18
Заключение…………………………………………………………………..21
Список использованных источников………………………………………22
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное учреждение
высшего профессионального образования
«Российский государственный профессионально-педагогический университет»
Институт социологии и права
Кафедра социологии
Контрольная работа по дисциплине
«Профессиональная культура» на тему:
«Профессиональная культура муниципального служащего»
Выполнила:
студентка гр. ЗТГ-517
Ведерникова М.Н.
Проверил:
Екатеринбург
2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Профессия «муниципальный служащий»:
1.1. История возникновения профессии…………………………..…4
1.2. Основные задачи ……………………………………
2. Профессиональная группа:
2.1. Образование и квалификация…………
2.2. Социально-демографические характеристики ……………..…..8
3. Условия профессионального труда:
3.1. Функции муниципальной службы……………………………....10
3.2. Условия прохождения муниципальной службы…………….....10
4. Основные элементы профессиональной культуры:
4.1. Знания, умения, навыки муниципального служащего………...13
4.2. Профессиональное мышление…………………………………..14
4.3. Профессиональная
этика муниципального
управленческая этика
и этика поведения…………………………...
5. Социально-психологические требования
к муниципальному служащему…………………………………………….18
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников………………………………………22
Введение
Профессиональная культура представляет собой неотъемлемое свойство профессиональной общности, регулирующее через систему профессиональных знаний, умений, навыков, норм и ценностей внутри и межпрофессиональные взаимодействия, и выступающее мерой развития профессии в конкретном обществе.
В настоящее время в науке государственного и муниципального управления актуальна проблематика профессиональной культуры государственных и муниципальных служащих и это обусловлено тем, что к качеству управления в XXI в. предъявляются принципиально иные требования, удовлетворить которые способны чиновники новой генерации.
Цель моей работы внимательно изучить все аспекты профессиональной культуры муниципального служащего.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) описать историю возникновения и определить основные задачи профессии «муниципальный служащий»;
2) описать профессиональную группу;
3) дать характеристику условиям профессионального труда;
4) выделить основные элементы профессиональной культуры муниципального служащего;
5) описать социально-психологические требования к муниципальному служащему.
1. Профессия «муниципальный служащий»
Муниципальные служащие - новая профессиональная группа в российском обществе. Их появление связано с функционированием органов местного самоуправления, что актуализировало исследования их кадрового состава, профессиональных особенностей исследуемой общности. 1
В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона Российской Федерации от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.
1.1. История возникновения профессии
Самоуправление в России существовало на всем протяжении её истории.
В семнадцатом веке местное управление
бюрократизируется: устанавливается
система приказно-воеводского
Считается, что развитию местного самоуправления в дореволюционной России дали толчок земская (1864 г.) и городская (1870 г.) реформы Александра II, которые преследовали цель осуществить децентрализацию управления и развить начало местного самоуправления в России. Известный дореволюционный юрист и социолог М. М. Ковалевский полагал, что эти реформы, включая и судебную, явились поворотным пунктом во внутреннем развитии России, ибо они внесли те ограничения, которым бюрократия вынуждена была подчиниться. В губерниях и уездах создавались земские органы: выборные земские собрания (губернские, уездные) и избираемые ими соответствующие земские управы.
1
http://cyberleninka.ru/
При Александре III были пересмотрены
и Положение о земских
С приходом революции 1917 г. система местного самоуправления была в основном разрушена, а традиция самоуправления прервана, что создает значительные сложности при ее возрождении в настоящее время. Период советской власти, с точки зрения развития института местного самоуправления, был периодом затишья.
Таким образом, история убедительно показывает, что, безусловно, опыт самоуправления в России присутствует, но назвать его богатым довольно сложно. Элементы муниципального управления если и появлялись, то находились под строгим контролем государственной власти.
Современный этап развития муниципальной службы в России начался с принятия Конституции 1993 года, которая установила, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Но вместе с тем, в современных реалиях институты местного управления во многом интегрировались в государственный управленческий механизм и претерпели серьезные изменения. В результате этих изменений местные органы власти все более включаются в единый общеуправленческий механизм социума.2
2 Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2001, с. 64.
1.2. Основные задачи
Муниципальная служба имеет свои специфические задачи, связанные с обеспечением полномочий местного самоуправления. К ним относится, во-первых, обеспечение самостоятельного решения населением вопросов местного значения. Самостоятельность - одно из ключевых понятий, характеризующих сущность местного самоуправления как формы организации и осуществления власти. Самостоятельность местного самоуправления гарантируется государством (ст. 12 Конституции РФ). Самостоятельное решение населением вопросов местного значения предполагает наличие системы эффективного функционирования демократических институтов управления, позволяющих выражать интересы и волю местного населения. Важную роль в этой системе играет муниципальная служба, которая выполняет роль одной из гарантий самостоятельности местного самоуправления.
