Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 17:22, курсовая работа
Актуальность проблемы заключается в том, что налоговое право явление относительно новое для российского законодательства, так как в дореформенный период налоговые инструменты абсолютно не применялись в государственно-правовом развитии. Именно поэтому выявление особенностей предмета и метода налогового права, его правовой природы и отраслевой принадлежности, представляет собой достаточно сложную, но в то же время актуальную задачу. Данное положение обуславливается также и тем, что в научно-методической литературе последнего периода данному вопросу уделяется мало внимания.
Введение…………………………………………………………………………….3
1. Сущность и понятие предмета и метода налогового права………………….6
2. Индивидуальные особенности предмета налогового права………………….9
3. Индивидуальные особенности метода налогового права…………………...13
Заключение……………………………………………………………………....24
Список источников и литературы………………………………………….....25
4) неравенство субъектов финансовых правоотношений, что проявляется, прежде всего в обладании одних субъектов финансовых правоотношений юридически властными полномочиями по отношению к другим субъектам (18, с.25).
Властное предписание представляет собой способность одной стороны оказывать определяющее воздействие на деятельность другой стороны посредством предоставленных законом прав. Определяющим называется такое воздействие, содержания и применения которого достаточно для достижения поставленной цели.
Особенность отношений, основанных на властном подчинении, в отличие от гражданских состоит не только в том, что в них участвует в качестве стороны действующих от имени Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования орган, наделенный властными функциями, но и в том, что он выполняет присуще ему властные функции в данном конкретном правоотношении.
Налоговым правоотношением изначально присущ конформизм. Властное подчинение является «прародителем» налоговых отношений и выражается не только в качестве реально примененных мер принуждения, но и как потенциальная возможность государственного принуждения. Следовательно, позитивные налоговые отношения, в которых налогоплательщик не вступает в конфликт с нормами права, также подчинены методу властных предписаний.
В налоговых отношениях наиболее ярко метод властных предписаний проявляется в применении налоговыми органами административного порядка наложения санкций. Он заключается в возможности, предоставленной только одной стороне (налоговым органам), самостоятельно, не применяя судебную процедуру, восстанавливать нарушенные фискальные права и интересы государства, а также добиваться выполнения другой стороной (налогоплательщиком) возложенных обязанностей. Налогоплательщики имеют право обжаловать неправомерные действия налоговых органов в суде, что не исключает первоначальной властности отношений.
Однако внесудебный порядок привлечения к налоговой ответственности применяется исключительно по отношению к налогоплательщикам-
Методы налогового права как способы государственного воздействия на общественные отношения не могут оставаться неизменными с постоянно одинаковым содержанием, они должны изменять свою сущность в зависимости от реформирования финансовых отношений, а также форм взаимодействия частных и публичных интересов субъектов налогового права (12, с.12).
В современных условиях актуальность приобретает метод диспозитивности, который показывает переход от примата публичной формы собственности к поиску компромисса между государственными и частными интересами. Следствием отказа государства от исключительно властного (императивного) способа воздействия на налоговые отношения является, например, предоставленная частному субъекту возможность формирования своей налоговой политики, получения отсрочки исполнения и обеспечения налоговой обязанности, заключения договоров на получение налогового кредита, проведения зачета задолженности государства перед поставщиком товаров (работ, услуг) посредством зачета встречного требования по исполнению налоговой обязанности.
Безусловно, в силу специфики налогового права названный метод не является аналогом способа правового регулирования гражданских отношений. Частно-правовые приемы регулирования налоговых отношений применяется с теми условиями и ограничениями, которые предусмотрены НК. Относительно публичной налоговой сферы диспозитивность следует рассматривать в качестве предоставлениям субъектам налогового права известной альтернативной возможности выбора вариантов поведения в рамках законодательства о налогах и сборах. Например, п. 1 ст. 26 НК содержит диспозитивное дозволение налогоплательщику, плательщику сборов или налоговому агенту участвовать в налоговых правоотношениях лично либо через представителя.
