Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 01:13, курсовая работа
Свободные экономические зоны (СЭЗ) прочно вошли в мировую хозяйственную практику и действуют в различных странах. Сейчас в мире, по разным данным, от 400 до 2000 СЭЗ, но к этому перечню нельзя с полным основанием отнести ни одну российскую, поскольку те образования, которые в России называются "свободными экономическими зонами", не удовлетворяют международным требованиям, предъявляемым к такого рода зонам.
Введение………………………………………………… …………….…...стр.3-4
1 Теоретико-методологические подходы к определению СЭЗ
1.1 Сущность, условия создания и функционирования СЭЗ…………...стр.5-12
1.2 Отечественный и зарубежный опыт создания, функционирования и
управления СЭЗ………………………………………………………….стр.13-22
2 СЭЗ как инструмент развития территории
2.1 СЭЗ Краснодарского края………………………………………….стр.23-26
2.2 Управление СЭЗ в Краснодарском крае…………………………..стр.27-31
2.3 Оценка эффективности функционирования СЭЗ
в Краснодарском крае…………………………………………………..стр.32-34
Заключение………………………………………………………………стр.35-36
Список использованных источников…………………………………стр.37-38
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра
организации и планирования местного
развития
Допустить к защите
«__» ________________ 2011 г.
Научный руководитель:
Преподаватель
И.А. Дьяченко
_________________________
КУРСОВАЯ
РАБОТА
Тема:
«Свободные экономические зоны как инструмент
развития территории: сущность, условия
создания и функционирования, специфика
управления, оценка эффективности»
Работу выполнила:_____________
4 курс 2 группа
факультет управления и психологии
специальность
080504 - государственное и
Краснодар 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………… …………….…...стр.3-4
1 Теоретико-методологические
подходы к определению СЭЗ
1.1 Сущность, условия создания и функционирования
СЭЗ…………...стр.5-12
1.2 Отечественный и зарубежный опыт создания,
функционирования и
управления СЭЗ………………………………………………………….стр.
2 СЭЗ как инструмент развития территории
2.1 СЭЗ Краснодарского края………………………………………….стр.23-
2.2 Управление СЭЗ в Краснодарском крае…………………………..стр.27-31
2.3 Оценка эффективности функционирования СЭЗ
в Краснодарском
крае…………………………………………………..стр.
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………………………стр.37-
Введение
Свободные экономические зоны (СЭЗ) прочно вошли в мировую хозяйственную практику и действуют в различных странах. Сейчас в мире, по разным данным, от 400 до 2000 СЭЗ, но к этому перечню нельзя с полным основанием отнести ни одну российскую, поскольку те образования, которые в России называются "свободными экономическими зонами", не удовлетворяют международным требованиям, предъявляемым к такого рода зонам.
Более
того, несмотря на неоднократные попытки
создания реально функционирующих
СЭЗ в России, они остаются в
отечественной экономике
Для ответа на подобного рода вопросы требуется ознакомиться с существующей мировой и отечественной практикой, попытаться проанализировать накопленный (в том числе - и отрицательный) опыт. Это позволит объективно оценить возможности и перспективы создания и развития свободных экономических зон в российской экономике.
Острая необходимость во внутренних и внешних капиталовложениях в экономику, недостаточный уровень притока иностранных инвестиций побудили к поиску новых механизмов привлечения внешних инвестиций. Создание свободных экономических зон является сравнительно новым и перспективным направлением в экономической политике. Во многих странах мира они зарекомендовали себя эффективным механизмом привлечения иностранного капитала. Именно этим и определяется актуальность выбранной темы.
Свободные экономические зоны рассматриваются также как элементы
инвестиционной политики республики какой республики????, где могут быть апробированы новые
механизмы управления экономикой, возможности привлечения инвестиций в
развитие приоритетных отраслей и производств, определяющих инновационный, ресурсосберегающий, социально-ориентированный характер экономики.
Цель данной работы: выявить особенности функционирования свободных
экономических зон.
В связи с этим можно выделить следующие задачи:
- изучение теоретических основ свободных экономических зон;
- сравнительный анализ деятельности старейших свободных экономических зон РФ.
Ни в отечественной, ни в зарубежной литературе пока не утвердилась единая
трактовка, и даже общепризнанное определение понятия «свободная экономическая зона» (далее - СЭЗ). В самой общей форме принято определять СЭЗ как обладающий выгодным экономико-географическим положением регион или часть страны, где устанавливается беспошлинный или льготный экспортно-импортный режим и достигается его некоторая торговая и валютно-финансовая обособленность от остальных регионов страны. Свободной экономической зоной может быть не только часть страны, но и вся (небольшая) страна в целом.
Международной конвенцией по упрощению и гармонизации таможенных процедур (Киото,18 мая 1973г.) установлено понятие свободной зоны («зоны-фанко»), под которой понимается часть территории страны, на которой товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной территории, и поэтому не подвергаются обычному таможенному контролю и налогообложению.
