Статус судей в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 17:57, курсовая работа

Описание

Цель данной работы заключается в определении почему в России нарушается статус судей и каким способом это можно решить.
Достижению поставленной цели способствует решение следующих основных задач:
• Определить понятие правового статуса и его элементов.
• Изучить требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи, рассмотреть особый порядок отбора и наделения судей полномочиями.

Содержание

Введение
Глава 1 Понятие правового статуса судей в Российской Федерации, его элементы……………………………………………………………...6
Глава 2 Порядок отбора кандидатов на должность судьи………………...10
2.1. Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи……………………………………………………………….....10
2.2. Особый порядок отбора кандидатов на должность судьи………..12
2.3. Наделение судей полномочиями………………………………... ..15
Глава 3 Гарантии независимости судей………………………………………17
3.1. Гарантии процессуальной независимости судьи…………………17
3.2. Организационно – правовые гарантии независимости судьи………………………………………………………………...18
3.3. Социально – правовые гарантии независимости судьи………………………………………………………………...18
Глава 4 Дисциплинарная ответственность судей…………………………. ..21
4.1. Правовое регулирование дисциплинарной ответственности
судей …………………………………………………………………22
Глава 5 Общие проблемы правового статуса судей и перспективы развития судебной системы в Российской Федерации…………………….. ...24
5.1. Реформа судебной влВведение
Глава 1 Понятие правового статуса судей в Российской Федерации, его элементы……………………………………………………………...6
Глава 2 Порядок отбора кандидатов на должность судьи………………...10
2.1. Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи……………………………………………………………….....10
2.2. Особый порядок отбора кандидатов на должность судьи………..12
2.3. Наделение судей полномочиями………………………………... ..15
Глава 3 Гарантии независимости судей………………………………………17
3.1. Гарантии процессуальной независимости судьи…………………17
3.2. Организационно – правовые гарантии независимости судьи………………………………………………………………...18
3.3. Социально – правовые гарантии независимости судьи………………………………………………………………...18
Глава 4 Дисциплинарная ответственность судей…………………………. ..21
4.1. Правовое регулирование дисциплинарной ответственности
судей …………………………………………………………………22
Глава 5 Общие проблемы правового статуса судей и перспективы развития судебной системы в Российской Федерации…………………….. ...24
5.1. Реформа судебной власти…………………………………………..25
Заключение
Список литературы
асти…………………………………………..25
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая конституционное.doc

— 175.50 Кб (Скачать документ)

     В связи с этим представляется обоснованным всю совокупность гарантий независимости судьи разделить как минимум на три группы - гарантии процессуальной независимости судьи, организационно-правовые гарантии независимости судьи как субъекта самостоятельной государственной судебной власти и социально-правовые гарантии судьи. 

      3.1. Гарантии  процессуальной независимости судьи.

Гарантии  процессуальной независимости судьи - это установленная законом процедура осуществления правосудия, предусматривающая полную    __________________________

14. Европейская хартия о статусе судей, п. 1.1, ч. Цит. по: Сборник нормативных актов о суде и статусе судей Российской Федерации. М.: Альфа-М, 2004. Кн. 2. С. 257.

15.Лебедев В.М. В кн.: Комментарий к законодательству о судебной системе Российской Федерации / М.: Юристъ, 2003. С. 48

свободу и самостоятельность судьи в рамках судебного процесса; запрет под угрозой ответственности чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия; неподотчетность судьи непосредственно при осуществлении им правосудия и др. К таковым относятся права участвующих в деле лиц: отвести судью в случаях, предусмотренных законом (ст. 21 АПК РФ /16/; ст. 19 ГПК РФ /17/, ст. 64 УПК РФ /18/, обжаловать судебный акт в вышестоящих инстанциях (ст. ст. 257, 273, 292 АПК РФ; ст. ст. 320, 376 ГПК РФ; ст. ст. 354, 402 УПК РФ).

       3.2. Организационно-правовые гарантии независимости судьи.

Организационно-правовые гарантии независимости судьи как субъекта самостоятельной государственной судебной власти - это установленные законом порядок отбора кандидатов в судьи, продвижения по службе, присвоения квалификационных классов, привлечения к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности, применения оперативно-розыскных мер, ограничения гражданских прав и свобод, приостановления и прекращения полномочий судьи и т.д. Основным в реализации организационно-правовых гарантий независимости судей является участие системы органов судейского сообщества.

     3.3. Социально-правовые гарантии независимости судьи.

      Социально-правовые гарантии независимости судьи - это установленный законом особый порядок обеспечения жизнедеятельности гражданина, облеченного судейскими полномочиями, и членов его семьи как в период осуществления им судейских полномочий, так и при уходе в отставку: неприкосновенность судьи,

___________________________________________

16.СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3012.

