Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 21:43, курсовая работа
В современном мире существует огромное количество государств, со сложившейся историей, самобытной культурой, своеобразным набором обычаев и традиций и, конечно, народом. Каждую из этих стран отделяет от массы других тот или иной фактор, и естественно предположить, что модель государственного устройства занимает среди них далеко не последнее место, ведь она определяет, по каким правилам общество будет жить и развиваться. В этой сложной системе, на мой взгляд, наиболее важным моментом является то, как народ может управлять организационной стороной государственной жизни и делами государства, то есть механизм осуществления народовластия.
1. Вступление………………………………………………………………..3
2. Общая характеристика модели местного самоуправления в США....4
3. Общая характеристика модели местного самоуправления в РФ……12
4. Местное самоуправление в РФ и США: сходства и различия………16
5. Заключение………………………………………………………………18
6. Список использованной литературы ………………………………….20
Другая, более распространенная сегодня разновидность модели «совет-мэр», при которой мэр юридически возглавляет исполнительную власть муниципалитета («сильный» мэр), начала приобретать в США популярность с 80-х гг. XIX в. «Сильный» мэр сам назначает и увольняет руководителей отраслевых и функциональных подразделений муниципального административного аппарата, не нуждаясь для этого в одобрении совета. Мэр отвечает за составление и исполнение местного бюджета, используя эти полномочия в качестве эффективного средства влияния на муниципалитет. При «сильном» мэре им обычно формируется «команда» помощников - профессионалов, своего рода личный кабинет, где разрабатываются и через который осуществляются планы мэра. Модель «совет - сильный мэр» преобладает в больших городах США.
Комиссионная система управления является наименее популярной моделью местного управления. При этой модели местного управления население избирает обычно на четыре года муниципальный совет, состоящий из трех - пяти человек. Каждый из его членов выступает в двойном качестве: как член местного представительного органа - муниципального совета и как глава одного из управлений и служб в системе исполнительной власти муниципалитета. При такой системе управления пост мэра не предусмотрен, а если и имеется, то мэр выполняет обычно представительские функции.
«Комиссионная» модель управления критикуется американскими специалистами за то, что она не позволяет провести принцип «разделения властей» и поэтому недемократична. Считается, что эта модель может развиваться в самых различных направлениях и принимать непредсказуемые формы, особенно если члены совета, договорившись, не будут вникать в дела других управлений и служб и тем самым «развяжут» друг другу руки.
Значительно большей
Согласно хартиям различных
Общая характеристика модели местного самоуправления в РФ
В России же правовую основу местного самоуправления составляет широкий спектр источников права, среди которых присутствуют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, а также нормативные акты субъектов Федерации и муниципальных образований.7
Конституционные
положения о местном
Местное самоуправление в Российской Федерации регулируется также некоторыми актами, посвященными другим конституционно-правовым институтам, и в первую очередь, институту выборов (Федеральный закон "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" 1996 г., Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" 1997 г.)8
Федеральным законом регулируются наиболее важные вопросы функционирования такого рода властей – например, перечисляется список вопросов местного значения, которые фактически переданы в руки органов местного самоуправления от центра и не могут быть отклонены. Этот перечень открыт, а значит и другие вопросы могут передаваться таким органам.
Законодательством
РФ предусмотрено создание 5 видов
административно-
Сельское поселение представляет собой один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
Городское поселение - город или поселок, в котором местное самоуправление осуществляется населением непосредственно или через
выборные и иные органы местного самоуправления. В составе городского
поселения также могут находиться сельские населенные пункты, не являющиеся сельскими поселениями в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и законами субъектов Российской Федерации.
Внутригородская территория города федерального значения - часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Из приведенных определений видно, что городские, сельские поселения, внутригородские территории городов федерального значения являются территориями непосредственного проживания населения. Местное самоуправление в них может осуществляться непосредственно населением.
Муниципальный район - образование, которое можно отнести к числу муниципальных квазикорпораций. Она представляет собой несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Межселенная территория - территория, находящаяся вне границ поселений.
Городской округ - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определяет также состав органов местного самоуправления путем перечисления необходимых для создания органов местной власти. В каждом муниципальном образовании должны присутствовать: представительный орган, формируемый из глав поселений, входящих в состав муниципального района, или избираемый населением; глава муниципального образования являющийся выборным должностным лицом, возглавляющим деятельность по осуществлению местного самоуправления; и местная администрация как исполнительно-распорядительный орган местной власти. Создание контрольных и иных органов местного самоуправления является правом муниципального образования.
В целом система органов местного самоуправления определяется наличием определенных элементов и отношениями между ними. Можно классифицировать взаимоотношения между органами местного самоуправления по различным основаниям:
1) по способу образования органов:
- глава
муниципального образования
избирается представительным органом местного самоуправления из
числа депутатов;
- представительный орган местного самоуправления избирается на
основе мажоритарной системы, либо избирается на основе пропорциональной системы, в том числе по единому многомандатному округу,также может избираться на основе смешанной системы или формироваться иным способом;
- исполнительный
орган формируется главой
в части назначения главных должностных лиц формируется с согласия
представительного органа, в остальной части - главой муниципального
образования самостоятельно;
2) по
месту главы муниципального
- глава муниципального образования возглавляет местную администрацию;
- глава муниципального образования возглавляет представительный орган местного самоуправления;
3) по взаимоотношениям между главой муниципального образования и исполнительным органом:
- глава муниципального образования лично руководит деятельностью исполнительного органа;
- глава муниципального образования осуществляет общее руководство, а оперативное управление осуществляет назначенный (или нанятый
на контрактной основе) руководитель (управляющий) администрации;
- глава муниципального образования не участвует в деятельности
исполнительного органа, а местная администрация возглавляется назначенным (нанятым на контрактной основе) руководителем (управляющим) администрации.9
Таким образом, в системе местного самоуправления РФ можно проследить различные элементы системы, из которых каждое муниципальное образование может построить удобную для себя организационную модель.
Местное самоуправление в РФ и США: сходства и различия
Федеральное законодательство России и США представляют два разных подхода к правовому регулированию местного самоуправления. Если в России данный институт регулируется на федеральном уровне достаточно подробно, то в США федеральный законодатель вообще не касается данного вопроса, оставляя правовую регламентацию местного самоуправления исключительно на усмотрение штатов при участии самих местных властей. Здесь можно провести аналогию между штатом в Америке и федеральным центром в России – штат исполняет роль центра субъекта федерации, объединяя вокруг себя муниципалитеты и регулируя организацию их деятельности, что позволяет наиболее точно определить детали такой организации, исходя из территориальных, этнических, исторических особенностей данной местности. В этом заключается самое главное, принципиальное различие анализируемых моделей управления.
Самостоятельность муниципалитетов в штатах также является причиной еще одного очень существенного различия относительно сфер общественной жизни, регулируемых органами местного самоуправления. В США эти вопросы регулируются хартиями самоуправления, функционирующими на основе института «гомруль». В России же такие полномочия передаются органам местной власти в основном из федерального законодательства.
Сам порядок предоставления полномочий местным органам неодинаков в США и Российской Федерации. В США, как и в других странах англосаксонского права, утвердился принцип "позитивного" регулирования деятельности местных властей. Объем полномочий последних здесь устанавливается путем подробного перечисления их прав и обязанностей. Местные органы вправе совершать лишь те действия, которые непосредственно предписаны законом. В противном случае такие действия могут быть признаны совершенными с превышением полномочий, т.е. противозаконными (принцип ultra vires). В США указанный принцип нашел отражение в уже упоминавшемся "правиле Диллона".
Информация о работе Сравнение систем местного самоуправления США и РФ