Во-вторых, к основным задачам муниципальной службы относится обеспечение (наряду с государственной службой) прав и свобод человека и гражданина на территории муниципального образования. Эта задача вытекает из положения ст. 18 Конституции РФ, согласно которой права и свободы человека и гражданина определяют деятельность не только государственной власти, но и местного самоуправления. 3
2. Профессиональная группа:
2.1. Образование и квалификация
Муниципальные служащие по сравнению с государственными служащими действуют в условиях меньшей формализации профессиональной деятельности. Муниципальная служба является сравнительно новой профессией в России, и многие нормативные документы, регламентирующие деятельность служащих, только недавно приняты или еще разрабатываются.4
Для занятия должностей в муниципальной службе требуется наличие специальных знаний, умений, навыков на основе профессионального образования.
Федеральный закон от 02.03.2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе» устанавливает право и обязанность служащих на повышение квалификации, Федеральный закон от 27.07.2004 года № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" - на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку. Данные виды обучения в соответствии со ст.62 ФЗ о государственной гражданской службе являются видами дополнительного профессионального образования.
Профессиональная
Главной задачей повышения квалификации является удовлетворение потребностей специалистов в получении знаний о новейших достижениях в соответствующих отраслях науки и техники, передовом отечественном и зарубежном опыте.
4
Парунина Л. Д. Муниципальная служба: к проблеме
становления профессии / Известия Уральского
государственного университета. – 2010. –
№ 4(83)/ http://proceedings.usu.ru/?
Таким образом, в результате подготовки и переподготовки работник получает новую профессию или квалификацию, а в случае повышения квалификации - совершенствует свое мастерство по уже имеющейся специальности.
2.2. Социально-демографические характеристики
1. Половозрастные характеристики.
На основе полученных данных не выявлены гендерные диспропорцие среди опрошенных муниципальных служащих: 56% опрошенных – мужчины и 44% – женщины. Наибольшее число респондентов принадлежат к возрастной категории 56–60лет (33%), средний возраст опрошенных – 50лет. Следует также отметить, что традиционно наиболее профессионально активная возрастная группа 36–45лет представлена в меньшей степени(15%). Возможно, ее представители находят иные сферы для более эффективной реализации своего трудового потенциала. Альтернативный вариант интерпретации указанного факта: данная возрастная категория начинала свою трудовую деятельность 15–20 лет назад, то есть в первые постсоветские годы. Период «первоначального накопления капитала» оказался непривлекательным для развития карьеры в государственных и муниципальных органах, так как сама управленческая подсистема была нестабильна. Бизнес-сфера давала наиболее широкие возможности материальной самореализации.
2. Образование и профессиональный опыт.
100% экспертов имеют высшее образование, из них 19% имеют степень кандидата наук. Представляет интерес профиль образования экспертов. 37%
Опрошенных имеют экономическое образование, 30% имеют образование естественно научного профиля, 19% – техническое образование и только15% –
управленческое. При этом среди респондентов, имеющих степень кандидата наук, 80% имеют образование естественно научного профиля, 20%–экономического и 20% – технического профиля. Лишь 40% экспертов, имеющих кандидатскую степень, занимают должности руководителей, 40% занимают должности помощников (советников), 20% являются специалистами.
Данный факт свидетельствует о не востребованности ученой степени среди муниципальных служащих, вопреки распространенному в последние годы мнению о том, что наличие дополнительного образования или ученой степени является автоматическим фактором «социального лифта». 5
5 Фомин О., Байданова О. «Социальный портрет муниципального служащего» - статья/ Общенациональный научно-политический журнал «Власть». Выпуск № 6, 2012. – с. 136.
3. Условия профессионального труда:
3.1. Функции муниципальной службы
Вообще, если говорить о функциях, то исполнительная и распорядительная деятельность направлена на все сферы муниципального образования. Прежде всего это финансовая сфера, то есть разработка проекта местного бюджета, отчет об его исполнении, а так же непосредственное обеспечение местного бюджета. Далее, разработка и организация социально-экономических программ развития территории и обеспечение их реализации; разработка нормативно-правовых актов по вопросам местного значения; управление и распоряжение муниципальной собственностью. Не менее важная функция – это руководство муниципальным здравоохранением, эксплуатация муниципального жилищного фонда, объектов коммунального и дорожного хозяйства и другими муниципальными предприятиями, организациями, учреждениями. Наконец, важнейшая функция: осуществление полномочий органов государственной власти, переданные федеральными законами или законами субъекта Российской Федерации с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств. Следует отметить, что сходства государственной и муниципальной службы есть и единственное их отличие – это уровень и некоторые другие особенности.
Итак, под функциями муниципальной службы следует понимать основные направления практической реализации правовых норм института муниципальной службы, способствующие достижению соответствующих целей правового регулирования служебных отношений и выполнению муниципальной службой своей социальной роли и государственно-правового назначения.
Информация о работе Профессиональная культура муниципального служащего