Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 15:50, курсовая работа
Государственная налоговая служба Российской Федерации входит в систему центральных органов государственного управления Российской Федерации и подчиняется Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации.
Основной задачей Государственной налоговой службы Российской Федерации является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей, установленных законодательством.
Сотрудники налоговых органов – одни из первых осознавшие необходимость внедрения современных технологий – в настоящее время располагают развитой автоматизированной системой, включая как федеральный, так и региональные, а главное, местные уровни управления, что позволяет эффективно обрабатывать постоянно возрастающий объем информации.
Введение 3
1. Информационные системы в сфере налогообложения 5
1.1 Характеристика информационной системы налогообложения 5
1.2. Особенности проектирования и внедрения компьютерных информационных систем в сфере налогообложения. 8
2. Информационные системы налогоплательщиков 12
2.1 Информационное обеспечение систем обработки налоговой информации. 12
2.2 Сдача налоговой отчетности через сеть Интернет 13
2.3 Порядок подключения налогоплательщиков к системе безбумажной технологии. 15
2.4 Программа «Налогоплательщик» 17
Заключение 21
Список использованной литературы 23
В
соответствии с поправками к Налоговому
кодексу при представлении
И
еще один немаловажный момент. При
представлении налоговой
Для разработки АИС и координации их создания и функционирования в органах налоговой службы созданы специальные структуры. В центральном аппарате организовано Управление информационных систем, а на региональном и местном уровнях – отделы информатизации и администраторы баз данных.
Проекты
разрабатываются специалистами
по информатизации и модернизируются
по мере изменения условий
Основными системными требованиями является создание распределенного банка данных, обеспечение безопасности информации и возможность санкционированного доступа к данным на любом объекте АИС. Основными разработчиками являются ГНИВЦ РНИВЦ в городах Нижний Новгород и Чебоксары.
АИС проектируется как открытая модульная система, состоящая из структурных подсистем по уровням, каждая из которых рассматривается также как открытая система.
Архитектура информационной системы АИС «Налог» построена в соответствии с иерархией подразделений ФНС России и представляет собой многоуровневую инфраструктуру, включающую:
- пользовательский уровень в виде АИС подразделений ФНС РФ,
-
уровень обработки и обмена
информацией между центром
- транспортный уровень.
Реализуется как территориально - распределенная телекоммуникационная сеть, объединяющая в единое пространство подсистемы АИС “Налог” и системы телекоммуникаций (СТК) России, и позволяет сочетать высокую адаптивность технологии клиент-сервер с преимуществами централизованной обработки и управления всей системой.
Решение задач в налоговых органах связано с использованием и анализом больших объемов информации, которая поступает от налогоплательщиков в основном на бумажных носителях и носит конфиденциальный характер. Поэтому в информационном аспекте система должна обеспечивать защиту поступающей и хранящейся информации, ее достоверность, иметь рациональные системы кодирования, использовать единые классификаторы, иметь хорошо организованные информационные файлы и БД и СУБД, формировать выходные документы в форме, удобной для восприятия. Для АИС НС очень важно создание интерфейса, на основе электронного обмена данными как внутри НС, так и с внешней средой, включая связи с налогоплательщиками и службами, формирующими налогооблагаемые базы по различным видам (имущество, земля и т.п.), а также с органами власти, статистики, налоговой полицией, таможенным комитетом, МВД, УФК, банковскими и кредитными организациями.
Информационное взаимодействие предполагает совместимость формируемых БД, в т.ч. по государственному реестру налогоплательщиков и их собственности, банковским счетам, объемам и ценам различных материальных ценностей, движению на счетах бюджета.
Поскольку АИС налоговой службы относится к классу больших систем, к ней уже на стадии проектирования предъявляются требования по:
- совместимости всех элементов внутри системы и со смежниками;
-
возможности быстрого
надежности, достоверности и актуальности хранимой информации;
-
возможности быстрого
- простоте ввода информации;
-
разнообразию вывода
- обмену информацией с другими системами и уровнями.
