Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 15:50, курсовая работа
Государственная налоговая служба Российской Федерации входит в систему центральных органов государственного управления Российской Федерации и подчиняется Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации.
Основной задачей Государственной налоговой службы Российской Федерации является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей, установленных законодательством.
Сотрудники налоговых органов – одни из первых осознавшие необходимость внедрения современных технологий – в настоящее время располагают развитой автоматизированной системой, включая как федеральный, так и региональные, а главное, местные уровни управления, что позволяет эффективно обрабатывать постоянно возрастающий объем информации.
Введение 3
1. Информационные системы в сфере налогообложения 5
1.1 Характеристика информационной системы налогообложения 5
1.2. Особенности проектирования и внедрения компьютерных информационных систем в сфере налогообложения. 8
2. Информационные системы налогоплательщиков 12
2.1 Информационное обеспечение систем обработки налоговой информации. 12
2.2 Сдача налоговой отчетности через сеть Интернет 13
2.3 Порядок подключения налогоплательщиков к системе безбумажной технологии. 15
2.4 Программа «Налогоплательщик» 17
Заключение 21
Список использованной литературы 23
Государственная налоговая служба Российской Федерации входит в систему центральных органов государственного управления Российской Федерации и подчиняется Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации.
Основной
задачей Государственной
Сотрудники налоговых органов – одни из первых осознавшие необходимость внедрения современных технологий – в настоящее время располагают развитой автоматизированной системой, включая как федеральный, так и региональные, а главное, местные уровни управления, что позволяет эффективно обрабатывать постоянно возрастающий объем информации.
Вместе с тем в настоящее время налоговики принимают налоговую и другую отчетность в бумажном виде, так как эта форма установлена нормативными документами. Естественно, такие ограничения снижают эффективность работы налоговых органов и создают дополнительные неудобства плательщикам.
Принятием поправок к ст. 80 Налогового кодекса Российской Федерации это препятствие устранено, и теперь налогоплательщик вправе выбирать: подавать отчетность в электронном виде по каналу связи или по-прежнему стоять в очереди в налоговой инспекции. Следует помнить, что системы информационного взаимодействия подразумевают единый подход к процедуре представления отчетности и строгое соблюдение правил, ее описывающих. Даже небольшое отклонение приведет к тому, что стороны информационного взаимодействия перестанут понимать друг друга, а, следовательно, «взаимодействия» не произойдет. Конфликт между налогоплательщиком и налоговыми органами может возникнуть в случае ошибки при ручном вводе информации в системы ее обработки, которые развернуты в каждом налоговом органе независимо от уровня.
Эффективное функционирование налоговой системы возможно только при использовании передовых информационных технологий, базирующихся на современной компьютерной технике. С этой целью в органах налоговой службы создается автоматизированная информационная система, которая предназначена для автоматизации функций всех уровней налоговой службы по обеспечению сбора налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, проведению комплексного оперативного анализа материалов по налогообложению, обеспечению органов управления и соответствующих уровней налоговых служб достоверной информацией.
Информационное обеспечение включает весь набор показателей, документов, классификаторов, кодов, методов их применения в системе налоговых органов, используемые в процессе автоматизации решения поставленной задачи. В информационном аспекте система должна предоставлять достаточную и полную информацию для реализации ее основных функций, иметь рациональные системы кодирования, использовать общие классификаторы информации, иметь хорошо организованные информационные файлы и базы данных, формировать выходную информацию в форме, удобной для восприятия пользователями и т.д.
Система
показателей состоит из исходных,
промежуточных и результатных показателей.
Они характеризуют объекты
Прогресс
в сфере компьютерных и телекоммуникационных
технологий создает технические
предпосылки для постепенного перехода
от традиционного
Во многих регионах проводились и проводятся эксперименты по приему налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности на магнитных носителях. Как правило, в предлагавшихся при этом технологиях магнитный носитель лишь дублировал данные на бумаге, позволяя несколько сократить время на прием и обработку данных, но не решая проблему по существу. Между тем и налогоплательщики, и сотрудники налоговых органов неоднократно высказывали пожелание перейти на бесконтактные и безбумажные технологии сдачи отчетности.
В ряде регионов проводятся эксперименты по отработке технологии сдачи отчетности по каналам связи, в том числе с использованием Интернета, в ходе которых апробировались различные решения. Результаты экспериментов внимательно изучались. Тщательно анализировался и зарубежный опыт. Все это позволило сделать вывод не только о принципиальной возможности перехода на безбумажные и бесконтактные методы представления отчетности, но и о реальности такого перехода в самой ближайшей перспективе, что нашло свое отражение в вышеупомянутых изменениях, внесенных в Налоговый кодекс.
