Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 18:18, контрольная работа
Цель данной работы – изучить теории местного самоуправления. Задачами работы являются:
- Выявить основные теории местного самоуправления;
- Определить сходства, различия и пути развития этих теорий;
- Определить теорию, лежащую в основе современной системы местного самоуправления;
- Обосновать точку зрения по данному вопросу.
Введение 3
1. Основные теории местного самоуправления 5
2. Теория свободной общины 12
Заключение 14
Список литературы 15
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Теории о местном самоуправлении появились в первой половине XIX века на основе рассуждений о взаимоотношении личности и государства, местных и центральных органов власти в условиях демократического государства и самодержавия. Местное самоуправление, предполагающее относительную децентрализацию и автономию, стало предметом внимания различных политических сил и движений, выгодным лозунгом в борьбе за власть. С ним связано проведение ряда реформ XVIII-XIX веков.
Развитие
муниципального права, его институтов
неразрывно связано с возникновением
и эволюцией местного самоуправления
как децентрализованной формы управления,
разработкой теоретических
Актуальность данной темы обусловлена тем, что в России, несмотря на наличие фактически определенной и законодательно закрепленной концепции построения органов государственного управления, до сих пор не существует унифицированного, научно обоснованного подхода к роли местного самоуправления, к тому, каковы должны быть его территориальные и финансовые основы.
Цель данной работы – изучить теории местного самоуправления. Задачами работы являются:
-
Выявить основные теории
- Определить сходства, различия и пути развития этих теорий;
- Определить теорию, лежащую в основе современной системы местного самоуправления;
- Обосновать точку зрения по данному вопросу.
Основы правовых муниципальных систем большинства европейских стран, а также США, Японии и ряда других государств были заложены в ходе муниципальных реформ в XIX веке, хотя традиции общинного, городского самоуправления уходят своими корнями в глубину веков к первичным ячейкам общества: полисной демократии античного мира, городским и сельским общинам средневекового сословного государства.
Муниципальные
реформы XIX века основывались на фундаменте,
который закладывался для них
уже в средние века. Средневековые
города с их административным, финансовым
и судебным правлением, купленным
или отвоеванным у феодальных
властителей, в панцире сословного
городского самоуправления несли зародыш
буржуазного муниципализма. Конституционное
движение, толчок которому в европейских
странах дала Великая французская революция,
привело не только к появлению новых форм
организации власти в сфере высшего государственного
управления, но и с неизбежностью поставило
задачу преобразования местного управления
по новому типу, свободного от сильной
бюрократической опеки центральных органов
власти. Требование последовательного
проведения начал местного самоуправления
являло собой логический вывод из основных
принципов конституционного, правового
государства, которое приходит на смену
полицейскому, бюрократическому государству
эпохи абсолютизма.
1.
ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ МЕСТНОГО
Местное
самоуправление в Российской Федерации
- форма осуществления народом
своей власти, обеспечивающая в пределах,
установленных Конституцией Российской
Федерации, федеральными законами, а
в случаях, установленных федеральными
законами, - законами субъектов Российской
Федерации, самостоятельное и под
свою ответственность решение
В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления [Материал из Википедии - свободной энциклопедии].
Существует пять основных теорий местного самоуправления:
- теория свободной общины;
- хозяйственная и общественная теория;
- государственная теория;
- политические теории;
-
теория социального обслуживания. [А.В.
Новиков. Предложенный вариант реформы
местного самоуправления - свидетельство
высокого политического риска в Российской
Федерации: комментарии к проекту Закона
«Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации».
- Кредит Russia. http://www.ea-ratings.ru/
Теория свободной общины заключается в представлении общины как предшественницы государства. Община - это независимая, самостоятельная единица в решении всех задач. Государство представляет собой результат объединения общин по экономическим и политическим мотивам. Сама община независима от государства.
Хозяйственная и общественная теории представляют самоуправление как управление делами местного хозяйства. Теории постановляют полную самостоятельность коммуны и отсутствие государственного надзора. В данной модели государство противопоставляется обществу.
Государственная теория заявляет, что органы местного самоуправления являются органами государственного управления. Их компетенция целиком и полностью создается и регулируется государством. Всякое управление публичного характера - дело государственное, а самоуправление - возложение обязанностей и полномочий на местные выборные органы для осуществления задач государственного управления. Местное сообщество не обособлено от государства, а служит государственным интересам.
Именно на этой теории основывались теоретики местного самоуправления в СССР.
Политические теории. Р. Гнейст заявляет, что сущность местного самоуправления в том, что оно осуществляется почетными представителями местного населения, выполняющими свои обязанности безвозмездно. «Самоуправление – есть, прежде всего, самодеятельность граждан».
Юридическая
теория рассматривает «
Важно
отметить, что все теории не противоречат
друг другу и не являются альтернативными.
Их можно считать эволюцией самоуправления.
[Интернет-сайт: http://www.bolshe.ru/book/id=
Важное место в теории и практике местного самоуправления занимает принцип субсидиарности. Субсидиарность - (от лат. subsidiaire - «поддерживающий») - это принцип организации и деятельности государства и других институтов, согласно которому вышестоящие органы могут брать на себя решение только тех задач, которые не в состоянии выполнить нижестоящие органы.
Взаимоотношения
личности и государства, местных
сообществ и центральных
Идеи
организации общинного
а) понятие о собственных общинных делах, присущих по своей природе муниципальному управлению;
б)
понятие о делах
В первой половине прошлого века разрабатываются теоретические основы учения о местном самоуправлении. Одним из первых, кто привлек внимание к этим проблемам, был А. Токвиль, французский государственный деятель, историк и литератор. В своем знаменитом сочинении “Демократия в Америке”, две первые части которого были опубликованы в 1835 г., он писал:
“Общинные институты играют для установления независимости ту же роль, что и начальные школы для науки; они открывают народу путь к свободе и учат его пользоваться этой свободой, наслаждаться ее мирным характером. Без общинных институтов нация может сформировать свободное правительство, однако истинного духа свобод она так и не приобретет. Скоропреходящие страсти, минутные интересы, случайные обстоятельства могут создать лишь видимость независимости, однако деспотизм, загнанный внутрь общественного организма, рано или поздно вновь появится на поверхности”'. Значительный вклад в разработку теории местного самоуправления внесла германская юридическая школа.
Теория
свободной общины оказала определенное
влияние на развитие законодательства
первой половины XIX века. На смену теории
свободной общины приходит общественная
теория самоуправления (или общественно-
На
основе этих взглядов, критически оценивающих
общественную теорию, получает свое развитие
государственная теория самоуправления,
основные положения которой были
разработаны выдающимися