Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 12:35, реферат
Местное самоуправление в Российской Федерации - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Местное самоуправление как выражение власти народа составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации (ст.2).
Развитие муниципального самоуправления в России с XIX века
по настоящее время
Местное самоуправление в Российской Федерации - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Местное самоуправление как выражение власти народа составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации (ст.2).
Местное самоуправление осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации. Законодательное регулирование субъектами Российской Федерации вопросов местного самоуправления осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, устанавливающие нормы муниципального права, не могут противоречить Конституции Российской Федерации и настоящему Федеральному закону, ограничивать гарантированные ими права местного самоуправления.
В случае противоречия норм муниципального права, содержащихся в законах, положениям Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона применяются положения Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона.
Граждане Российской Федерации осуществляют свое право на местное самоуправление в городских, сельских поселениях и других муниципальных образованиях в соответствии с федеральными гарантиями избирательных прав граждан путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления.
Граждане Российской Федерации имеют равные права на осуществление местного самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.
Граждане Российской
Федерации имеют право
Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина, а также возможность получения гражданами и другой полной и достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом.
К государственному управлению
экономикой, охватывающему федеральное
и субфедеральное управление, непосредственно примыкает
муниципальное управление хозяйством
административно-
Правовые основы муниципального управления отражены в принятом в1995 году Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В соответствии с этим законом основным объектом местного управления служат муниципальные образования в виде городских, сельских поселений, нескольких поселений внутри региона, объединенных общей территорией, в пределах которых осуществляется муниципальное самоуправление, имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы управления.
Представляя нижнюю ветвь в управленческой цепи "Федеральный центр - субъект Федерации, регион - местное территориальное образование", муниципальное управление обладает рядом отличающих его от других звеньев этой цепи признаков:
1) оно обладает выраженной
2) имеет свой собственный объект
управления в виде
3) основные функции местного
управления реализуются
Местное самоуправление представляет одну из наиболее ранних форм управления экономикой и обществом, зародившуюся, видимо, еще до появления государственного управления. Есть основания считать, что впервые оно возникло в виде племенного, родового, общинного управления. Корни организационно оформленного местного самоуправления уходят в древнюю Грецию и Рим, где оно приобрело правовой статус и получило название муниципального (от латинского "municipium" - свободный город, самоуправляемая территория).
В древней Руси местное самоуправление возникло в общинах и распространило свое воздействие на их производственную деятельность. Городом - отцом местного самоуправления в России стал Новгород Великий, в котором общины стали административными единицами, расположенными в отдельных частях города, благодаря чему возникли самоуправляемые общинно-территориальные образования. Венцом первичных форм местного самоуправления в России стало Новгородское городское вече, которое приобрело законодательные функции, управляло финансами и сбором налогов, назначало должностных лиц, обладало высшей судебной властью. Дальнейшим развитием местного самоуправления в России стало земское устройство, опирающееся на сельские, купеческие, ремесленные общины.
После практического упразднения исторически сложившихся форм местного самоуправления в Советском Союзе оно было заменено формально избираемыми советами народных депутатов. Перестройка и последовавшие за ней экономические реформы привели к возрождению местного самоуправления, которое стали называть также муниципальным управлением. Наряду с упоминавшимся федеральным законом, содержащим общие для всех регионов России принципы организации местного самоуправления, во многих краях, областях Российской Федерации приняты свои законы "О местном самоуправлении". Конечно, муниципальное управление не ограничивается воздействием на экономические объекты, в значительной степени распространяется на социальное управление, влияет на так называемую регионалистику, то есть территориальную организацию хозяйства, размещение производительных сил на территории регионов, а также на процессы, протекающие в природной среде и в обществе. Но все же стержнем муниципального управления являются экономические объекты, расположенные на территории муниципального образования, и протекающие в нем социально-экономические процессы.
Одна из самых острых современных проблем муниципального управления заключается в недостаточности финансовых ресурсов, которыми располагают местные органы управления, для осуществления всего круга своих функций, решения множества стоящих перед ними задач.
Принципы формирования и использования финансовых средств органами местного самоуправления, зафиксированные в Европейской Хартии о местном самоуправлении, гласят:
1. Органы местного
2. Финансовые средства органов
местного самоуправления
полномочиям.
3. По меньшей мере часть
Эти международные принципы, применимые и к России, практически не реализованы в достаточной степени.
Муниципальные финансовые ресурсы складываются из собственных бюджетных средств, средств внебюджетных фондов, денежных средств, передаваемых из федерального и субфедеральных бюджетов в местные (трансфертов, субвенций, дотаций), привлеченных средств в виде внутренних и внешних, в том числе иностранных кредитов, а также резервов. В свою очередь, доходы местных бюджетов, составляющие основную часть местных финансовых ресурсов, состоят из местных налогов и сборов, получаемых местными органами штрафов, из отчислений от федеральных налогов и налогов субъектов Федерации в соответствии с установленными нормами, поступлений от приватизации муниципального имущества и сдачи его в аренду, от местных займов и лотерей, часть прибыли муниципальных предприятий, организаций, учреждений.
Несмотря на кажущееся обилие источников муниципальных финансовых ресурсов, в целом эти ресурсы оказываются недостаточными для финансирования многочисленных расходов на муниципальные нужды. Доля федеральных и субфедеральных налогов, поступающих в местные бюджеты, относительно невелика, а увеличить местные налоги муниципальным органам не выгодно, так как они ложатся тяжелым бременем на экономику территории и на часть населения, являющуюся налогоплательщиками.
В то же время по состоянию на 1998 год в России за счет средств местных бюджетов финансировалось примерно 80% расходов на здравоохранение и 60% на просвещение. Средства местных бюджетов частично используются на жилищное строительство, коммунальное хозяйство объекты производственной и социальной инфраструктуры, инвестиционную и инновационную деятельность, охрану окружающей среды.
Отмечая напряженное состояние местных финансовых ресурсов в России было бы неправомерным объяснять его несправедливым, нерациональным распределением средств между государственным федеральным государственным субфедеральным и муниципальным уровнями управления Дефицит финансовых ресурсов, бюджетов одинаково остро сказывается на всех уровнях управления российской экономики. Так что причину этого явления следует искать не в ошибочном распределении и перераспределении финансовых ресурсов, а в их общей недостаточности, обусловленной низкой эффективностью функционирования экономики страны в целом. Только глубокие реформы управления экономикой и финансами, затрагивающие все его уровни управления способны преодолеть кризисные явления.
2.1 Развитие местного
самоуправления в советский
В Советском государстве с первых
лет его существования
В Советский период идеи местного самоуправления не были полностью чужды доктрине и практике тех лет. Однако формирование местного самоуправления было начато лишь в 90-е гг.
Формирование местного самоуправления было начато по российской традиции -- “сверху”. После силового “упразднения” Верховного Совета России в октябре 1993 г. советская власть на местах в большинстве субъектов Российской Федерации была демонтирована, а для замены понадобилось местное самоуправление.
Чуть ранее принимаются
Новый курс и новые правовые акты способствуют масштабному развитию идей и институтов местного самоуправления. В областях, городах и районах стали создаваться самоуправленческие органы. Процесс протекал быстро и в то же время весьма болезненно. И не случайно подготовка Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" была столь длительной и противоречивой. Многократно обсуждались разные концепции, проводились парламентские слушания и семинары, изучался и учитывался многообразный местный и международный опыт.
Информация о работе Развитие муниципального самоуправления в России с XIX века по настоящее время