В момент создания налоговых органов в них была перенесена существующая система работы финансовых структур.
Основными показателями этой системы были:
- получение информации от налогоплательщиков при личном контакте налогового инспектора с ними;
- ручная обработка полученной информации, хранение ее только на бумажных носителях;
-
нерегламентированность
- стихийно развивающаяся информационная система.
Проектирующееся
внедрение интегрированных
-
автоматизацию всех функций по
учету налогоплательщиков и
-
информационное взаимодействие
всех структурных
-
высвобождение трудовых
-
повышение производительности
-
оперативность и точность
Широкомасштабное
внедрение безбумажной
- уменьшения общей численности сотрудников в территориальной налоговой инспекции, занятых реализацией функций и процедур, связанных с вводом данных.
-
сосредоточения деятельности
-
устранения влияния пиковых
-
повышения качества
В
последние годы наметилась тенденция
переноса центра тяжести приема и
обработки электронных
Для
осуществления работы подразделений
ФНС разработана и уже
В настоящее время МНС России подготовлен комплект документов, определяющих все технологические и организационно-правовые процедуры при представлении налоговой отчетности в электронном виде по каналам связи.
Представление налоговых деклараций в электронном виде будет осуществляться, с одной стороны, по добровольному желанию налогоплательщика, а с другой стороны, – при наличии у налоговых органов технических возможностей для их приема. В последнее время МНС России предприняты меры по укреплению материально-технической базы территориальных инспекций, создающие возможность организации электронного документооборота между налоговыми органами различных уровней и налогоплательщиками, а также между налоговыми органами и другими ведомствами.
Защита информации при представлении по электронной почте будет обеспечиваться комплексом организационных и программно-технических мер. Организационные меры по обеспечению информационной безопасности предполагают регламентацию взаимоотношений участников обмена информацией и строгое соблюдение порядка обмена электронными документами при сдаче налоговых деклараций и форм отчетности.
Программно-технические меры заключаются в использовании сертифицированных Федеральным агентством правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации (ФАПСИ) средств криптографической защиты информации и автоматическом выполнении функций специального регламента электронного документооборота, что гарантирует не только конфиденциальность переписки участников системы, но и разрешение разного рода конфликтных ситуаций, возникающих между ними.
Механизм разрешения конфликтных ситуаций допускает досудебные разбирательства и будет зафиксирован в порядке обмена, утверждаемом МНС России. Налогоплательщик, участвующий в системе электронного документооборота с налоговыми органами, берет на себя обязательства соблюдать регламент обмена и правила работы со средствами криптографической защиты информации.
Средства криптографической защиты информации обеспечивают электронную цифровую подпись (ЭЦП) и шифрование, имеющее гарантированную стойкость. Шифрование защищает от несанкционированного просмотра электронного документа третьими лицами при передаче по общедоступным каналам связи, а ЭЦП гарантирует однозначную идентификацию отправителя и защиту электронного документа от искажений.
Перечень налоговых деклараций и иных документов, подлежащих представлению в налоговые органы в электронном виде, утверждается Министерством Российской Федерации по налогам и сборам. Как известно, в территориальных налоговых инспекциях используются разные программы для обработки налоговой отчетности и ведения баз данных камеральных проверок. Еще большее разнообразие наблюдается в программных средствах, используемых налогоплательщиками для подготовки налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности. Обеспечить совместимость и «взаимопонимание» этих программ призван единый формат представления данных бухгалтерской и налоговой отчетности в электронном виде. Такой формат был разработан и апробирован в ходе пилотных проектов, проводившихся в Москве и других регионах. Он будет открыт для использования всеми разработчиками программных средств для налогоплательщиков и налоговых органов.
При соблюдении основных условий представления налоговых деклараций и иных документов в электронном виде налогоплательщик будет освобождаться от необходимости представления последних в налоговые органы на бумаге. Но при этом и налогоплательщик, и сотрудники налоговых органов должны обеспечить хранение архива документов в электронном виде в течение срока, определяемого законодательством Российской Федерации. Возможно, на первых порах налогоплательщикам будет рекомендовано хранить бумажные копии налоговых деклараций, переданных в налоговые инспекции в электронном виде по каналам связи, у себя. Представление налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи будет осуществляться через специализированных операторов связи, определяемых на основе аттестации (конкурсного отбора), в соответствии с законодательством Российской Федерации и документами, утверждаемыми Министерством Российской Федерации по налогам и сборам. Таковыми должны быть организации, имеющие соответствующие лицензии ФАПСИ и Министерства связи и отвечающие требованиям по обеспечению регламента взаимодействия между налогоплательщиками и налоговыми органами в автоматизированном режиме.