Территориальное общественного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2011 в 19:29, реферат

Описание

Целью работы являются определение понятия и правовых основ территориального общественного самоуправления; рассмотрение форм территориального общественного самоуправления, а также порядка организации территориального общественного самоуправления.

Содержание

Введение………………………………………………………………3

1 Понятие и правовые основы территориального общественного самоуправления……………………………………………………….4

2 Формы территориального общественного самоуправления……10

3 Порядок организации территориального общественного самоуправления………………………………………………………15

Заключение………………………………..…………………………19

Список литературы………………………..…………20

Работа состоит из  1 файл

правовые основы местного самоуправления.doc

— 106.00 Кб (Скачать документ)

Исходя из этого, органы государственной власти и  местного самоуправления должны способствовать созданию территориального общественного самоуправления, проводить разъяснительную работу среди населения, создавать условия для формирования и деятельности органов территориального общественного самоуправления. Существенную помощь здесь могут оказать депутаты от соответствующих избирательных округов.

Значение органов  территориального общественного самоуправления для формирования гражданского общества в России важно, поскольку именно в них реально происходит процесс  размывания традиционного для России отчуждения общества от управленческой деятельности. Главное здесь, необязательность таких организаций.

Значит, можно  предположить, что большинство их них станет возникать не по велению  сверху, а в случае необходимости, когда жители сами осознают свои нужды  и интересы и объединятся для их реализации и защиты.

Необходимо также  отметить, что территориальное общественное самоуправление основывается на принципах:

· законности;

· свободного волеизъявления граждан на собраниях (сходах), конференциях;

· выборности и  подконтрольности органов и уполномоченных выборных лиц территориального общественного самоуправления собраниям (сходам), конференциям членов территориального сообщества;

· добровольного  участия членов территориального сообщества в разработке и принятии решений  по осуществлению собственных инициатив в решении вопросов обеспечения жизнедеятельности населения, в их реализации;

· сочетания  интересов членов территориального сообщества и интересов населения, не участвующего в территориальном  общественном самоуправлении, уважения их прав и интересов;

· самостоятельности  и ответственности в принятии и реализации решений;

· гласности  и учета общественного мнения . 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.Формы территориального общественного самоуправления

Согласно ФЗ «Об общих принципах организации  местного самоуправления в РФ», территориальное общественное самоуправление осуществляется в поселениях непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления (ст. 27 ФЗ)1.

В Законе «О территориальном  общественном самоуправлении в Новосибирской  области» сказано, что территориальное  общественное самоуправление осуществляется в следующих организационных  формах:

· собрания (сходы), конференции, опросы граждан;

· органы территориального общественного самоуправления; уполномоченные выборные лица территориального общественного самоуправления;

· иные формы, предусмотренные  уставом муниципального образования, нормативными актами органов местного самоуправления .

К исключительным полномочиям собрания, конференции граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление, относятся:

1. установление  структуры органов территориального  общественного самоуправления;

2. принятие устава  территориального общественного  самоуправления, внесение в него изменений и дополнений;

3. избрание органов  территориального общественного  самоуправления;

4. определение  основных направлений деятельности  территориального общественного  самоуправления;

5. утверждение  сметы доходов и расходов территориального общественного самоуправления и отчета о ее исполнении;

6. рассмотрение  и утверждение отчетов о деятельности  органов территориального общественного  самоуправления.

Органы территориального общественного самоуправления:

1. представляют  интересы населения, проживающего на соответствующей территории;

2. обеспечивают  исполнение решений, принятых  на собраниях и конференциях  граждан;

3. могут осуществлять  хозяйственную деятельность по  содержанию жилищного фонда, благоустройству  территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета;

4. вправе вносить  в органы местного самоуправления  проекты муниципальных правовых  актов, подлежащие обязательному  рассмотрению этими органами  и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов (ст. 27 ФЗ)3.

Собрания (сходы) граждан являются проявлением основополагающих конституционных положений о  свободе мысли и слова, о праве  на объединение, о праве собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Роль собраний (сходов) граждан в местных сообществах  многогранна. В одних случаях  они выступают как форма непосредственной демократии всего местного сообщества муниципального образования, в других - лишь как форма территориального и других видов общественного самоуправления либо как форма организованного выражения общественного мнения[1].

Формой непосредственной демократии муниципального образования  собрания (сходы) граждан становятся тогда, когда они назначаются в установленном уставом муниципального образования порядке, в них принимает участие не менее половины жителей в возрасте старше 18 лет для коллективного обсуждения и решения важнейших вопросов местного значения либо в случае осуществления собранием (сходом) граждан полномочий представительного органа местного самоуправления.

Собрания (сходы) граждан позволяют местным сообществам  коллективно обсудить необходимые  вопросы и принять по ним решения. Их значительное преимущество в сравнении  с референдумом и выборами состоит  в том, что в собрании (сходе) граждан  органически объединяются в одно целое такие действия и процедуры, как совместное обсуждение проблем, поиск и выработка решения и его принятие.

Они служат эффективной  формой привлечения граждан к  осуществлению самых разнообразных  самоуправленческих функций, являются школой их приобщения к решению местных вопросов, воспитания у них ответственности, инициативы и политической культуры.4

Одновременно  они служат и действенным средством  контроля за деятельностью органов  местного самоуправления и их должностных  лиц[1].

