Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 23:07, контрольная работа
В царской России развитие местного самоуправления началось после проведения Александром II земской и городской реформ, но зарождение данного института произошло гораздо раньше.
Можно сказать, что с XVI века в России начинается поэтапное становление местного самоуправления. Обозначим основные исторические вехи в данном вопросе.
В ст. 9 Европейской хартии местного самоуправления установлено, что часть финансовых ресурсов органов местного самоуправления должна пополняться за счет местных сборов и налогов, ставки которых органы местного самоуправления вправе определять в пределах, установленных законом. Перечень местных налогов и сборов и полномочия органов местного самоуправления по их установлению, изменению и отмене устанавливаются законодательством РФ о налогах и сборах. Ст. 57 ФЗ № 131 предусматривает право органов местного самоуправления устанавливать, изменять и отменять местные налоги и сборы, установленные законодательством РФ. Кроме того, данный ФЗ установил порядок зачисления в местные бюджеты доходов от региональных налогов и сборов (ст. 58) и доходов от федеральных налогов и сборов (ст. 59).
Также муниципальные образования вправе привлекать заемные средства, в том числе за счет выпуска муниципальных ценных бумаг, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и уставом муниципального образования (ст. 64 ФЗ № 131).
Судебная и иные правовые формы защиты местного самоуправления
Статья Европейской хартии местного самоуправления «Правовая защита местного самоуправления» (ст. 11) гласит: органы местного самоуправления должны иметь право на судебную защиту для обеспечения свободного осуществления ими своих полномочий и соблюдения закрепленных в Конституции или внутреннем законодательстве принципов местного самоуправления. В ст. 133 Конституции РФ говорится, что местное самоуправление в РФ гарантируется правом на судебную защиту.
Защита прав местного самоуправления осуществляется в судах общей юрисдикции, арбитражных судах, а также обеспечивается конституционным правосудием (органы местного самоуправления не наделены правом обращаться в конституционные (уставные) суды РФ, но граждане могут обращаться с жалобами о нарушении их конституционных прав на местное самоуправление).
В ФЗ № 131 нет отдельной статьи, посвященной судебной защите (в предыдущем Федеральном законе № 154-ФЗ, который утратил силу, отдельная статья была), но специалисты подчеркивают, что анализ текста нового закона свидетельствует о фактическом усилении роли суда. В рамках данной контрольной работы не представляется возможным перечисление всех прописанных в законе возможных случаев обращения в суд по вопросам местного самоуправления. Приведем примеры: признание несоответствия федеральных и региональных нормативных актов, подтверждение наличия оснований для прекращения полномочий главы муниципального образования, главы местной администрации и пр.(ст. 24, 36 и др.), обжалование органами местного самоуправления решения о проведении местного референдума (ст. 22), отказа в государственной регистрации устава (ст. 44) и т.д.
Среди других гарантий прав местного самоуправления выделим:
- запрет на ограничение
прав местного самоуправления, установленных
Конституцией РФ и
- обязательность решений,
принятых путем прямого
1 См.: Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка, Т.1., М., 1994, С. 334.
3См.: Кутафин, О. Е., Фадеев, В. И. Муниципальное право Российской Федерации, М., 2006, с. 637
Информация о работе Земские и городские реформы местного самоуправления в России