Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2011 в 01:22, курсовая работа
Цель работы - анализ существующих в РФ способов обжалования для защиты прав и интересов налогоплательщика.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
определить сущность обжалования действий налоговых органов и их должностных лиц, выявить его основные признаки и виды, путем изучения НК РФ;
проанализировать статистические данные по налоговым спорам
рассмотреть общие положения защиты налогоплательщиков, выявить проблемы
в качестве примера рассмотреть обжалование на примере отдельного налога.
В настоящий
момент система досудебного
По сравнению
с 2008 годом в 2009 году на 7 % увеличилось
количество актов, оспоренных налогоплательщиками
на стадии рассмотрения материалов проверки
путем представления
При этом количество выездных налоговых проверок и результативных камеральных налоговых проверок в 2009 году в сравнении с показателями 2008 года сократилось на 5,8%.
Согласно опубликованным Высшим арбитражным судом РФ Сведениям о рассмотренных спорах с участием налоговых органов, следует, что количество споров с участием налоговых органов в Российской Федерации в общем сократилось в первом полугодии 2009 года по сравнению с первым полугодием 2008 года на 13 %, при этом количество заявлений об оспаривании правовых актов налоговых органов в 1 полугодии 2009 года по сравнению с аналогичным периодом 2008 года сократилось на 26%.
При этом в отношении показателей 1 полугодия 2007 года количество споров с участием налоговых органов в судах сократилось практически на 30%, а споров об оспаривании правовых актов налоговых органов более чем на 40%.
Соотношение числа жалоб, рассмотренных в досудебном порядке, к числу заявлений, предъявленных к налоговым органам и рассмотренных судами за 2009 год составило 158%, показав рост 67% по сравнению с показателем 2008 года и вдвое превысив показатель 2007 года.
В налоговые органы субъектов Российской Федерации в 2009 году поступило 69 334 жалобы физических и юридических лиц на акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, из общего числа которых 59054 жалобы рассмотрено, 5483 жалоба оставлена без рассмотрения, производство по 1378 жалобам прекращено в связи с урегулированием предмета спора, 1909 жалоб налогоплательщиками отозвано.
При этом количество рассмотренных налоговыми органами субъектов Российской Федерации в 2009 году жалоб превысило данные 2008 года более чем на 29 %
Из общего числа рассмотренных в 2009 году жалоб 35934 жалобы (61%) поступило от юридических лиц, 11396 жалоб (19%) от индивидуальных предпринимателей, 11724 жалобы (20%) от физических лиц.
Наибольшее количество жалоб за 2009 год рассмотрено налоговыми органами г. Москвы (5 876), Московской области (3221), Свердловской области (2295), г. Санкт-Петербурга (1649), Ростовской области (1644) и Самарской области (1627).
Основные
причины обращения
Из общего количества 59054 рассмотренных жалоб удовлетворено 23683 жалобы, или 40%. Из них удовлетворено полностью 13462 жалобы (57%), частично – 10221 жалоба (43%).
В связи с введением в действие с 01 января 2009 года обязательного досудебного порядка обжалования решений о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения в вышестоящий налоговый орган, произошло резкое увеличение числа жалоб налогоплательщиков, а также повышение сложности основной части рассматриваемых жалоб, связанное с большим спектром вопросов,
рассматриваемых в ходе выездных и камеральных налоговых проверок, а также объемом документов, подлежащих обязательному анализу и исследованию для принятия обоснованного решения по жалобе.
При основном показателе эффективности работы отделов досудебного аудита Управления, заключающемся в оперативности рассмотрения жалоб налогоплательщиков, достижение положительных результатов по соблюдению установленных налоговым законодательством сроков рассмотрения жалоб, требует значительных усилий.
Основными причинами
нарушения процессуальных сроков рассмотрения
жалоб являются неукомплектованность
штатов территориальных инспекций и региональных
управлений, формальное увеличение численности
сотрудников за счет сотрудников, не имеющих
необходимого опыта работы в налоговых
органах, высшего экономического или юридического
образования, неудовлетворительная организация
работы и низкая исполнительская дисциплина
отдельных налоговых органов, приводящая
к необходимости дополнительного истребования.
Практика обжалования действий (бездействий) налоговых органов на примере налога на прибыль
Зачастую
после проведения налоговых проверок
инспекция устанавливает либо неуплату
налога на прибыль за определенный
период, либо доначисляет его, привлекая
налогоплательщика к
Как правило, стороны обращаются с обжалованием этих решений и признанием их незаконными, со следующими требованиями: Это требования о признании недействительным решений по начислению налогов на прибыль в определенной сумме, пеней и штрафа по нему за неполную уплату налога; требования о признании незаконным решений налоговых органов о доначислении обществам налога на прибыль и соответствующих сумм пеней и т.д.
Определяющую роль в порядке исчисления и уплаты налога на прибыль играют расходы, поскольку они находятся в прямой зависимости от суммы налоговых обязательств лица. В соответствии со ст. 247 Налогового кодекса прибылью признаются доходы, уменьшенные на величину расходов. Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными
расходами понимаются экономически
оправданные затраты, оценка которых
выражена в денежной форме, под документально
подтвержденными расходами
Налоговые органы,
обосновывая невозможность
Экономическая оправданность затрат при исчислении налогооблагаемой прибыли (ст. 252 НК РФ), по официальному разъяснению МНС России, должна пониматься как соответствие принципу рациональности и обусловленности таких затрат обычаям делового оборота. Очевидно, что определение в каждом конкретном случае рациональности затрат налогоплательщика при таком подходе отдается на усмотрение правоприменителей.
С позиции
законодательства, при налогообложении
прибыли сомнительны
На основании
этой нормы налоговые органы пытаются,
например, утверждать, что расходы
на рекламу могли бы быть ниже, если
бы компания заказала рекламный ролик
другим исполнителям и за меньшую
цену. Или, например, что затраты
на аренду самолета, использованного
для перелета руководства компании
на переговоры в другой город, экономически
необоснованны, так как в этот
город можно было бы добраться
наземным транспортом. Таким образом,
на основании критерия экономической
оправданности затрат формируется
система налоговых отношений, при
которой сотрудники налогового органа
начинают следить за рациональностью
затрат компании, что явно противоречит
свободе предпринимательства и принципу
возложения риска на самих субъектов предпринимательской
деятельности (ст. 2 ГК РФ). Судебная практика
подтверждает, что экономическая обоснованность
затрат - это их эффективность и направленность
на получение дохода, а убыток налогоплательщика
по каким-то видам деятельности не лишает
его права на учет имевших место затрат
для целей налогообложения. Подводя итог
всему вышесказанному, можно сказать,
что единственным способом борьбы против
необоснованных и незаконных решений,
действий должностных лиц органов налоговой
службы является своевременное обжалование
и доказывание своей правовой позиции
в Арбитражном суде.
Заключение
В данной курсовой
работе были рассмотрены теоретические
аспекты обжалования
Информация о работе Анализ существующих в РФ способов обжалования для защиты прав