Пути борьбы с терроризмом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 12:19, контрольная работа

Описание

В данной работе будут, по возможности, освещены такие вопросы, как: Современное состояние терроризма в мире и, в частности, в России. Причины и условия порождающие это зло, основные направления борьбы с данным преступлением органами Федеральной службы безопасности, и пути ее совершения. Также будут затронуты вопросы международного сотрудничества по борьбе с терроризмом, дана уголовно-правовая характеристика терроризма.

Содержание

Введение.
Терроризм – глобальная проблема современности.
Понятие терроризма.
Факторы, влияющие на развитие терроризма в современной России
Система мер борьбы с терроризмом.
Документы, предупреждающие терроризм в России
Борьба с терроризмом органами ФСБ
История борьбы с терроризмом.
Правовые основы деятельности ФСБ России.
Пути борьбы с терроризмом.
Заключение.

Работа состоит из  1 файл

Реферат Microsoft Word.doc

— 99.50 Кб (Скачать документ)

      2.3. Система мер борьбы с терроризмом 

        Общегосударственная программа мер борьбы с терроризмом и политическим экстремизмом должна быть ориентирована на ликвидацию выше обозначенных объективных факторов, либо на максимальное ослабление их криминогенной направленности.

        Программа борьбы с терроризмом представляется состоящей из следующих подразделов или блоков:

   - правовые меры борьбы с терроризмом,  включая сюда и принятие Закона  РФ "О борьбе с терроризмом", а также международные конвенции  по борьбе с терроризмом и  организованной преступностью (первый  шаг в этом направлении был  предпринят спецслужбами стран  СНГ в мае 1995 г.);

   - общепредупредительные меры, в том  числе и установление контроля  над "рынками" оружия и  других средств массового поражения;

   - административно-режимные меры, относя  сюда и меры по межгосударственному  сотрудничеству в области борьбы  с терроризмом;

   - специальные (оперативные, розыскные,  технические и охранные) меры  предупреждения террористических  проявлений.

        Как представляется, разработка, принятие и последующий контроль за реализацией подобной программы мер противодействия терроризму станет одной из актуальных задач деятельности Государственной Думы России.

        Но наряду с Государственной Думой, ФСБ, МВД и прокуратурой немалую роль в деле борьбы с терроризмом может сыграть и общественность, в том числе и научная, средства массовой информации, общественно-политические партии, организации и движения.

        Весьма эффективным может стать отказ всех без исключения социально-политических сил и субъектов от насильственных и вооруженных способов борьбы за реализацию своих целей. Единственным известным нам подобным "актом доброй воли" является лишь заявление КП РФ в июне 1993 г. с осуждением политического экстремизма.

        Следующим непременным условием могла бы стать безусловная ликвидация всех незаконных военизированных формирований в стране.

        Общественные авторитеты могли бы также способствовать прекращению конфликтов, междоусобных стычек, противостояния, снижению социальной напряженности в городах и регионах России, что является питательной средой для терроризма и экстремизма.

        Однако на сегодняшний день, пожалуй, нет оснований говорить о готовности многих действующих в России социально-политических субъектов совместно противостоять росту терроризма и экстремизма во имя достижения и сохранения подлинного гражданского мира в обществе. 

   2.4. Документы, предупреждающие терроризм в России. 

        Вступивший в силу в 1998 г.  Федеральный закон, “О борьбе  с терроризмом” впервые в историй  нашей страны законодательно закрепил систему мер противодействия этой угрозе.

           По Закону субъектами, непосредственно осуществляющими борьбу с терроризмом в Российской Федерации, являются: Федеральная служба безопасности (ФСБ), Министерство внутренних дел (МВД), Служба внешней разведки (СВР), Федеральная служба охраны (ФСО), Министерство обороны (МО) и Федеральная пограничная служба (ФПС), а субъектами, участвующими в предупреждении, выявлении и пресечении террористической деятельности в пределах своей компетенции, являются и другие федеральные органы исполнительной власти, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации (п. 3, 4 ст. 6 Закона).

       Федеральная служба безопасности и ее территориальные органы осуществляют борьбу с терроризмом посредством предупреждения, выявления и пресечения преступлений террористического характера, в том числе преступлений, преследующих политические цели, а также акций международного терроризма и проводят предварительное расследование по уголовным делам о таких преступлениях. 

   3. Борьба с терроризмом  органами Федеральной  службы безопасности  Российской Федерации. 

   3.1. История борьбы  с терроризмом. 

   В советские времена с терроризмом боролись два подразделения КГБ. Первое входило в состав знаменитого Пятого управления (идеологического), и действовало на территории Советского Союза - Управление по борьбе с терроризмом (УБТ) КГБ СССР. Второе работало в рамках Управления "К" (внешней контрразведки) ПГУ КГБ, и отвечало за недопущение террористов на территорию страны.

   После реформы КГБ и создания ФСБ  там появилось свое Управление по борьбе с терроризмом. В начале 90-х  это подразделение одновременно занималось и чистым террором, и противодействием политическому экстремизму. Однако после буденновских событий начальник управления с должности был снят, и УБТ переформировали в Антитеррористический центр.

   В 1997 году на базе Антитеррористического  центра (АТЦ) был создан Департамент  по борьбе с терроризмом ФСБ под руководством Виктора Зорина. В тот период времени в рамках департамента существовало четыре управления: Оперативное (террор), "Альфа", "Вымпел" и Управление "К". Последнее было своего рода наследницей небезызвестного Пятого управления КГБ, ведавшего идеологической контрразведкой.

