Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 13:38, контрольная работа
Сущность государственного налогового контроля.
Формы и методы государственного налогового контроля. Учёт налогоплательщиков.
Налоговые проверки.
Ответственность за совершение налоговых правонарушений.
Защита прав налогоплательщика.
1
Государственный налоговый контроль – это система мероприятий по проверке законности, целесообразности и эффективности действий по формированию денежных фондов государства в части налоговых доходов.
Налоговый контроль, как элемент управления налогообложением, является необходимым условием существования эффективной налоговой системы государства, так как обеспечивает обратную связь между налогоплательщиками и органами государственного управления.
С другой стороны, налоговый контроль, как завершающая стадия управления налогообложения, – это один из элементов методики планирования налоговых доходов бюджета. При этом, во-первых, сопоставляются потребности государства с уровнем налоговых поступлений в бюджеты, и проводится мониторинг налогового законодательства.
Задачами государственного налогового контроля являются:
Объектом государственного налогового контроля является вся совокупность налоговых отношений, в процессе которых образуются денежные фонды государства в части налоговых доходов.
Предметом налогового контроля в каждом конкретном случае могут выступать различные проявления налоговых отношений: законность, достоверность, своевременность, обоснованность, целесообразность и так далее.
Можно выделить следующие основные принципы государственного налогового контроля, которые одновременно являются критериями его эффективности:
законность; объективность; независимость; гласность; системность.
Субъектами государственного налогового контроля, то есть органами, осуществляющими налоговый контроль, являются:
Правоохранительные органы участвуют в проведении выездных налоговых проверок по запросу налоговых органов
Мероприятия налогового контроля осуществляются в отношении Фискально обязанных лиц, то есть физических и юридических лиц, которые, согласно НК РФ, признаются налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами.
Статья 31 НК РФ установила права налоговых органов
Самостоятельно ст.31.
Статьёй 32 НК РФ определены обязанности налоговых органов.
Самостоятельно ст.32.
Статья 33 НК РФ определила обязанности должностных лиц налоговых органов. Они обязаны:
НК РФ установил в обязанностях налоговых органов соблюдение налоговой тайны (статья 102). Налоговую тайну составляют любые сведения о налогоплательщике, за исключением следующих сведений:
Таможенные органы обладают правами и обязанностями налоговых органов в пределах своей компетенции.
2
Общее
условие осуществления
Можно выделить следующие основные формы налогового администрирования при осуществлении мероприятий налогового контроля:
Учёт налогоплательщиков является одной из обязанностей налоговых органов и налогоплательщика.
Постановка на учёт организаций и физических лиц, занимающихся предпринимательской или иной профессиональной деятельностью, осуществляется на основании заявления налогоплательщика не зависимо от наличия обстоятельств, с которыми НК РФ связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога или сбора.
Постановка на учёт
в налоговых органах физических
лиц, не осуществляющих предпринимательскую
или иную профессиональную деятельность,
осуществляется налоговым органом на
основе данных, поступающих от государственных
органов, осуществляющих регистрацию
места жительства, акты гражданского состояния,
учёт и регистрацию имущества и сделок
с ним. Обязанность этих государственных
органов, а также учреждений и организаций
– представлять данную информацию, установленную
статьёй 85 НК РФ.
Постановка на учёт и снятие с учёта осуществляется налоговым органом бесплатно. При этом каждому налогоплательщику присваивается идентификационный номер налогоплательщика (ИНН).
Для организации ИНН – это 10-значный цифровой код NNNNXXXXXC, где NNNN – код налогового органа, осуществившего постановку на учёт; XXXXX – собственно порядковый номер; C – контрольное число, которое рассчитывается по специальному алгоритму, установленному ФНС.
Для физических лиц ИНН – это 12-значный цифровой код NNNNXXXXXXCC. Значения те же.
В
связи с особенностями учёта
налогоплательщиков-
ИНН и КПП должны указываться налогоплательщиком во всех документах, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов.
НК РФ определяет место нахождения имущества налогоплательщика (то есть места постановки на учёт), в том числе:
Для учёта налогоплательщиков налоговый кодекс установил признаки обособленного подразделения организаций:
Учёт крупнейших налогоплательщиков осуществляется федеральной налоговой службой в специальном порядке.
Статьи 80, 81 НК РФ определяют общие условия представления налоговых деклараций и внесения в них изменений – самостоятельно (в том числе: что такое единая упрощённая декларация, форма подачи декларации, изменение декларации, уточнённая декларация).
3
НК РФ выделяет 2 вида налоговых проверок (с 1 января 2008 года):
В зависимости от объёма проведения проверки выделяют тематическую или комплексную проверку.
Проверки могут быть внезапные или плановые. При этом НК РФ не запрещает сообщать налогоплательщику о назначении выездной налоговой проверки.
Камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и других документов в течение 3-х месяцев со дня представления деклараций или другой отчётности.
Для проведения камеральной проверки специального решения руководителя налогового органа не требуется. Камеральная проверка – это текущая работа инспектора.
При выявлении ошибок в заполнении налоговой декларации и (или) противоречии между сведениями в разных формах отчётности об этом сообщается налогоплательщику с требованием в течение 5 дней представить необходимые пояснения и внести исправления.
При обнаружении факта налогового правонарушения инспектор оформляет акт камеральной проверки, который направляется налогоплательщику.
Схема
проведения проверки
– смотреть в распечатке.
Выездная налоговая проверка.
ВНП осуществляется по месту нахождения фискально обязанного лица. В исключительных случаях – по месту нахождения налогового органа (с 1 января 2007 года).
ВНП осуществляется на основании руководителя налогового органа либо его заместителя. Проверка может быть тематической или комплексной. В рамках проверки проверяется период, не превышающий трёх календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.
Не может быть проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период, за исключением назначения повторной проверки, которая может быть в следующих случаях:
ВНП может быть осуществлена в течение не более 2 месяцев, в исключительных случаях этот срок может быть продлён до 4 или 6 месяцев (по решению ФНС).
Временем проведения ВНП признаётся период с момента оформления решения о назначении проверки до дня составления справки.
В необходимых случаях ВНП может быть приостановлена на срок от 3 до 9 месяцев. Например, для: 1) получения сведений от иностранных государственных органов; 2) проведения экспертизы; 3) получения документов или информации от контрагентов налогоплательщика (встречная проверка); 4) перевода на русский язык документов, представленных на иностранном языке.
Приостановление ВНП допускается не более 1 раза по каждому лицу, у которого истребуются документы. Возобновление проведения проверки оформляется специальным решением руководителя налогового органа.