17. СЗ РФ. 2002. N 46. Ст. 4532.

18. СЗ РФ. 2001. N 52 (ч. I). Ст. 4921.

 

 

особая защита государством жизни и здоровья судей и членов их семей, предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу, право судьи на отставку и соответствующее материальное и социальное обеспечение в этот период и др.

     Исходя из того, что речь идет о мерах обеспечения независимости судьи, приведенная выше трактовка гарантий его независимости кажется нам явно смещенной в процессуальную сторону жизнедеятельности судьи, в то время как речь должна идти о непосредственной защите независимости личности судьи-гражданина как носителя судебной власти. Такая защита хотя и имеет конечной целью обеспечение осуществления правосудия, судебной защиты прав и свобод граждан и субъектов экономической деятельности, но лишь опосредованно, через защиту личности судьи-гражданина от внешнего влияния и давления в ходе всей его жизнедеятельности, а не только при осуществлении судейских полномочий.
      Таким образом, говоря о гарантиях независимости судей, существует вопрос о том, есть ли в реальности комплекс мер, обеспечивающих судье как гражданину возможность осуществлять свои функции носителя государственной власти независимо от любых попыток воздействия на него со стороны, и, во-вторых, есть ли механизм противодействия в случае такого реального воздействия.

      В заключение хотелось бы сказать следующее. Конечно, судебная система нуждается в дальнейшей модернизации. В то же время ежегодно квалификационные коллегии лишают полномочий десятки судей, запятнавших высокое звание судьи. Можно согласиться, что есть много проблем и недостатков, которые нужно устранять. Для этого в первую очередь требуется защитить судей от увольнения до истечения срока их полномочий, а также «чтобы состав суда не получал инструкций со стороны исполнительной власти. Прерогативы, предоставленные органам исполнительной власти, в том числе объявление амнистии и помилование, не должны использоваться в ущерб системе./19/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19. Гарлицкий Л. Независимость судебной власти в практике Европейского суда по правам человека.

Глава 4 Дисциплинарная ответственность судей

 

Общеизвестно, что судья должен быть терпимым, сдержанным и вежливым по отношению к сторонам, присяжным, свидетелям, адвокатам, представителям сторон и другим лицам, с которыми он сталкивается в ходе ведения дела. «Судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнения в его объективности, справедливости и беспристрастности»./20/

      Несмотря на то, что приведенные выше положения давно отнесены к разряду простых и непререкаемых, поток жалоб на недопустимое поведение судей в процессах, впрочем, как и на игнорирование ими этических (и не только) норм и правил вне работы, не прекращается. Подобные конфликтные ситуации - явление не единичное, в своей совокупности они представляют реальную опасность для авторитета правосудия, являющегося, как известно, самостоятельным видом государственной деятельности. Одной из наиболее распространенных форм разрешения конфликтных ситуаций является дисциплинарная ответственность судей.

     Дисциплинарная ответственность судей относится к разряду видов юридической ответственности, жестко регламентируемых государством, с привлечением для решения и принципиальных, и процедурных вопросов как представителей судейского сообщества, так и широкой общественности.             
      Следовательно, необходим механизм, позволяющий оптимизировать процесс урегулирования противоречий, складывающихся между отдельными судьями и участниками процесса, между судьями и обществом, а также между судейским сообществом и его отдельными членами.

   

____________________________________

20.Часть 2 ст. 3 Закона РФ "О статусе судей в РФ"

судей.

 

4.1. Правовое регулирование дисциплинарной ответственности судей. В этой связи выскажу главные, на мой взгляд, соображения по упорядочению правового регулирования дисциплинарной ответственности судей.

    Во-первых, эта ответственность должна стать полноценной компенсацией тех серьезных исключений из общего конституционного принципа равенства всех перед законом, связанных с представлением судьям гарантий независимости и неприкосновенности, в том числе иммунитета от административной ответственности. Поэтому вместо расплывчатого, подлежащего субъективному толкованию термина «поступок, позорящий честь и достоинство судьи или умаляющий авторитет судебной власти», сохраняемого законопроектом, необходимо ввести (помимо должностного проступка) еще три самостоятельных основания ответственности: занятие деятельностью, подпадающей под должностные ограничения и запреты; административное правонарушение; нарушение присяги судьи. Текст присяги при этом должен быть дополнен обязательствами по внеслужебному поведению и соблюдению Кодекса чести судьи.