Сфера налоговых отношений весьма специфична, и прежде всего тем, что в ней находят отражение публичные и частные интересы. Следствием сочетания названных интересов является законодательный поиск оптимальных способов воздействия на налоговые отношения. Тенденция компромиссности регулирования налоговых отношений отражает общемировой процесс взаимопроникновения публичного и частного права (21, с.37).
Взаимонаправленное действие этих процессов приводит «к размыванию грани между публичным и частным правом, к образования комплексных отраслей и институтов, в которых нормы гражданского и публичного права теснейшим образом взаимосвязаны». Различие между частным и публичным правом заключается в различии не интересов или отношений, а приемов правового регулирования. Если публичное право есть система юридической централизации, то частное право, наоборот, представляет систему юридической децентрализации. Норма права – результата компромисса между частным и публичными интересами и в этом смысле является как публично-правовым, так и частноправовым образованием.
Наличие самостоятельного предмета (в рамках предмета финансового права) и соответствующих методов воздействия позволяет утверждать, что налоговое право – это подотрасль финансового права, нормы которой регулируют императивным и диспозитивным методами, совокупность однородных имущественных и связанных с ними неимущественных общественных отношений, складывающихся между государством, налогоплательщиками и иными лицами по поводу установления, введения и взимания налогов в доход государства (муниципального образования), осуществления налогового контроля (5, с.35).
Рассмотрев и проанализировав состав отношений в сфере налогообложения, а также предмет и метод налогового права, представляется, что вопросы об отраслевой и институциональной принадлежности налогового права остались, тем не менее, открытыми. В то же время разрешение этой проблемы имеет не только теоретическое, но и практическое значение, поскольку отнесение той или иной группы норм к определенной отрасли права означает включение их в определенный отраслевой правоприменительный режим.
В этой связи необходимо учитывать, что практически все налоговые отношения возникают в процессе перераспределения национального дохода и имеет финансовый характер. Однако отношение в сфере налогообложения возникают исключительно в процессе деятельности государства по поводу планомерного формирования централизованных и децентрализованных денежных фондов в целях реализации его задач. В то время как перераспределительная деятельность государства охватывает более широкий сектор и включает в себя также отношения по распределению и использованию этих денежных фондов (финансовых ресурсов). В своей же совокупности все эти отношения образуют единую систему финансовых отношений, которая традиционно является предметом регулирования финансового права.
Так, можно сделать вывод о том, что отношение в сфере налогообложения – это совокупность отношений, являющихся частью финансово-правовых отношений. Данное положение обусловлено также и тем, что налоговая система не выступает обособленной и независимой частью от всей системы государственно-публичного регулирования, а органически входит в финансово-бюджетную систему страны. Налоговая политика государства является неотъемлемой частью его финансовой политики, которая имеет по отношению к первой определяющее значение.
По словам Ю.А.Крохиной нормы налогового права в основном определяет поведение субъектов в области управления государственными финансами, что свидетельствует о том, что налоговое право является хоть и относительно обособленной, но составной частью финансового права (9, с.4).
По единодушному мнению ведущих теоретиков-правоведов финансовое право выступает самостоятельной отраслью права со своим предметом и методом правового регулирования. В то же время финансовое право относится к специальной отрасли права, юридический режим которой базируется на режиме профилирующей отрасли. Представляется, что поскольку финансовые отношения имеют непосредственно управленческий характер и в своей основе охватываются методом административно-правового регулирования, то и финансовое право опирается на режим административного право. Однако юридический режим этих отраслей различен.
Принятие Налогового кодекса РФ привел к тому, что элементы налогового права получили свое институциональное развитие и сформировались в самостоятельные налогово-правовые институты, нашедшее свое четкое отражение в основном нормативном документе государства, посвященным налогообложению – Налоговом кодексе РФ. Все это позволяет говорить о том, что процесс эволюции права о налогах и сборах достиг наиболее высокой своей формы объединения правовых норм – подотрасли, которая в теории права выступает как сложное объединение норм, институтов и их образований по предметному признаку.