Существенными требованиями являются также:
- Разработка и функционирование системы на базе имеющегося общесистемного и прикладного ПО разных типов, позволяющих осуществлять межсистемный обмен;
-
Использование
-
Создание информационных
-
Формирование выходной
-
Создание единого
-
Информационное объединение
-
Возможность доступа к
Для
обеспечения возможности
-
Государственный реестр
-
Банковские счета
-
Сведения об участниках и
-
Движение на счетах
Для того чтобы иметь возможность передавать налоговую и иную отчетность в электронном виде по каналам связи, налогоплательщик должен будет обратиться в налоговый орган по месту своего учета с письменным заявлением и получить формальное согласие. Смысл этой процедуры состоит в том, что налогоплательщик уведомляет налоговый орган о своем желании в дальнейшем передавать отчетность именно по каналам связи, а не на бумаге и обязуется соблюдать все правила и процедуры. В свою очередь, налоговый орган регистрирует налогоплательщика как участника электронного документооборота и соответствующим образом настраивает свои средства на прием отчетности от данного налогоплательщика.
Другим условием представления налоговых деклараций в электронном виде является использование программных и аппаратных средств, обеспечивающих возможность:
· формирования данных налоговой декларации для их последующего представления в виде электронных документов по каналам связи и на магнитных носителях в соответствии со стандартами, форматами и процедурами, утвержденными Министерством Российской Федерации по налогам и сборам;
· подписания передаваемых электронных документов электронной цифровой подписью и проверки электронных цифровых подписей, поставленных на полученных электронных документах, при помощи средств, совместимых с аналогичными средствами, используемыми налоговыми органами;
· шифрования передаваемых электронных документов при помощи средств криптографической защиты информации, совместимых с аналогичными средствами, используемыми налоговыми органами;
· поддержки порядка взаимодействия участников информационного обмена при представлении налоговой декларации в электронном виде, утверждаемого Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
Все средства криптографической защиты информации, применяемые для шифрования отчетности, должны в обязательном порядке иметь сертификат ФАПСИ, так как по законодательству Российской Федерации органам исполнительной власти использовать средства шифрования, не имеющие сертификата ФАПСИ, запрещается. В противном случае система не будет работать, поскольку налоговики не смогуть гарантировать юридическую значимость электронных документов и обеспечить конфиденциальность обмена.
Информационное обеспечение (ИО) является важнейшим элементом АИС, т.к. именно оно отражает состояние управляемого объекта и является основой для принятия управленческого решения. ИО должно иметь возможность:
-
обеспечения пользователей АИС
информацией, необходимой для
выполнения ими своих
-
распределенного хранения и
- накопления информации в базах и банках данных в местах ее использования;
-
предоставления пользователям
-
одноразового ввода и
-
обеспечения информационной
ИО АИС «Налог» и ее варианта для местного уровня-ЭОД структурно состоит из внемашинного и внутримашинного. Внемашинное представлено документами и средствами формализации записи для подготовки к машинной обработке информации, в т.ч.:
-
описанием системы
- документацией;
- описанием потоков информации, входных и выходных сообщений.
Один из основных принципов работы системы ЭОД состоит в том, что информация в базе обязательно должна быть документирована. Условно можно разделить базу на две: база документов и база учетных данных. Каждый документ обязательно регистрируется в системе с присвоением уникального системного номера. Для каждого входящего документа определен перечень разделов учетных данных, доступных данному документу для ввода и редактирования.
Следующий принцип работы системы – предлагаемый пользователю проект решения, это перечень исходящих документов, которые система предлагает к формированию в зависимости от того, какой входящий документ был представлен налогоплательщиком. Например, если это «Заявление о постановке на учет…» в качестве исходящего программа сформирует и предложит к выдаче соответствующий шаблон документа.
В настоящее время Россия присоединилась к ведущим странам мира, активно использующим систему организации обмена конфиденциальной информацией между налогоплательщиками и налоговыми органами по телекоммуникационным сетям связи. В Москве эксперимент удался. В провинции он будет осуществляться в ближайшее время. Поэтому тамбовские налогоплательщики должны быть заранее подготовлены к новой форме представления отчетности.
При сдаче отчетности по электронной почте применяется специальная технология электронного документооборота, обеспечивающая не только защиту информации, но и корректное разрешение конфликтных ситуаций.
Налогоплательщик осуществляет обмен электронными документами только с налоговым органом и оператором связи, в следующем порядке
1) после подготовки отчетности в соответствии с утвержденным форматом подписывает ее своей ЭЦП и отправляет в адрес налогового органа по месту учета;
2) в течение суток (без учета выходных и праздничных дней) с момента отправки отчетности получает:
- квитанцию о приеме отчетности в электронном виде;
-
протокол входного контроля