Рационализация деятельности аппарата муниципального управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 16:01, реферат

Описание

регулированием деятельности муниципальных органов управления, социально-экономическим развитием территории, особо значима роль филиалов региональных академий государственной службы. Тем более, что существующее законодательство, в том числе ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ФЗ №25 «О муниципальной службе в Российской Федерации», не выстроило систему подготовки и дальнейшего непрерывного профессионального образования муниципальных кадров.

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 29.93 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

Вологодский Государственный Технический Университет

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    РЕФЕРАТ

    по  дисциплине: Государственное и муниципальное управление

на тему: Рационализация деятельности аппарата муниципального управления 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                    Выполнила студентка:

                   

                    Проверила: 
                   
                   
                   
                   
                   
                   

Вологда

2010 г 
 
 
 
 

   ВВЕДЕНИЕ

   Без всякого сомнения, становление и  развитие местного самоуправления в  России невозможно без адекватного  кадрового обеспечения. От квалификации муниципальных кадров зависят не только эффективность решения вопросов местного значения, но и авторитет  самой местной власти.

   В той ситуации, когда глава сельского  муниципального поселения и глава  большого города оказываются перед  одинаковым проблемами, связанными с  правовым регулированием деятельности муниципальных органов управления, социально-экономическим развитием  территории, особо значима роль филиалов региональных академий государственной  службы. Тем более, что существующее законодательство, в том числе ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ФЗ №25 «О муниципальной службе в Российской Федерации», не выстроило систему подготовки и дальнейшего непрерывного профессионального образования муниципальных кадров. В этой ситуации, по сути дела, нет других образовательных учреждений, кроме филиалов региональных академий государственной службы, которые так близко соприкасались бы с муниципальными образованиями и решали эти образовательные и научно-консультативные проблемы как для города, так и для села.

   Что касается государственных структур, здесь эти проблемы менее болезненны: есть и ведомственные образовательные  учреждения, и бюджетные деньги на обучение находятся, да и нормативно-правовая база более четко и однозначно мотивирует госучреждения на обучение своих кадров. 
 
 
 
 
 
 
 

   1. ПОНЯТИЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

   Понятие «местное самоуправление» отражает комплексное и многообразное  явление, которое, естественно, порождает  различные подходы к его исследованию.

   Местное самоуправление можно рассматривать  в качестве: а) основы конституционного строя; б) права населения на самостоятельное  решение вопросов местного значения; в) формы народовластия.

   Местное самоуправление согласно Европейской  Хартии о местном самоуправлении составляет одну из основ любого демократического строя.

   «Принцип  местного самоуправления, — гласит статья 2 Хартии, — должен быть признан  в законодательстве страны, и, по возможности, в конституции страны».

   Конституция Российской Федерации, определяя российское государство как демократическое, закрепляет важнейшие устои его  демократизма, находящие выражение прежде всего в народовластии, разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную, идеологическом и политическом многообразии, а также местном самоуправлении. Конституция Российской Федерации признает и гарантирует местное самоуправление в статьях 3, 12,130—133 и др. Основываясь на конституционных положениях, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. в статье 2 констатирует: «Местное самоуправление как выражение власти народа составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации».

   Местное самоуправление как одна из основ  конституционного строя представляет собой основополагающий принцип  организации и осуществления  власти в обществе и государстве, который наряду с другими конституционными принципами определяет систему демократического управления в нашей стране.

   Признание местного самоуправления в качестве одной из основ конституционного строя предполагает установление децентрализованной системы управления, закрепление  иных (нежели в условиях централизации  и концентрации власти) основ взаимоотношений  федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

   Конституция Российской Федерации, закрепляя местное  самоуправление в качестве одного из элементов конституционного строя, гарантирует организационную обособленность местного самоуправления, его органов  в системе управления обществом  и государством. В соответствии со статьей 12

   Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления не входят в систему  органов государственной власти. Следовательно, они не могут рассматриваться  как структурное подразделение  государственной системы управления.

   В силу этого государственные органы уже не выступают, как раньше, в  качестве вышестоящей инстанции, целиком  и полностью руководящей деятельностью  местных органов власти, заслушивающей  отчеты и имеющей право отмены их решений.

   Признавая и гарантируя местное самоуправление, Конституция Российской Федерации устанавливает, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Таким образом, закрепление местного самоуправления в качестве основы конституционного строя, одного из главных принципов организации и осуществления управления страной, предполагает выделение особой сферы местных вопросов, в которой органы местного самоуправления действуют самостоятельно и ответственны прежде всего перед своим населением. Конституция Российской Федерации не дает исчерпывающего перечня вопросов, относящихся к ведению местного самоуправления.

   Основываясь на положениях Конституции Российской Федерации, Федеральный закон «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. определяет предметы ведения местного самоуправления, а также разграничивает полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской федерации в области местного самоуправления.