Данное положение вполне согласуется с тезисом, согласно которому появление новой сферы общественных отношений или усиление их значимости неизбежно влечет за собой создание новых структурных частей системы права. Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что качественное преобразование, реформирование и кодификация налогового законодательства, постепенное обособление налоговых отношений и усиления специфики налогово-правового метода регулирования привело к тому, что институт налогового права стал на современном этапе развитым правовым образованием, которое сформировалось в самостоятельную подотрасль финансового права.
Что касается уровня обособленности налогового права в системе финансового права, то здесь необходимо исходить из того, что практически все ученые-правоведы рассматривают налоговое право в качестве финансово-правового института, отмечая тем не менее, что это крупнейший раздел финансового права с перспективой дальнейшего развития. Кроме того, ряд ученых рассматривают налоговое право в качестве финансово-правового института, включая его в раздел финансового права, посвященный правовому регулированию государственных доходов (22, с.8).
Таким образом, налоговое право – подотрасль финансового права, со своей системой правовых норм (институтов), регулирующих общественные отношения по установлению, введению и взиманию налогов, а также отношения возникающие в процессе осуществления налогового контроля и привлечения виновных лиц к ответственности за совершения налогового правонарушения, путем императивного метода воздействия на соответствующих субъектов с элементами диспозитивности.
Заключение
В результате проведенной работы мы пришли к выводу о том, что актуальность проблемы исследования методологии налогового права в настоящее время является ключевой проблемой юридических наук.
Проделанная работа нам позволяет сделать вывод:
1. Проанализировав методологию налогового права, мы пришли к выводу, что на базе массива законодательных и подзаконных актов сложилось налоговое право как самостоятельная отрасль. В то же время в части широкой перспективы развития этой подотрасли финансового права. Поэтому любое «количественное» развитие налогового законодательства, с учетом изменения его качественных характеристик приводит к подотрасли налогового права.
2. Изучив особенности предмета налогового права, мы выяснили, что предметом налогового права выступают общественные отношения, носящие многоаспектный характер. Кроме того, это специфическая сфера социальных связей, присутствующих в обществе. Обусловленная она экономическим и публично-правовым содержанием налогов как основного источника образования государственных финансов через изъятие в виде обязательных платежей. Возникающие при этом отношения – налоговые отношения, и являются предметом правовой регламентации.
3. Рассмотрев особенности метода налогового права, мы пришли к выводу, что методы осуществления налоговой деятельности считаются важным составляющим элементом налогового права. Методы отражают качественную сторону налоговых отношений, так как позволяют судить о характере сочетания частных и публичных финансовых интересов.
Безусловно, мы осознаем, что не все поставленные задачи нами были решены глубоко и основательно. Однако, выполненное исследование способствует расширению научных предположений и подчеркивает значимость выявленной проблемы. Цель исследования – выполнена.
Список источников и литературы
1. Конституция Российской Федерации: офиц. текст. – М.: Маркетинг, 2001. – 39 с.
2. Налоговый кодекс РФ: [Федер. закон: принят Гос. Думой 1 дек. 2007 г.: по состоянию на 1 июля 2008 г.] – М.: Эксмо, 2008. – 832 с.
3. Акинин П.В. Налоги и налогообложение. – М.: Эксмо, 2008 – 256 с.
4. Александров И.М. Налоговые Системы России и зарубежных стран. М.:, 2002. – 224 с.
5. Владимиров Э.А. Элемент современной налоговой политики // Вестник Московского университета. ЮРИСТЪ, 2007. – №7. – С. 35-38.
6. Винницкий Д.В. Российское налоговое право. СПб, 2003. – 324 с.
7. Воронова Л.А. Налоговое право и налоговые правоотношения / Советское финансовое право: Учебник. – М.: Юрид. лит., 1997. – 252 с.
Информация о работе Формирование индивидуальных особенностей в предмете и методе налогового права