Статус судей в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 17:57, курсовая работа

Описание

Цель данной работы заключается в определении почему в России нарушается статус судей и каким способом это можно решить.
Достижению поставленной цели способствует решение следующих основных задач:
• Определить понятие правового статуса и его элементов.
• Изучить требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи, рассмотреть особый порядок отбора и наделения судей полномочиями.

Содержание

Введение
Глава 1 Понятие правового статуса судей в Российской Федерации, его элементы……………………………………………………………...6
Глава 2 Порядок отбора кандидатов на должность судьи………………...10
2.1. Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи……………………………………………………………….....10
2.2. Особый порядок отбора кандидатов на должность судьи………..12
2.3. Наделение судей полномочиями………………………………... ..15
Глава 3 Гарантии независимости судей………………………………………17
3.1. Гарантии процессуальной независимости судьи…………………17
3.2. Организационно – правовые гарантии независимости судьи………………………………………………………………...18
3.3. Социально – правовые гарантии независимости судьи………………………………………………………………...18
Глава 4 Дисциплинарная ответственность судей…………………………. ..21
4.1. Правовое регулирование дисциплинарной ответственности
судей …………………………………………………………………22
Глава 5 Общие проблемы правового статуса судей и перспективы развития судебной системы в Российской Федерации…………………….. ...24
5.1. Реформа судебной влВведение
Глава 1 Понятие правового статуса судей в Российской Федерации, его элементы……………………………………………………………...6
Глава 2 Порядок отбора кандидатов на должность судьи………………...10
2.1. Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи……………………………………………………………….....10
2.2. Особый порядок отбора кандидатов на должность судьи………..12
2.3. Наделение судей полномочиями………………………………... ..15
Глава 3 Гарантии независимости судей………………………………………17
3.1. Гарантии процессуальной независимости судьи…………………17
3.2. Организационно – правовые гарантии независимости судьи………………………………………………………………...18
3.3. Социально – правовые гарантии независимости судьи………………………………………………………………...18
Глава 4 Дисциплинарная ответственность судей…………………………. ..21
4.1. Правовое регулирование дисциплинарной ответственности
судей …………………………………………………………………22
Глава 5 Общие проблемы правового статуса судей и перспективы развития судебной системы в Российской Федерации…………………….. ...24
5.1. Реформа судебной власти…………………………………………..25
Заключение
Список литературы
асти…………………………………………..25
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая конституционное.doc

— 175.50 Кб (Скачать документ)

      Помимо Закона «О статусе судей в РФ» существуют ряд документов, как законов, так и иных нормативных актов, также касающихся специфики осуществления судьями своих профессиональных обязанностей, регламентирующих специфические условия отправления судебной деятельности (например, «Положение о квалификационной аттестации судей» от 13 мая 1993 года, Указ Президента РФ «О назначении судей военных судов» от 13 марта 1995 года и др.).

 

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

___________________________________________

5. Закон о статусе судей в РСФСР//ВВС РСФСР, 1992. № 30, ст. 1792; 1993. № 17 ст. 606; СЗ РФ 1995, № 26, ст. 2399.

Глава 2 Порядок отбора кандидатов на должность судьи

 

      В соответствии со ст. 11 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" судьями являются лица, наделенные в соответствии с Конституцией РФ полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

     Действующее законодательство устанавливает, что все судьи в России обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией. Высокий статус судей определяет и наличие установленных высоких требований к кандидатам на должность судьи.
     2.1. Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи.

Так, судьями могут быть граждане РФ, достигшие двадцатипятилетнего возраста, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Закон "О статусе судей в Российской Федерации" (ст. 4) детализировал конституционные требования о возрасте и стаже работы применительно к тому, на какую должность в судебной системе претендует тот или иной кандидат в судьи. Судьей Конституционного Суда РФ, например, может быть человек, достигший 40-летнего возраста и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет (для кандидатов в судьи Конституционного суда РФ установлен повышенный стандарт требований к уровню их профессиональных познаний. Они должны иметь не просто высшее юридическое образование, но и обладать «признанной высокой квалификацией в области права»/6/); судьей Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ - достигший 35-летнего возраста и имеющий такой стаж не менее десяти лет; судьей верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда («При назначении судей военных судов в стаж работы по юридической профессии кандидатам на эти должности засчитывать срок их военной службы на офицерских должностях»/7/), федерального арбитражного суда округа - достигший 30-летнего возраста и имеющий стаж не менее семи лет; судьей арбитражного суда субъекта Российской Федерации, конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, районного суда, гарнизонного военного суда, а также мировым судьей - достигший 25-летнего возраста и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет.

