Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 12:35, реферат
Местное самоуправление в Российской Федерации - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Местное самоуправление как выражение власти народа составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации (ст.2).
Интересно заметить, что во время принятия закона подразумевалось, что вся Россия, подобно европейским странам и США, покроется муниципальными образованиями. Однако низкая гражданская активность россиян позволила местным элитам, сориентированным на сохранение прежней административно-командной вертикали, провести на референдумах решения, по которым муниципальным образованием становился, как правило, район. Районы сохранили "вассальную" зависимость от государственной власти субъекта Федерации. Назначаемые ею главы сельских и поселковых администраций оказались неподотчетны жителям. Местная власть еще больше отдалилась от народа.
Не обошлось и без «копирования» чужих норм. Как отмечает И.А. Бутенко, для формирования федерализма и развития самоуправления в современной России существенным является тот факт, что в основу их положены соответственно германская модель федерализма и англосаксонская модель местного самоуправления. Сами по себе эти модели имеют ряд достоинств и недостатков, но их применимость к российской социальной практике и возможность сосуществования вызывают большие сомнения, в связи с чем представляется возможным говорить о квазифедерализме. Более целесообразным был бы вариант адаптации к российским условиям единой американской или германской модели, если, конечно, копирование зарубежного опыта настолько необходимо.
Вопросы правового регулирования местного самоуправления, а также находящиеся в тесной взаимосвязи с ними проблемы в последнее время неизменно вызывают пристальный интерес широкого круга специалистов, представляющих различные сферы правовой науки. Подобное внимание к указанной проблематике вполне объяснимо: сегодня во многих отраслях права России (конституционном, административном, гражданском, финансовом и других) идет активный процесс осмысления проблем, находящихся на стыке публично-правовой и частно-правовой действительности и составляющих предмет детального изучения именно муниципального права.
В связи с этим первоочередное значение приобретает качество действующей нормативной базы местного самоуправления, ее способность служить надежной основой сложных процессов, происходящих в правовом регулировании местного самоуправления и характерных для современного этапа его развития. К тому же, следует отметить тот факт, что изменение государственного строя и правовой системы Российской Федерации оказали серьезное влияние на систему и содержание правовой системы местного самоуправления. В последнее время в его составе появились новые правовые институты, возросло число соответствующих юридических норм, изменилось содержание отдельных муниципально-правовых категорий, что с неизбежностью обуславливает изменение теоретико-правовых основ данной системы, которые нуждаются в соответствующем осмыслении.
В правовой системе местного самоуправления наглядно обозначилась тенденция к насыщению его частно-правовым содержанием. Однако, несмотря на увеличение количества частно-правовых норм и институтов, все же основу в правовой системе местного самоуправления в настоящее время составляют публично-правовые нормы и институты, что предполагает публично-правовой характер ее содержания, который, в достаточно специфичном виде проявляется и в содержании частно-правовых образований, таких как право муниципальной собственности на различные имущественные и неимущественные объекты; право хозяйственного ведения и оперативного управления муниципальных предприятий и учреждений; производные от права муниципальной собственности специфические обязательственные правоотношения (муниципальный заказ); гражданско-правовые способы защиты прав местного жителя на осуществление местного самоуправления; комплексные институты муниципального законодательства, включающие частно-правовые нормы (лицензирование на муниципальном уровне) Ковешников Е.М. Государство и местное самоуправление в России: теоретико-правовые основы взаимодействия.
К тому же, необходимо учитывать и то обстоятельство, что в связи с изменением существующей правовой системы в теоретическом переосмыслении нуждаются и некоторые публично-правовые образования муниципального права: институт муниципальной службы, институт территориальной основы местного самоуправления, институт муниципальной службы, институт организации и деятельности исполнительных органов местного самоуправления, институт организации и деятельности представительных органов местного самоуправления, институт местного избирательного права, институт общественного самоуправления местных жителей, институт финансовой основы местного самоуправления.
Актуальностью обладает
и проблема, вызванная тем, что
разработка муниципального законодательства
периодически порождает перед
Злободневность вопроса
о соотношении публично-
Также, неоднозначность подходов к вопросу о самостоятельности муниципального права и законодательства подтверждает большую теоретическую и практическую актуальность решения задачи соотношения частно-правовых регуляторов со сферой публичных интересов, каковой являются интересы общества в осуществлении признаваемой и гарантируемой Конституцией Российской Федерации самостоятельной и под свою ответственность деятельности населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.
Говоря о реформировании системы источников местного самоуправления следует акцентировать внимание на том, что в Конституции РФ содержится обоснование властно-правовой природы актов муниципальных органов и должностных лиц. Конституционно-правовое обоснование властно-правовой природы актов муниципальных органов и должностных лиц представляется чрезвычайно важным, так как традиционно нормой права в классической теории права понимается установленное либо санкционированное государством формально-определенное, общеобязательное правило поведения общего характера.
