Сравнение систем местного самоуправления США и РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 21:43, курсовая работа

Описание

В современном мире существует огромное количество государств, со сложившейся историей, самобытной культурой, своеобразным набором обычаев и традиций и, конечно, народом. Каждую из этих стран отделяет от массы других тот или иной фактор, и естественно предположить, что модель государственного устройства занимает среди них далеко не последнее место, ведь она определяет, по каким правилам общество будет жить и развиваться. В этой сложной системе, на мой взгляд, наиболее важным моментом является то, как народ может управлять организационной стороной государственной жизни и делами государства, то есть механизм осуществления народовластия.

Содержание

1. Вступление………………………………………………………………..3
2. Общая характеристика модели местного самоуправления в США....4
3. Общая характеристика модели местного самоуправления в РФ……12
4. Местное самоуправление в РФ и США: сходства и различия………16
5. Заключение………………………………………………………………18
6. Список использованной литературы ………………………………….20

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 107.50 Кб (Скачать документ)

План

  1. Вступление………………………………………………………………..3
  2. Общая характеристика модели местного самоуправления в США....4
  3. Общая характеристика модели местного самоуправления в РФ……12
  4. Местное самоуправление в РФ и США: сходства и различия………16
  5. Заключение………………………………………………………………18
  6. Список использованной литературы ………………………………….20
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вступление

В современном  мире существует огромное количество государств, со сложившейся историей, самобытной культурой, своеобразным набором обычаев и традиций и, конечно, народом. Каждую из этих стран отделяет от массы других тот или иной фактор, и  естественно предположить, что модель государственного устройства занимает среди них далеко не последнее место, ведь она определяет, по каким правилам общество будет жить и развиваться. В этой сложной системе, на мой взгляд, наиболее важным моментом является то, как народ может управлять организационной стороной государственной жизни и делами государства, то есть механизм осуществления народовластия. И таких форм несколько: опосредованная, то есть через избираемых народных представителей, и прямая, то есть осуществляемая каждым гражданином лично. Для последней характерны как участие народа в выборах органов государственного управления или референдумах для решения наиболее важных, для государства в целом, вопросов, так и взаимодействие с органами власти напрямую для решения, на деле не менее важных, вопросов, касающихся повседневной жизни граждан.  Для эффективного функционирования системы управления населенными пунктами, удовлетворения бытовых потребностей населения и организован институт государственной власти, именуемый местное самоуправление. Этот институт считается важнейшим элементом вертикального разделения властей, демократического механизма управления, ведь местная власть есть представитель государственной власти, находящийся ближе всего к народу. И в этой сфере государственное регулирование в разных странах осуществляется по-разному. Конституционное право современного федеративного государства может закреплять статус местного самоуправления как самостоятельного уровня управления и регулировать его основы на национальном уровне. Возможно и отношение к местному самоуправлению как к исключительной креатуре субъектов федерации, полностью обеспечивающих правовое регулирование данного института. Эти два диаметрально противоположных подхода можно проследить практически во всех современных странах: первый характерен для государств континентальной модели управления, второй – для англосаксонской. Я рассмотрю, как осуществляется местное самоуправление в этих правовых системах на примере двух стран, наиболее сопоставимых по государственному устройству и масштабам территорий - Российскую Федерацию и Соединенные Штаты Америки.

 В своей работе я сначала представлю общие характеристики моделей муниципального права обеих стран, с помощью описания таких их свойств, как: нормативные источники правомочия деятельности муниципальной власти; взаимодействие органов местной власти с федеральным центром и надведомственными субъектами, их полномочия; виды институтов местного самоуправления, включая перечни его органов и административно-территориальные единицы;  способы организации органов местных властей. Затем я проведу параллели между регулированием этого вопроса в двух различных правовых системах, подчеркнув сходность и различия их черт.