Следует отметить, что под "юридической профессией" понимается работа в судебных органах, прокуратуре, адвокатуре, в юридических подразделениях государственных органов, общественных объединений и коммерческих структур, а также научная и преподавательская деятельность в области права.

      Нормы Конституции РФ определяют возможность установления федеральным законом дополнительных требований к судьям. Прежде всего, они обязаны неукоснительно соблюдать Конституцию РФ и законы.
      Высокий статус судьи не только обязывает быть профессионально

подготовленным, обладать необходимым набором деловых качеств, уметь организовать свою работу, но и требует наличия определенных качеств, без которых работа судьи невозможна. Этот человек должен обладать высокой внутренней культурой, иметь такие качества, как порядочность, доброжелательность, терпимость, корректность, уравновешенность и т.д. «Право судить других должно быть заслужено безупречным с точки зрения закона и морали поведением судьи при исполнении служебных обязанностей, а также в быту. Не случайно Кодекс чести судей РФ устанавливает особые правила поведения судей при осуществлении процессуальной деятельности (ст. 2) и во внеслужебной деятельности (ст. 3)»./8/ Кодекс чести судьи требуют, чтобы на должность судьи назначались лица, не совершившие порочащих проступков.

6. Закон о статусе судей в РСФСР//ВВС РСФСР, 1992. № 30, ст. 1792; 1993. № 17 ст. 606; СЗ РФ 1995, № 26, ст. 2399.

7. Положение о военных трибуналах, утвержденное Законом СССР от 25 июля 1980 г.//ВВСС, 1980, № 27, ст. 546.

Но они не указывают, какие действия судьи или кандидата на должность судьи следует считать порочащими проступками. Определение степени тяжести проступка лежит на квалификационной коллегии судей. «Для подтверждения отсутствия у претендента на должность судьи заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, проводится его предварительное медицинское освидетельствование. Перечень заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, утверждается решением Совета судей Российской Федерации на основании представления федерального органа исполнительной власти в области здравоохранения. Форма документа, свидетельствующего об отсутствии заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, утверждается федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения»./9/
     Изучив, какие требования предъявляются на должность судьи, можно сделать вывод, что критерии достаточно велики, так как звание судьи очень высоко, но постоянно возрастающая нагрузка, отсутствие зачастую самых элементарных условий труда, относительно невысокая заработная плата сделали работу судьи малопрестижной. В связи с этим возникают трудности с подбором кандидатов на должности судей. Нередки случаи, когда вновь назначенные судьи через непродолжительный период времени по тем или иным причинам профессионального или личного порядка не могут исполнять работу судьи.

2.2. Особый порядок отбора кандидатов на должность судьи

      Каждый гражданин Российской Федерации, отвечающий требованиям, предъявляемым к кандидату на должность судьи соответствующего суда, имеет право обратиться в квалификационную коллегию судей с заявлением о рекомендации на эту должность.

 

8. Маршунов М.Н. Постановление Совета судей РФ от 21 октября 1993 г. об утверждении Кодекса чести судей.

9. Российская газета. 2002. 27 февраля.

   Квалификационная коллегия в пределах своей компетенции рассматривает заявление и с учетом результатов квалификационного экзамена дает заключение о рекомендации кандидата на должность судьи либо об отказе в ней. Квалификационный экзамен на должность судьи принимает состоящая при органе юстиции экзаменационная комиссия. Ее персональный состав утверждается соответствующей квалификационной коллегией судей. Результаты квалификационного экзамена действительны в течение трех лет с момента его сдачи и на протяжении всего времени работы в должности судьи. Далее квалификационная коллегия представляет председателю соответствующего суда заключение на рекомендуемого кандидата. При согласии председателя кандидатура вноситься на рассмотрение органа государственной власти, который и наделяет кандидата полномочиями судьи. «Основными причинами отказа дачи положительного заключения кандидатам на должность судьи квалификационные коллегии чаще всего указывали на недостаточные знания действующего законодательства, возраст, отрицательные характеризующие данные по прежним местам работы, совершение в прошлом порочащего поступка, отсутствие необходимых деловых и моральных качеств, а также установление в ходе проверок негативных данных о кандидате и его близких родственниках, фактов неурегулированных семейных отношений, сведений о состоянии здоровья кандидата»./10/ Закон определил, что повторное

обращение в квалификационную коллегию судей с аналогичным заявлением

допускается не ранее чем через год со дня дачи заключения.

    В соответствии со ст. 14 Положения о квалификационных коллегиях судей коллегия вправе получать необходимую для осуществления своих полномочий информацию. Не является исключением и информация о лицах, претендующих на должность судьи.

___________________________________

10. А. Жеребцов. Отбор кандидатов в судьи – актуальная задача. Рос. Юстиция, № 6, 1999.