      Во-вторых, регулирование дисциплинарной ответственности судей должно учитывать баланс публичных интересов, предполагающих как их строгую и неотвратимую ответственность по широкому перечню оснований, так и обеспечение гарантий самостоятельности, независимости и неприкосновенности.

      В-третьих, чтобы дисциплинарная ответственность эффективно выполняла функции превенции проступков и очищения судейского корпуса от лиц, недостойных в нем состоять, она должна быть урегулирована полно и детально. Существующие и не устраненные законопроектом пробелы по правилам наложения взысканий, давностным срокам, процедурам дополнительной проверки и многим иным вопросам непростительны с точки зрения требований законного и обоснованного привлечения к любой юридической ответственности, а закладываемая проектом возможность аналогии здесь с общими нормами трудового права не учитывает специфики статуса судей и особенностей квалификационных коллегий как субъектов дисциплинарной власти.

     Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что основания дисциплинарной ответственности судей являются специфическими. На судью за нарушение норм Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и положений Кодекса судейской этики может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде предупреждения или досрочного прекращения полномочий судьи./21/ Провозглашенный ст. 46 Конституции РФ принцип судебной защиты прав и свобод должен быть подкреплен соответствующей ответственностью судей за оставление без оценки доводов сторон при рассмотрении судебных дел. Квалификационные коллегии судей должны формироваться на паритетных началах из представителей всех ветвей власти. Судьи должны отвечать за свои действия перед обществом, а не только перед самими собой.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

____________________________________

21. Ст. 12.1 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации".
 

Глава 5 Общие проблемы правового статуса судей и перспективы развития судебной системы в Российской Федерации

 

Несмотря на  трудности,  а  иногда  и  противодействие   развитию судебной реформы, можно констатировать, что судебная власть состоялась и что она  способна  защитить  права  человека,  интересы  общества  и государства.

     Одним из важных завоеваний в сфере правосудия явилось закрепление в    Конституции    Российской   Федерации   гарантий   независимости, несменяемости  и  неприкосновенности  судей,   без   чего   невозможно обеспечить осуществление судебных полномочий.

Достижения в  деле  становления  и   развития   судебной   власти очевидны,  однако нельзя не отметить, что продвижению судебной реформы препятствует  ряд  негативных  факторов,   существенно   влияющих   на эффективность  работы  судов  и  доступность правосудия,  что вызывает обоснованные жалобы граждан.

    В свете этого направления внутренней политики  страны  необходимо подчеркнуть, что какой бы совершенной ни была судебная система, она не может функционировать без соответствующего обеспечения ее деятельности

государством.  Отсутствие  такого обеспечения лишает судебную власть и независимости и самостоятельности.

      Установленный в настоящее время уровень материального обеспечения судей не соответствует их высокому  статусу,  объему  выполняемой  ими работы и совершенно неадекватен ответственности,  которая возложена на них как на носителей судебной власти.  Остается низкой и оплата  труда работников аппаратов судов.

     До настоящего  времени  не  разрешены   проблемы,   связанные   с обеспечением  охраны  судов,  безопасности  судей,  выплатой денежного содержания семьям погибших (умерших) судей, обеспечением судей жильем,

а также вопросы страхования и некоторые другие. Из-за отсутствия   средств  медленными  темпами  идет  работа  по компьютеризации и информационному обеспечению деятельности судов.

      Решение этих проблем по «остаточному» принципу  недопустимо,  ибо речь идет о людях, на которых возложена конституционная обязанность по обеспечению правосудием прав и свобод человека и гражданина.

      5.1. Реформа судебной власти. В процессе  судебной  реформы  проведена  громадная   работа,   в результате  которой  в  России  построена простая и понятная населению система судов.  Наряду с этим,  благодаря активной позиции  Верховного Суда   Российской  Федерации,  Высшего  Арбитражного  Суда  Российской Федерации,  советов судей, квалификационных коллегий судей и Судебного департамента  при  Верховном  Суде  Российской Федерации,  сформирован работоспособный    судейский    корпус,    состоящий    из    наиболее квалифицированных юристов. «Уже в самом начале формирования современной судебной системы России при утверждении Концепции судебной реформы Верховный Совет РСФСР постановил рассматривать в качестве одного из важнейших направлений судебной реформы совершенствование системы гарантий независимости судей и подчинения их только закону». /22/

    В этих  условиях  остается   лишь   планомерно   решать   вопросы дальнейшего     развития     и    совершенствования    судоустройства, судопроизводства и должного организационного, прежде всего кадрового и

финансового, обеспечения судебной деятельности.

    В данном случае я считаю, что в ближайшие годы усилия Федеральных органов государственной  власти  и  судейского  сообщества должны быть направлены на:

Информация о работе Статус судей в Российской Федерации