    Общая характеристика модели местного самоуправления в США

В США функционирование местного управления регулируется исключительно штатами. Полная зависимость и производность местных органов власти от субъектов федерации здесь была сформулирована в 1868 году верховным судьей штата Айова Дж. Диллоном: Муниципальные корпорации обязаны своим созданием и извлекают все свои права и полномочия от легислатур штатов (так называемое правило Диллона). Положения, регулирующие деятельность местного управления, таким образом, содержатся в конституциях всех 50 штатов США. Степень урегулированности различных аспектов местного управления в отдельных штатах, однако, отнюдь не одинакова, вследствие чего выделяются две их основные группы. К первой группе относятся конституции штатов, содержащие незначительное количество норм, регулирующих деятельность местных органов, причем устанавливающих, как правило, определенные ограничения их деятельности (штаты Алабама, Миссисипи, Теннесси, Калифорния и др.). Вторую группу составляют штаты, конституции которых характеризуются более подробным нормативным регулированием управления на местах. Наряду с закреплением основных принципов деятельности местных органов в предмет конституционного регулирования данной группы штатов включаются и нормы, регламентирующие внутреннюю организацию муниципалитетов (например, штаты Нью-Мексико и Коннектикут).1

Специфика регулирования местного самоуправления в субъектах американской федерации  также заключается в том, что  важнейшим элементом правового статуса местных органов здесь являются муниципальные хартии, устанавливающие полномочия и режим функционирования муниципальных властей в соответствии с законами штата. Право муниципалитетов принимать и изменять такие хартии, так называемое "право гомруль"(“home rule” – самоуправление, англ.) может устанавливаться как конституцией, так и законами, принимаемыми легислатурой штата. В настоящее время 48 штатов предусматривают хартии самоуправления для всех или, по крайней мере, для некоторых своих муниципалитетов.

Хартии  самоуправления обычно основываются на разветвленном законодательстве субъектов  федерации, воспроизводя и конкретизируя  нормы последнего. Поскольку в  США местные органы вправе совершать  лишь действия, прямо разрешенные  им законом, а сам спектр местных дел точно не определен, муниципалитеты стремятся зафиксировать в хартиях свои полномочия наиболее подробным образом, что зачастую превращает эти хартии в весьма объемные сборники. Местные органы не вправе вносить в свои хартии положения, противоречащие конституции и законам соответствующего штата, поскольку это дает судам основание объявить такие положения недействительными из-за превышения муниципалитетами своих полномочий.

Законодательство  штатов в то же время зачастую оставляет местным властям возможность выбора определенных альтернативных решений (преимущественно в организационной сфере). Так, законодательство штата Массачусетс содержит пять альтернативных вариантов структуры муниципального управления, а штата Нью-Джерси - 14. Иногда право выбора предоставляется и графствам, на которые делится территория штата. Законодательство штата Юта, например, предусматривает три альтернативных варианта управления графствами. Многие субъекты американской федерации, однако, лишают графства подобного выбора, поскольку непосредственно в своей конституции устанавливают унифицированную систему управления графствами.2

Система местного самоуправления и управления в штатах строится на основе административно-территориального деления, которое входит в компетенцию штатов. В разных штатах они различны и регулируются хартиями самоуправления и местными кодексами самоуправления.

 В  настоящее время в штатах США  существует до шести видов  административно-территориальных единиц  со своими органами местного  управления: графства; города; бороу; вилиджи; тауны и тауншипы. Сегодня только в штате Нью-Джерси имеются все перечисленные муниципальные звенья; остальные штаты отказались от того или иного вида.

Все перечисленные  органы муниципального управления делятся  на два больших класса: муниципальные корпорации и квазикорпорации. В состав первых входят города, бороу, вилиджи и тауны. Квазикорпорации относятся ко второму уровню организации местного самоуправления, то есть включают в себя несколько муниципалитетов. Такими образованиями являются графства и тауншипы. 3

Большинство штатов (кроме Коннектикута и Род-Айленда) делятся на графства, которых насчитывается более 3 тысяч.4 В каждом графстве население избирает совет графства, который ведает сбором налогов, определяет местные расходы, выдает лицензии на открытие торговых заведений, решает вопросы санитарии и т. д. В одних графствах численный состав советов очень мал (3-5 членов), в других - более многочисленный (до 30-50 членов). В некоторых графствах совет графства не избирается непосредственно населением, а формируется из должностных лиц сельских районов.