Иными словами, территория, где соблюдается принцип «таможенной
экстерриториальности».
Размышляя над таким
К.А.Семенов заметил: «Из этого определения видно, что свобода обособленной части государственного пространства является не абсолютной, а относительной. Свободной эта территория является лишь в том смысле, что ввезенные на нее товары освобождаются от таможенных пошлин, налогов на импорт и других видов контроля за импортом, которые в соответствии с таможенным законодательством страны применяются в отношении импортируемых товаров на другие территории этой страны. Это означает, что товары, ввозимые в СЭЗ из-за границы не декларируются, как ввоз на территорию принимающей страны. Но в то же время законы не освобождают товаровладельцев и инвесторов от существующего экономического
правопорядка, а лишь облегчают его. В связи с этим свободные экономические зоны, как верно заметил академик Е.Авдокущин, следовало бы именовать не свободными, а специальными экономическими зонами».
В то же
время профессор К.А.Семенов
экономических зон, понимая их как «географические территории, которым их политические центры предоставляют более льготный по сравнению с общепринятым для данного государства режим хозяйственной деятельности. Иными словами, они являют собой анклав, где осуществляется выборочное сокращение государственного вмешательства в экономические процессы, т.е. составляют обособленную часть национального экономического пространства, на которой применяется определенная система льгот, не используемая на других территориях данного государства».
Видно, что такое определение СЭЗ отражает территориальность, льготность,
анклавность и ограниченность влияния органов государственной власти в
хозяйственной деятельности этих экономических формирований. Последнее
созвучное теорией М.Фридмана и требованием рынка. Дважды поясняя свое
определение СЭЗ, профессор Семенов К.А. изложил его весьма лаконично, назвав «зоны обособленной частью национального экономического пространства, на которой применяется определенная система льгот, не используемая на других территориях данного государства».
Авторы учебного пособия «Свободные экономические зоны» В.Игнатов и В.Бутов дают свое определение этих экономических формирований: «Свободные экономические зоны — ограниченные территории, морские и авиационные порты, в которых действуют особые льготные экономические условия для национальных и иностранных предпринимателей, способствующие решению внешнеторговых, общеэкономических, социальных, научно-технических и научно-технологических задач».
В широком смысле определения СЭЗ дали московские ученые-экономисты Т.П.Данько и З.М.Округ. «Под СЭЗ, - утверждают они - понимается суверенная территория государства (государств), являющаяся составной частью хозяйственного комплекса страны (группы стран), где обеспечивается производство и распределение общественного продукта для достижения определенной и конкретной общенациональной интегрированной, корпоративной цели с использованием специальных механизмов регулирования общественно-экономических отношений производства и распределения, способных к диффузионному расширению ее границ».
Поясняя столь пространное определение, авторы подчеркнули, что СЭЗ всегда остается под юрисдикцией государства, его территорией, никогда не
пользующейся правом экстерриториальности. СЭЗ ими видится как «искусственно созданное государством «вкрапление» в национальную экономическую среду и экономически значительно отличающееся от нее». Такое определение СЭЗ воплотило в себе территориальный суверенитет, экономическую комплексность, распределительные отношения расширенного воспроизводства, цели и специальный механизм регулирования. В плане конкретности формулировки можно сослаться на «Большой экономический словарь», который определяет СЭЗ как ограниченную часть национально-государственной территории, на которой действуют особые льготные экономические условия для иностранных и национальных предпринимателей (льготы таможенного, арендного, налогового, визового, трудового режима и т.д.), что создает условия для развития промышленности и инвестирования иностранного капитала.
В этом определении не только указывается на особые льготные экономические условия для иностранных и национальных предпринимателей, но и конкретизируются важнейшие льготы СЭЗ. Однако это определение не полно отражает содержание механизма управления функционирования СЭЗ.
По определению Международной ассоциации развития свободных зон (МАРСЭЗ), созданной в 1990 г., СЭЗ является особым территориально-хозяйственным образованием, как правило, открытым для финансово-хозяйственной деятельности любой страны, благоприятствующим экономическому, научно-техническому, экологическому и социальному развитию, специально создаваемому путём дополнительного делегирования органами центрального и местного управления прав и полномочий с жестко закрепленными и соблюдаемыми границами, свободным зональным законодательством, бюджетом, налоговой системой, органами управления.
Как видно,
единого определения СЭЗ
во-первых, СЭЗ – это неотъемлемая часть страны; во-вторых, на данной территории действует целая система льгот; в третьих, «свободной» зона является только в смысле освобождения от пошлин, налогов на импорт и прочих видов контроля за импортом; в четвертых, быть резидентом СЭЗ не значит абстрагироваться от существующего экономического правопорядка; и в пятых, СЭЗ, при верном к ним подходе, способствуют решению внешнеторговых, общеэкономических, социальных, научно-технических и научно-технологических задач.