Теории местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 18:18, контрольная работа

Описание

Цель данной работы – изучить теории местного самоуправления. Задачами работы являются:
- Выявить основные теории местного самоуправления;
- Определить сходства, различия и пути развития этих теорий;
- Определить теорию, лежащую в основе современной системы местного самоуправления;
- Обосновать точку зрения по данному вопросу.

Содержание

Введение 3
1. Основные теории местного самоуправления 5
2. Теория свободной общины 12
Заключение 14
Список литературы 15

Работа состоит из  1 файл

Контрольная.docx

— 35.66 Кб (Скачать документ)

     Популярность  любой из этих теорий в каждой стране всегда зависит от множества причин исторического и национального  характера, от общей демократической  или автократической направленности политической системы. Различие теорий - всегда не умозрительное, а действенное, управленческое, так как проведение любой реформы местного самоуправления требует выбора одной из теорий в качестве своей концептуальной основы. Это выбор всегда носит мировоззренческий характер, что подтверждается всей историей становления местного самоуправления в России и за рубежом.

 

     

     2. ТЕОРИЯ СВОБОДНОЙ ОБЩИНЫ

     Основной теорией в современном мире служит теория свободной общины.

       Теория свободной общины доказывает, что право общины заведовать своими делами имеет такой же естественный и неотчуждаемый характер, как и права и свободы человека, ибо община исторически возникает раньше государства, которое должно уважать свободу общинного управления. Обосновывая свободу и независимость общины, данная теория обращалась к истории средневековых общин - вольных городов, их борьбы за независимость против феодального государства.

     Теория  свободной общины выдвигала следующие  основополагающие начала организации  местного самоуправления:

     1) избираемость органов местного самоуправления членами общины;

     2) положение о разделении дел, которыми ведает община, на собственные дела и дела, препорученные ей государством;

     3) местное самоуправление - это управление собственными делами общин, отличными по своей природе от дел государственных;

     4) органы местного самоуправления - органы общин, а не государства;

     5) государственные органы не вправе вмешиваться в собственную компетенцию общины. Они должны лишь следить за тем, чтобы община не выходила из пределов своей компетенции.

     Теория  свободной общины оказала определенное влияние на развитие законодательства первой половины XIX века, найдя свое отражение и в положениях бельгийской  Конституции 1831 г. об особой “общинной” власти, а также в разработанной  франкфуртским Национальным собранием Конституции 1849 г., содержавшей статьи об особых основных правах общин. Хотя данная Конституция так и не приобрела реальной силы, оставшись всего лишь историческим документом.

     Новая российская Конституция 1993 г. была создана  в рамках общественной теории местного самоуправления. Институт местного самоуправления играет в ней не менее важную роль, чем свобода слова, совести и  другие основы демократической системы. Свидетельство тому - конституционные гарантии местному самоуправлению и, прежде всего, гарантии независимости местного самоуправления от системы государственной власти. Это основа, на которой формируется гражданская инициатива и достигается общественный договор.

     Тем не менее, у государственного подхода  осталось много сторонников, которые  считают его более органичным для России: «Организационная самостоятельность  органов местного самоуправления не соответствует российским традициям  управленческих отношений, строившихся  в различные эпохи на принципах  субординации». [Н.С. Тимофеев Местное самоуправление – кризис развития или кризис идеи? - Вестник Московского университета, сер.11. Право. 2002.  №6].

     Но  всё же реальное и эффективное местное самоуправление возможно лишь при наличии определенных предпосылок и условий, которые в своей совокупности формируют основы местного самоуправления: правовую, территориальную, организационную, финансово-экономическую. [Анимица, Е. Г. Основы местного самоуправления. Е. Г. Анимица, А. Т. Тертышный. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 187 с. – с.99]. 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Итак, местное самоуправление - система  децентрализованного государственного управления, где действительность децентрализации  обеспечивается рядом юридических  гарантий, которые, с одной стороны, ограждают самостоятельность органов  местного самоуправления, а с другой стороны, обеспечивают тесную связь  с данной местностью и ее населением. По мнению Н.И. Лазаревского, государственная  власть является совокупностью полномочий и монарха, и коронной администрации, и парламента, и органов самоуправления. Основные теоретические положения  о природе и сущности местного самоуправления, выдвинутые и обоснованные в трудах Штейна, Гнейста и других ученых XIX века, лежат в основе современных воззрений на муниципальные органы, их место в демократической системе управления обществом.

     А теория свободной общины доказывала, что право общины заведовать своими делами имеет такой же естественный и неотчуждаемый характер, как  и права и свободы человека, ибо община исторически возникает  раньше государства, которое должно уважать свободу общинного управления. Таким образом, эта теория опиралась  на идеи естественного права. Она  исходила из признания общины естественно  сложившейся органической корпорацией, по существу независимой от государства. Права общины на самоуправление априорным  путем выводились из самой природы  общины как таковой. Обосновывая  свободу и независимость общины, данная теория обращалась к истории средневековых общин - вольных городов, их борьбы за независимость против феодального государства. 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Лазаревский Н.И. Лекции по русскому государственному праву. Т. 2. Административное право. Ч. I. Спб. 1910.

2. Анимица, Е. Г. Основы местного самоуправления. Е. Г. Анимица, А. Т. Тертышный. – М.: ИНФРА-М, 2000.

3. Тимофеев Н.С. Местное самоуправление – кризис развития или кризис идеи? - Вестник Московского университета, сер.11. Право. 2002.  №6.

4. Конституция  РФ от 12 декабря 1993г.

5. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Федер. закон № 131: принят Гос. Думой 16 сентября 2003 г. Российская газета. – 2003. – 8 октября.

6. Интернет-сайт Википедия – свободная энциклопедия.

7. А.В. Новиков. Предложенный вариант реформы местного самоуправления - свидетельство высокого политического риска в Российской Федерации: комментарии к проекту Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». - Кредит Russia. http://www.ea-ratings.ru/middle.php

8. Материалы интернет-сайта http://www.bolshe.ru/book/id=1357

9.http://www.glazychev.ru/habitations&cities/1997_razvitie_mestnogo_samoupravlenia.htm 

Информация о работе Теории местного самоуправления