Если же подходить к понятию «юридическая норма» с этой формально-юридической позиции, то органы местного самоуправления в соответствии со ст.12 Конституции РФ, исключенные из системы органов государственной власти, не могут быть признаны субъектами, компетентными устанавливать юридические нормы.
Нам представляется подобный подход достаточно спорным в силу следующих оснований. В соответствии с ч.1 статьи 3 Конституции Российской Федерации, единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. В соответствии же ч.2 ст.3 Конституции РФ народ осуществляет свою власть:
1. непосредственно, а также
2. через органы государственной власти и
3. органы местного самоуправления.
С учетом приведенных
конституционных норм, по нашему мнению,
принципиальным моментом при определении
субъекта нормотворчества является
не принадлежность органа к системе
органов государственной
Отметим, что аналогичного мнения придерживается в своей работе и Ковешников Е.М., отмечающий, что местное самоуправление призвано уравновешивать власть государства, ограничивать ее, не допускать произвола с ее стороны. Передачу нормативных полномочий органам местного самоуправления следует расценивать как признание того факта, что передача им соответствующих полномочий есть проявление желания законодателя избежать перегрузки центрального правительства частными проблемами, существенными для определенных местных сообществ. Органы местного самоуправления, принимая нормативные акты, выполняют роль посредника между личностью и государством.
Далее следует отметить и тот факт, что если рассматривать регулирование местного самоуправления непосредственно на уровне законов, то нужно указать, что развитие местного самоуправления в Российской Федерации (как публичного института) во многом зависит от того, есть ли у его органов четкие правовые ориентиры в пределах которых ему следует реализовать свои полномочия. В настоящее время как на федеральном уровне, так и на региональном (местном) уровне власти принят целый ряд законодательных актов для надлежащего решения этого правового вопроса.
Вместе с тем, следует
указать, что довольно громоздкая и
сложная система трехуровневого
нормативно-правового регулиров
В настоящее время можно выделить следующих субъектов, нормативно упорядочивающих и властно регулирующих, соответствующие муниципальные правоотношения:
1. Федеральные органы государственной власти РФ и соответствующие должностные лица.
2. Органы государственной
власти субъектов РФ и
3. Органы муниципальной
власти и соответствующие
Учитывая вышеприведенную классификацию, муниципальные правоотношения можно поделить на виды в зависимости от вида органов, нормативно упорядочивающих соответствующие местные общественные отношения:
1. Местные правоотношения,
упорядоченные юридическими
2. Местные правоотношения, упорядоченные юридическими нормами, органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
3. Местные правоотношения,
упорядоченные юридическими
Следует отметить, что особенности юридического статуса каждого из вышеуказанных органов придают определенную специфику соответствующим местным правоотношениям, однако указанная специфика в чистом виде проявляется очень редко в силу того обстоятельства, что большинство местных правоотношений имеют многоуровневое нормативное упорядочение.
К тому же, так как в
ходе реформы местной власти муниципальные
образования, как публично-правовые
образования, были наделены самостоятельной
правоспособностью, изменилась и характеристика
связей, возникающих между публично-
Также следует отметить
и тот факт, что в настоящее
время изменились основания возникновения,
изменения и прекращения
Также следует отметить, что в настоящее время органы государственного управления вместо централизованного администрирования, постановки задачи и жесткого контроля за ее исполнением применяют иные формы воздействия на муниципальные образования. В настоящее время подобное воздействие осуществляется путем несколько иных форм воздействия, к которым относятся финансовые, системные и правовые рычаги, включающие в себя и установление общих принципов функционирования системы местного самоуправления.
Конечно, следует отметить, что законодательстве Российской Федерации содержится запрет органам государственной власти и управления вмешиваться в сферы деятельности муниципальных образований. Однако, на практике данное положение законодателя нередко нарушается. При этом, принятие государственно-властными органами нормативных актов с превышением своей компетенции приводит к нарушению прав и законных интересов муниципальных образований.
В настоящее время все больше возрастает роль правового регулирования взаимоотношений государства и муниципальных образований и правовых механизмов разрешения возникающих противоречий. Законодательством, в том числе и Конституцией Российской Федерации, не только установлены запреты на вмешательство государственных органов в деятельность муниципальных образований, осуществляемую в пределах полномочий, но и предусмотрены неблагоприятные последствия таких действий государственных органов. В настоящее время к ним следует отнести признание в судебном порядке властного акта государственного или иного органа, принятого с нарушением законодательства, недействительным (полностью или частично); непридание судом правовой силы такому акту; взыскание в судебном порядке убытков, причиненных муниципальному образованию неправомерными действиями (бездействием) органа государственной власти.
На этом нам представляется
возможным завершить
Информация о работе Развитие муниципального самоуправления в России с XIX века по настоящее время