Собрания (сходы) в системе сельского, крестьянского, волостного самоуправления России 19 века выступали в качестве высшего органа такого управления. Конституция РСФСР 1918 года предусматривала, что за трудящимися закрепляется право свободно устраивать собрания, им предоставляется в этих целях соответствующие помещения .

Новый шаг на пути повышения роли собраний (сходов) граждан в системе местного самоуправления был сделан Положением об основах  организации местного самоуправления в Российской Федерации на период поэтапной конституционной реформы, утвержденным Указом Президиума Российской Федерации от 26.10.1993г. Если раньше такие собрания (сходы) созывались по мере необходимости и действовали наряду с местными органами власти в городских и сельских населенных пунктах; то согласно упомянутому Положению собрания и сходы в небольших городских и сельских поселениях, с населением до 5 тыс. человек, могли выступать непосредственными органами населения и вместе с выборной главой местного самоуправления осуществлять все функции местного самоуправления. В таких случаях представительный орган местного самоуправления не образовывался.

В последующие  годы правовое регулирование статуса  собраний (сходов) граждан по месту  жительства осуществлялось в направлении  увязки их с работой местных Советов. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» собрания (сходы) граждан относит к важной форме осуществления гражданами своего права на местного самоуправление.5

Решения, принятые сходом в пределах его полномочий, обязательны для исполнения органами и должностными лицами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами на территории муниципального образования. Эти решения носят императивный характер и могут быть изменены или отменены только самим сходом или посредством местного референдума. Решения схода, в свою очередь, могут быть обжалованы в суд.

О.Е. Кутафин  и В. И. Фадеев отмечают, что в отличие  от общественных объединений органы территориального общественного самоуправления действуют исключительно в пределах части территории муниципального образования, населенного пункта. Они объединяют население не на основе членства, связанного с какими - то условиями (соблюдение устава, уплата членских взносов), а на основе совместной работы по выполнению определенных задач в области обслуживания общественных потребностей граждан, удовлетворения их культурно - бытовых и иных запросов, охраны их прав и интересов[1]. Это определение наиболее отражает суть вопроса.

Органы территориального общественного самоуправления создаются по инициативе жителей на основе их добровольного волеизъявления.

Органы местного самоуправления могут передавать органам  территориального общественного самоуправления отдельные полномочия по решению  вопросов местного значения либо принимать решения с учетом мнения органов территориального общественного самоуправления.6

Таким образом, органы территориального общественного  самоуправления следует рассматривать, являющихся одной из форм участия  населения в местном самоуправлении, неотъемлемым элементом системы местного самоуправления.

Руководство органом  территориального общественного самоуправления осуществляет уполномоченное лицо, избираемое на его заседании. Оно имеет право  представлять орган в отношениях с органами местного самоуправления, территориальными органами государственной власти и органами государственной власти Новосибирской области, общественными объединениями и организациями всех форм собственности, созывать заседания органа территориального общественного самоуправления, готовить соответствующие документы, подписывать протоколы и решения, выполнять иные функции, определенные нормативными правовыми актами территориальных органов государственной власти районов, городов областного значения, муниципальных образований в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Новосибирской области (ст. 11)1.

Важной формой участия населения в местном  самоуправлении является право на обращение  и право на нормотворческую инициативу.

Право на нормотворческую инициативу населения надо понимать как право определенной группы граждан выступить с проектом нормативного акта по вопросам, входящим в компетенцию органов местного самоуправления данного муниципального образования.

Члены местного сообщества обладают этим весьма важным для них правом, только если оно закреплено в уставе муниципального образования. Такой подход регулирования объясняется, вероятно, стремлением законодателя учесть особенности условий осуществления местного самоуправления в разных муниципальных образованиях, степень подготовленности населения к предъявлению правотворческой инициативы и т. д.

Законы о местном  самоуправлении большинства субъектов  России тоже воспроизводят именно эту  форму наделения членов местных  сообществ правом нормотворческой инициативы. Вместе с тем в некоторых субъектах Федерации пошли иным путем.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.Порядок организации территориального общественного самоуправления. 

    Рассмотрим порядок организации территориального общественного самоуправления на примере территориального общественного самоуправления Новосибирской области.

Территориальное общественное самоуправление учреждается  на учредительном собрании (сходе) или  конференции членов местного сообщества, постоянно или преимущественно  проживающих на территории, где предполагается осуществлять территориальное общественное самоуправление.

Организацию учредительного собрания (схода) или конференции  осуществляет инициативная группа членов местного сообщества численностью не менее десяти человек, постоянно  или преимущественно проживающих на соответствующей территории.

Инициативная  группа принимает решение о проведении учредительного собрания (схода) либо конференции в зависимости от числа членов местного сообщества, постоянно или преимущественно  проживающих на данной территории, ее размеров, местных условий и других обстоятельств, а также осуществляет подготовку проектов необходимых документов.

Инициативная  группа письменно информирует главу  территориальной администрации  города областного значения, главу  муниципального образования (а в случае отсутствия в муниципальном образовании такой должности - председателя представительного органа местного самоуправления) о своем создании и предлагает согласовать территориальные границы деятельности, в пределах которых предполагается осуществление территориального общественного самоуправления.

Информация о работе Территориальное общественного самоуправления