Отличительной чертой управления графствами в большинстве  штатов США является отсутствие единого  исполнительного органа власти, когда  наряду с советами графств местное население избирает целый ряд должностных лиц, формально независимых в своей деятельности от советов. В разных штатах число этих выборных должностей различно, но наиболее типичными являются должности шерифа, атторнея, казначея, клерка суда, коронера, асессора, аудитора, клерка графства, регистратора, суперинтенданта школ, землемера графства. Большим авторитетом в графстве пользуется фигура шерифа, который обычно избирается населением на два - четыре года. Шериф возглавляет полицию графства, производит аресты, вызов в суд и т. п. Надзор за соблюдением законов составляет главную обязанность атторнея графства, который чаще всего избирается местным населением, но иногда назначается атторнеем штата или даже губернатором. Атторней занимается расследованием преступлений, представляет интересы графства в суде. Расследование дел об убийстве проводит коронер, обычно также избираемый местным населением. Асессор графства занимается определением размеров налогов и регулирует практически все вопросы сбора налогов, а аудитор в графстве наблюдает за правильностью расходования денежных средств и осуществляет контрольно-ревизионные функции. Если казначей графства выполняет функции руководителя финансовой службы графства, то на клерка графства возложены функции секретаря совета графства.5

Графства  подразделяются на тауны и тауншипы. Эти названия сложились исторически, и, по существу, разницы между ними нет, хотя иногда таунами называют мелкие города с прилегающими окрестностями, а тауншипами — группу примерно однородных поселков. На сегодняшний день такие формы административно-территориального деления присутствуют лишь в 20 штатах. В мелких административно-территориальных единицах проводятся ежегодные собрания жителей (таун-митинги), на которых решаются общие вопросы и избирается исполнительный комитет (совет из трех-пяти человек). В более крупных единицах собрания жителей проводятся по поселкам. Наряду с решением общих вопросов и избранием исполнительного комитета собрания граждан выбирают также некоторых должностных лиц: казначея, констебля — ответственного за общественный порядок, надзирателя за бедными и др. Есть местные омбудсманы (главным образом в городах). Одна из их задач — защита бедняков, безработных, иммигрантов, потребителей. Контроль за местным самоуправлением осуществляют департаменты местного самоуправлении при губернаторах штатов. Специалисты по государственному управлению в США считают форму тауншипов устаревшей, неудобной, неэффективной, обреченной на постепенное исчезновение. Кроме административно-территориальных единиц в США создано множество специальных округов (школьные, экологические, противопожарные, транспортные и др.). Округи существуют в границах штата, иногда охватывают территорию нескольких графств. В таких округах население избирает либо комитеты (советы), либо должностных лиц, либо орган, создавший округ, назначает сюда чиновников. Но ведают эти органы только вопросами, относящимися к профилю округа.

Самой распространенной административной единицей в США являются города – в них  проживает 87 % населения страны.

 Более чем в половине городов США система органов власти построена на основе модели «совет-мэр». Совет является выборным органом; избирается путем всеобщих прямых выборов жителями города. Модель «совет-мэр» - старейшая форма городского управления, отражающая традиционное стремление американцев к разделению властей на всех уровнях. Прямые выборы мэра способствуют тому, что он чувствует себя независимым от совета, и это в определенной степени позволяет ему определять местную политику. Мэр избирается чаще всего сроком на четыре - пять лет. Практически каждая муниципальная хартия устанавливает ряд требований, которым обязан удовлетворять кандидат на пост мэра: обычно не моложе 30 лет и постоянно проживать на территории соответствующего муниципалитета (в ряде штатов устанавливается срок не менее трех лет).

Мэр традиционно  имеет право обращаться с посланиями к муниципальному совету, определяя  содержание местного нормотворчества. Он вправе присутствовать на заседаниях совета и выдвигать свои предложения  по решению тех или иных проблем. Большинство мэров обладает правом вето, которое является весьма эффективным средством проведения определенной политики. Большинство муниципальных хартий предусматривает, что вето мэра может быть преодолено 2/з голосов членов совета при повторном голосовании в совете.

Разновидность системы «совет-мэр» с так называемым «слабым» мэром, преобладавшая вплоть до начала XX в., характеризуется сосредоточением в ведении муниципального совета не только полномочий в сфере регулирования, общего руководства и контроля за деятельностью исполнительной власти, но и большого объема прав в области оперативного управления, особенно в вопросах назначения на различные должности, хозяйственных и финансовых делах. За мэром, избираемым советом, закрепляются в основном представительские и оперативно-исполнительные функции. К компетенции «сильного совета» относится назначение им руководителей ряда функциональных и отраслевых подразделений муниципального административного аппарата, осуществление других назначений мэром с согласия совета, ограничение прав мэра по координации и контролю деятельности городских исполнительных органов власти. В настоящее время модель «совет - слабый мэр» существует в первоначальном виде в основном в небольших поселениях - примерно в двух третях городов США с населением от 5 до 10 тыс. человек.

Информация о работе Сравнение систем местного самоуправления США и РФ