   В соответствии со статьей 16 Конституции  Российской Федерации положения  статей 3 и 12 главы 1 Конституции Российской федерации, гарантирующие местное самоуправление, не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном Конституцией. Никакие другие нормы Конституции не могут противоречить ее положениям о местном самоуправлении, закрепленным в главе 1 Конституции Российской Федерации. 

   2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 

   1.Понятие  основных принципов местного  самоуправления

   Принципы  местного самоуправления — это обусловленные  природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности населения, формируемых им органов, самостоятельно осуществляющих управление местными делами.

   В принципах местного самоуправления находят отражение требования объективных  закономерностей и тенденций  развития местной власти. Для них  характерно следующее:

   1. Принципы предопределяют построение  и функционирование муниципальной  власти.

   2. Выступая теоретической основой  муниципального строительства, принципы  помогают уяснить сущность местного  самоуправления, его отличительные  черты и признаки.

   3. Принципы выступают в качестве  критерия оценки действующей  системы местного самоуправления: насколько она отвечает началам  и идеям, выраженным в принципах  местного самоуправления.

   4. Принципы местного самоуправления, отражая сущностные признаки  и черты местного самоуправления, способствуют сохранению преемственности  в развитии институтов местного  самоуправления.

   Принципы  местного самоуправления получили свое правовое закрепление в

   Европейской Хартии о местном самоуправлении, которая служит правовым фундаментом  для муниципального законодательства стран—членов Совета Европы.

   Конституция Российской Федерации, Федеральный  закон «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской федерации», основываясь  на положениях Европейской Хартии о  местном самоуправлении, закрепляют общие принципы местного самоуправления, присущие всей системе местного самоуправления в Российской Федерации. В рамках данных принципов осуществляется регулирование  особенностей организации местного самоуправления в приграничных территориях, закрытых административно- территориальных  образованиях, правовое регулирование  местного самоуправления в субъектах  Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций.

   Реализация  принципов местного самоуправления обеспечивается не только их правовым закреплением в законодательстве, уставах  муниципальных образований, но и  системой соответствующих данным принципам  организационных форм и методов  муниципальной работы.

   К общим принципам местного самоуправления относятся: а) самостоятельность решения  населением вопросов местного значения; б) организационное обособление  местного самоуправления, его органов  в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной  власти в осуществлении общих  задач и функций; в) соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям; г) ответственность органов и  должностных лиц местного самоуправления перед населением; д) многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления; е) соблюдение прав и свобод человека и гражданина; ж) законность в организации и деятельности местного самоуправления; з) гласность деятельности местного самоуправления; и) коллегиальность и единоначалие в деятельности местного самоуправления; к) государственная гарантия местного самоуправления. 

   2. Самостоятельность решения населением  вопросов местного значения

   В соответствии со статьей 130 Конституции  Российской Федерации местное самоуправление призвано обеспечивать самостоятельное  решение населением вопросов местного значения. В этом — суть местного самоуправления.

   Нормы муниципального права, закрепляя принцип  самостоятельности местного самоуправления, выделяют следующие основные черты, характеризующие его содержание: 

   1. Самостоятельное решение населением  вопросов местного значения осуществляется  путем местного референдума, муниципальных  выборов, других форм прямого  волеизъявления, а также через  выборные и другие органы местного  самоуправления.

   Конкретные  формы осуществления местного самоуправления, структура органов местного самоуправления определяются населением самостоятельно. Эти и другие вопросы организации  и осуществления местного самоуправления регулируются в уставе муниципального образования, который разрабатывается  муниципальным образованием самостоятельно и принимается населением непосредственно  или представительным органом местного самоуправления; 

   2. Реализация данного принципа  предполагает обеспечение финансово-  экономической самостоятельности  местного самоуправления. Органы  местного самоуправления самостоятельно  управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют  местный бюджет, устанавливают местные  налоги и сборы.

   Однако  обеспечение реальной хозяйственной  самостоятельности муниципальных  образований сегодня сталкивается с большими трудностями: возрастает нагрузка и перекладывается ответственность  на органы местного самоуправления в  социально-культурной и коммунально-бытовой  областях, так как передача муниципальным  образованиям некогда ведомственных  объектов этих сфер осуществляется без  учета реальных возможностей организации  управления на местах, без должного финансирования. Органам местного самоуправления не хватает средств на содержание этих объектов, их модернизацию и поддержку. У многих сел вообще отсутствует материальная база.

   И в то же время актами, принимаемыми на государственном уровне, на органы местного самоуправления по существу перекладываются невыполнимые без  соответствующего материально-финансового  обеспечения функции решения  тяжелых проблем, порожденных общей  ситуацией в стране (вынужденные  переселенцы, беженцы, военнослужащие, уволенные в запас, и т.д.).

Информация о работе Рационализация деятельности аппарата муниципального управления