Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 12:19, контрольная работа
В данной работе будут, по возможности, освещены такие вопросы, как: Современное состояние терроризма в мире и, в частности, в России. Причины и условия порождающие это зло, основные направления борьбы с данным преступлением органами Федеральной службы безопасности, и пути ее совершения. Также будут затронуты вопросы международного сотрудничества по борьбе с терроризмом, дана уголовно-правовая характеристика терроризма.
Введение.
Терроризм – глобальная проблема современности.
Понятие терроризма.
Факторы, влияющие на развитие терроризма в современной России
Система мер борьбы с терроризмом.
Документы, предупреждающие терроризм в России
Борьба с терроризмом органами ФСБ
История борьбы с терроризмом.
Правовые основы деятельности ФСБ России.
Пути борьбы с терроризмом.
Заключение.
2.3. Система мер борьбы
с терроризмом
Общегосударственная программа мер борьбы с терроризмом и политическим экстремизмом должна быть ориентирована на ликвидацию выше обозначенных объективных факторов, либо на максимальное ослабление их криминогенной направленности.
Программа борьбы с терроризмом представляется состоящей из следующих подразделов или блоков:
-
правовые меры борьбы с
-
общепредупредительные меры, в том
числе и установление контроля
над "рынками" оружия и
других средств массового
-
административно-режимные меры, относя
сюда и меры по
-
специальные (оперативные,
Как представляется, разработка, принятие и последующий контроль за реализацией подобной программы мер противодействия терроризму станет одной из актуальных задач деятельности Государственной Думы России.
Но наряду с Государственной Думой, ФСБ, МВД и прокуратурой немалую роль в деле борьбы с терроризмом может сыграть и общественность, в том числе и научная, средства массовой информации, общественно-политические партии, организации и движения.
Весьма эффективным может стать отказ всех без исключения социально-политических сил и субъектов от насильственных и вооруженных способов борьбы за реализацию своих целей. Единственным известным нам подобным "актом доброй воли" является лишь заявление КП РФ в июне 1993 г. с осуждением политического экстремизма.
Следующим непременным условием могла бы стать безусловная ликвидация всех незаконных военизированных формирований в стране.
Общественные авторитеты могли бы также способствовать прекращению конфликтов, междоусобных стычек, противостояния, снижению социальной напряженности в городах и регионах России, что является питательной средой для терроризма и экстремизма.
Однако на сегодняшний день, пожалуй, нет
оснований говорить о готовности многих
действующих в России социально-политических
субъектов совместно противостоять росту
терроризма и экстремизма во имя достижения
и сохранения подлинного гражданского
мира в обществе.
2.4.
Документы, предупреждающие
терроризм в России.
Вступивший в силу в 1998 г.
Федеральный закон, “О борьбе
с терроризмом” впервые в
По Закону субъектами, непосредственно осуществляющими борьбу с терроризмом в Российской Федерации, являются: Федеральная служба безопасности (ФСБ), Министерство внутренних дел (МВД), Служба внешней разведки (СВР), Федеральная служба охраны (ФСО), Министерство обороны (МО) и Федеральная пограничная служба (ФПС), а субъектами, участвующими в предупреждении, выявлении и пресечении террористической деятельности в пределах своей компетенции, являются и другие федеральные органы исполнительной власти, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации (п. 3, 4 ст. 6 Закона).
Федеральная служба безопасности и ее
территориальные органы осуществляют
борьбу с терроризмом посредством предупреждения,
выявления и пресечения преступлений
террористического характера, в том числе
преступлений, преследующих политические
цели, а также акций международного терроризма
и проводят предварительное расследование
по уголовным делам о таких преступлениях.
3.
Борьба с терроризмом
органами Федеральной
службы безопасности
Российской Федерации.
3.1.
История борьбы
с терроризмом.
В
советские времена с терроризмо
После реформы КГБ и создания ФСБ там появилось свое Управление по борьбе с терроризмом. В начале 90-х это подразделение одновременно занималось и чистым террором, и противодействием политическому экстремизму. Однако после буденновских событий начальник управления с должности был снят, и УБТ переформировали в Антитеррористический центр.
В 1997 году на базе Антитеррористического центра (АТЦ) был создан Департамент по борьбе с терроризмом ФСБ под руководством Виктора Зорина. В тот период времени в рамках департамента существовало четыре управления: Оперативное (террор), "Альфа", "Вымпел" и Управление "К". Последнее было своего рода наследницей небезызвестного Пятого управления КГБ, ведавшего идеологической контрразведкой.
В
1998 году в Департаменте стала возраждаться
система политического сыска. 6 июля
1998 года Указом президента было вновь
создано управление конституционной безопасности
ФСБ. Его руководителем был назначен Геннадий
Зотов. Именно
Зотов и был инициатором слияния двух
структур - ДБТ и УКБ - в единое целое. В
1999 году в составе департамента по борьбе
с терроризмом возникло Управление борьбы
с терроризмом и политическим экстремизмом
(офицеры как раз этого управления и занимались
уголовным делом лидера НБП Эдуарда Лимонова).