В методическом письме ВККС рекомендовано запрашивать в соответствующих органах сведения о наличии или отсутствии судимости как у самого кандидата, так и у его близких родственников, мнение председателя суда и судей о возможности назначения конкретного лица на вакантную должность в их суд, истребовать характеристики не только с последнего, но и с предыдущих мест работы за последние пять - десять лет.

     Вывод: в условиях дефицита информации рекомендация квалификационной коллегии о назначении кандидата на должность судьи в большинстве случаев строится на представлениях о претенденте, которые сложились у членов коллегии за время кратковременного общения с ним по ходу заседания. При этом нет никаких гарантий, что коллегия примет правильное решение и рекомендует именно того, кто по своим деловым и моральным качествам действительно соответствует высокому званию судьи. «Недостаточный уровень квалификации судей нередко проявляется в совершении ими профессиональных ошибок, которые становятся обычным явлением, к тому же порой не влекущим ответственности»./11/
Чтобы избежать ошибок при принятии решения квалификационной коллегией о рекомендации кандидата на должность судьи, необходимо, на мой взгляд, располагать сведениями не только об обстоятельствах, препятствующих назначению его на должность, но и иметь данные, свидетельствующие о его пригодности для будущей профессии.    

     При внимательном ознакомлении с документами, находящимися в личном деле кандидата в судьи, можно, конечно, сформировать мнение о наиболее достойном из участвующих в конкурсном отборе. Но для этого нужно, чтобы каждый из членов коллегии знакомился с личным делом каждого, участвующего в конкурсе. Это невозможно по целому ряду причин, главными из которых являются большой объем работы коллегии и существенные ограничения во времени.

 

11.Савицкий В.М. Организация судебной власти в Российской Федерации. М., 1996. С. 16.

2.3.  Наделение судей полномочиями.

     «С самого момента вступления в должность судьи гражданин пересекает границы обычного гражданского состояния, вступая в иное измерение своей жизни. Так, гражданин, впервые назначенный Указом Президента Российской Федерации или Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на должность судьи, может приступить к исполнению судейских полномочий только после публичного принятия присяги. Принятие присяги судьи - не только акт торжественной клятвы честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велят долг судьи и совесть. Принятие присяги судьи является одновременно и актом, свидетельствующим о признании обществом, государством и самим гражданином независимости судьи даже от тех инстанций, которые его назначили на эту должность»./12/

     «Назначение кандидатов на должности судей производится только при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей»./13/

- Судьи Конституционного Суда назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ с учетом мнения Конституционного Суда.

- Судьи Верховного и Высшего Арбитражного Суда назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ с учетом мнения  Председателя Верховного или Высшего Арбитражного Суда соответственно.

- Судьи других Федеральных Судов общей юрисдикции и судьи

_______________________________________________

12. Н.А. Колоколов. Дисциплинарная ответственность судей: результаты научного осмысления. Российский судья, 2005, № 5.

13.Закон РФ от 26 июня 1992 г. О статусе судей в Российской Федерации. Ст.6.

 

Арбитражных судов назначаются на должность Президентом РФ по представлению   Председателя Верховного или Высшего Арбитражного Суда с учетом мнения законодательного органа данного субъекта и квалификационной коллегией судей.

- Мировые судьи либо избираются населением судебного участка, либо назначаются на должность органами законодательной власти субъекта.

- Судьи Конституционных уставных судов назначаются в соответствии с законодательством данного субъекта.

      Мы определили, каким образом наделяют судей полномочиями. Но все же наиглавнейшая - для ближайшего будущего - задача состоит в том, чтобы судьями у нас становились лица, прошедшие специальное дополнительное обучение. К сожалению, подобная «роскошь» сегодня вряд ли возможна, поскольку траты на обучение каждого из кандидатов в несколько раз (по числу участников конкурса на одно место) превысили бы траты на одного судью.

            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3 Гарантии независимости судей

 

     В соответствии с Европейской хартией о статусе судей «целью статуса судьи является обеспечение компетентности, независимости и беспристрастности, которых каждый гражданин вправе ожидать от судебных инстанций и от каждого судьи, которому доверена защита его прав. Статус исключает возможность принятия и применения любых нормативных положений и процедур, способных поколебать доверие к их компетентности,

независимости и беспристрастности». /14/

      Гарантии независимости судьи устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральным законом. «Они представляют собой систему правовых средств, необходимых для осуществления правосудия, судебной защиты прав и свобод граждан, общественных объединений и организаций, юридических лиц и государства, а также решения других задач судопроизводства, закрепляемых, в частности, Законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации», Гражданским процессуальным кодексом, Арбитражным процессуальным кодексом, Уголовно-процессуальным кодексом и другими правовыми актами». /15/

Информация о работе Статус судей в Российской Федерации