   В 1998 году в Департаменте стала возраждаться система политического сыска. 6 июля 1998 года Указом президента было вновь  создано управление конституционной безопасности ФСБ. Его руководителем был назначен Геннадий Зотов. Именно Зотов и был инициатором слияния двух структур - ДБТ и УКБ - в единое целое. В 1999 году в составе департамента по борьбе с терроризмом возникло Управление борьбы с терроризмом и политическим экстремизмом (офицеры как раз этого управления и занимались уголовным делом лидера НБП Эдуарда Лимонова). 

       

   3.2. Правовые основы деятельности Федеральной службы безопасности Российской Федерации. 

   Основным  нормативно-правовым актом, регулирующим деятельность ФСБ России является Федеральный  закон от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ «О федеральной  службе безопасности». Данный Федеральный  закон определяет «назначение, состав, правовые основы и принципы деятельности федеральной службы безопасности, направления деятельности, полномочия, силы и средства органов федеральной службы безопасности, а также порядок контроля и надзора за деятельностью органов федеральной службы безопасности».

   Правовую  основу деятельности федеральной службы безопасности составляют Конституция  Российской Федерации, настоящий Федеральный  закон, другие федеральные законы и  иные нормативные правовые акты Российской Федерации. Деятельность федеральной службы безопасности осуществляется также в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

   На  основании Указа Президента РФ от 11 августа 2003 г. N 960 «Вопросы Федеральной  службы безопасности Российской Федерации» Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами руководит деятельностью ФСБ России, утверждает Положение о Федеральной службе безопасности Российской Федерации и структуру органов федеральной службы безопасности.

   Правительство Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и  распоряжениями Президента Российской Федерации координирует деятельность ФСБ России в части, касающейся взаимодействия ФСБ России с федеральными органами исполнительной власти.

   Деятельность  ФСБ России осуществляется на основе принципов законности, централизации  управления органами федеральной службы безопасности (далее именуются - органы безопасности), уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, гуманизма, уважения суверенитета, территориальной целостности государств и нерушимости их границ, мирного разрешения пограничных споров, взаимовыгодного сотрудничества с компетентными органами иностранных государств, конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств деятельности. 

   3.3. Пути борьбы с терроризмом. 

   Совершенные в конце XIX-начале XX в. масштабные акты международного терроризма вынудили международное сообщество и национальные органы государственной власти вырабатывать и принимать действенные меры по борьбе с терроризмом, связанные с внесением изменений в национальное законодательство и неизбежным, в рамках этой борьбы, ограничением прав и свобод граждан. Принципиальное изменение подходов в данной сфере в целом характерно для всего мирового сообщества, учитывая, что в течение длительного времени преобладающей являлась позиция, в соответствии с которой, по точному выражению Генерального прокурора РФ В.В. Устинова, «при относительно небольшой интенсивности терроризма любое ограничение демократических свобод в обществе воспринималось крайне отрицательно, как использование государством неблагоприятной ситуации для того, чтобы усилить свое вмешательство в личную жизнь граждан, облегчить для себя контроль за их действиями и снизить планку требований к себе».

   Борьба  с терроризмом – «деятельность, осуществляемая органами федеральной  службы безопасности и (или) их подразделениями, а также должностными лицами указанных органов и подразделений по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористических актов посредством проведения оперативно-боевых и иных мероприятий».

   Основаниями для проведения органами по борьбе с терроризмом мероприятий по борьбе с терроризмом являются:

   а) необходимость пресечения террористического  акта;

   б) необходимость выявления лиц, причастных к подготовке и совершению террористического  акта;

   в) необходимость добывания информации о событиях или действиях, создающих угрозу терроризма.

   В борьбе с терроризмом проводятся гласные и негласные, оперативно-боевые и иные мероприятия, особый характер которых определяется условиями  борьбы с терроризмом. Порядок проведения указанных мероприятий устанавливается  нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

   Органы  по борьбе с терроризмом осуществляют свою деятельность в соответствии с  законодательством об оперативно-розыскной  деятельности, уголовным и уголовно-процессуальным законодательством, настоящим Федеральным законом и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

   Проведение  мероприятий по борьбе с терроризмом, ограничивающих права граждан на неприкосновенность жилища, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений граждан, допускается только на основании постановления судьи, получаемого в порядке, предусмотренном для получения судебного решения о допустимости проведения контрразведывательных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, на неприкосновенность жилища, и на основании мотивированного ходатайства руководителя органа по борьбе с терроризмом или его заместителя. Перечень категорий руководителей органов по борьбе с терроризмом и их заместителей, уполномоченных возбуждать ходатайство о проведении мероприятий по борьбе с терроризмом, ограничивающих указанные в настоящей статье конституционные права граждан, устанавливается нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

   В неотложных случаях, когда промедление  может привести к совершению террористического акта и поставить под угрозу жизнь и здоровье граждан, либо когда имеются данные, позволяющие предполагать, что в жилом помещении совершается или совершен террористический акт, либо когда осуществляется преследование лица, подозреваемого в причастности к совершению террористического акта, сотрудники органа по борьбе с терроризмом имеют право беспрепятственно входить в жилое помещение, а также приостанавливать оказание услуг связи юридическим и физическим лицам или ограничивать использование сетей связи и средств связи. Орган по борьбе с терроризмом в течение 24 часов с момента ограничения права граждан на неприкосновенность жилища или с момента приостановления оказания услуг связи юридическим и физическим лицам или ограничения использования сетей связи и средств связи обязан уведомить об этом прокурора.

Информация о работе Пути борьбы с терроризмом