3.2.
Правовые основы деятельности
Федеральной службы безопасности Российской
Федерации.
Основным нормативно-правовым актом, регулирующим деятельность ФСБ России является Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности». Данный Федеральный закон определяет «назначение, состав, правовые основы и принципы деятельности федеральной службы безопасности, направления деятельности, полномочия, силы и средства органов федеральной службы безопасности, а также порядок контроля и надзора за деятельностью органов федеральной службы безопасности».
Правовую основу деятельности федеральной службы безопасности составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации. Деятельность федеральной службы безопасности осуществляется также в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
На основании Указа Президента РФ от 11 августа 2003 г. N 960 «Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации» Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами руководит деятельностью ФСБ России, утверждает Положение о Федеральной службе безопасности Российской Федерации и структуру органов федеральной службы безопасности.
Правительство Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации координирует деятельность ФСБ России в части, касающейся взаимодействия ФСБ России с федеральными органами исполнительной власти.
Деятельность
ФСБ России осуществляется на основе
принципов законности, централизации
управления органами федеральной службы
безопасности (далее именуются - органы
безопасности), уважения и соблюдения
прав и свобод человека и гражданина, гуманизма,
уважения суверенитета, территориальной
целостности государств и нерушимости
их границ, мирного разрешения пограничных
споров, взаимовыгодного сотрудничества
с компетентными органами иностранных
государств, конспирации, сочетания гласных
и негласных методов и средств деятельности.
3.3.
Пути борьбы с терроризмом.
Совершенные в конце XIX-начале XX в. масштабные акты международного терроризма вынудили международное сообщество и национальные органы государственной власти вырабатывать и принимать действенные меры по борьбе с терроризмом, связанные с внесением изменений в национальное законодательство и неизбежным, в рамках этой борьбы, ограничением прав и свобод граждан. Принципиальное изменение подходов в данной сфере в целом характерно для всего мирового сообщества, учитывая, что в течение длительного времени преобладающей являлась позиция, в соответствии с которой, по точному выражению Генерального прокурора РФ В.В. Устинова, «при относительно небольшой интенсивности терроризма любое ограничение демократических свобод в обществе воспринималось крайне отрицательно, как использование государством неблагоприятной ситуации для того, чтобы усилить свое вмешательство в личную жизнь граждан, облегчить для себя контроль за их действиями и снизить планку требований к себе».
Борьба с терроризмом – «деятельность, осуществляемая органами федеральной службы безопасности и (или) их подразделениями, а также должностными лицами указанных органов и подразделений по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористических актов посредством проведения оперативно-боевых и иных мероприятий».
Основаниями для проведения органами по борьбе с терроризмом мероприятий по борьбе с терроризмом являются:
а) необходимость пресечения террористического акта;
б) необходимость выявления лиц, причастных к подготовке и совершению террористического акта;
в)
необходимость добывания
В
борьбе с терроризмом проводятся
гласные и негласные, оперативно-боевые
и иные мероприятия, особый характер
которых определяется условиями
борьбы с терроризмом. Порядок проведения
указанных мероприятий
Органы
по борьбе с терроризмом осуществляют
свою деятельность в соответствии с
законодательством об оперативно-розыскной
деятельности, уголовным и уголовно-
Проведение мероприятий по борьбе с терроризмом, ограничивающих права граждан на неприкосновенность жилища, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений граждан, допускается только на основании постановления судьи, получаемого в порядке, предусмотренном для получения судебного решения о допустимости проведения контрразведывательных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, на неприкосновенность жилища, и на основании мотивированного ходатайства руководителя органа по борьбе с терроризмом или его заместителя. Перечень категорий руководителей органов по борьбе с терроризмом и их заместителей, уполномоченных возбуждать ходатайство о проведении мероприятий по борьбе с терроризмом, ограничивающих указанные в настоящей статье конституционные права граждан, устанавливается нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.
В неотложных случаях, когда промедление может привести к совершению террористического акта и поставить под угрозу жизнь и здоровье граждан, либо когда имеются данные, позволяющие предполагать, что в жилом помещении совершается или совершен террористический акт, либо когда осуществляется преследование лица, подозреваемого в причастности к совершению террористического акта, сотрудники органа по борьбе с терроризмом имеют право беспрепятственно входить в жилое помещение, а также приостанавливать оказание услуг связи юридическим и физическим лицам или ограничивать использование сетей связи и средств связи. Орган по борьбе с терроризмом в течение 24 часов с момента ограничения права граждан на неприкосновенность жилища или с момента приостановления оказания услуг связи юридическим и физическим лицам или ограничения использования сетей связи и средств связи обязан уведомить об этом прокурора.