Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 00:55, курсовая работа
Имущественные налоги - это один из налогов налоговой системы Российской Федерации, который установлен федеральным законодательством.
Конституция Российской Федерации закрепляет обязанность налогоплательщиков платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ). Бюджетная система России, подразделенная на федеральный, региональный и местный уровень предусматривает следующие виды имущественных налогов: налог на имущество организаций, транспортный налог - (региональный бюджет); налог на имущество физических лиц, земельный налог - (местный уровень).
Особенность имущественных налогов состоит в том, что их объектом является имущество само по себе, а не как источник дохода.
Приоритетом налоговой политики РФ является создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе, в том числе за счет реформирования системы имущественного налогообложения. Это обуславливает актуальность выбранной темы.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное бюджетное учреждение
высшего профессионального образования
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»
Институт государственного управления и права
Кафедра государственного и муниципального управления
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Управление имуществом»
на тему: «Имущественные налоги в РФ»
Москва – 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Имущественные налоги - это один из налогов налоговой системы Российской Федерации, который установлен федеральным законодательством.
Конституция Российской Федерации закрепляет обязанность налогоплательщиков платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ). Бюджетная система России, подразделенная на федеральный, региональный и местный уровень предусматривает следующие виды имущественных налогов: налог на имущество организаций, транспортный налог - (региональный бюджет); налог на имущество физических лиц, земельный налог - (местный уровень).
Особенность имущественных налогов состоит в том, что их объектом является имущество само по себе, а не как источник дохода.
Приоритетом налоговой политики РФ является создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе, в том числе за счет реформирования системы имущественного налогообложения. Это обуславливает актуальность выбранной темы.
Объектом исследования является комплекс теоретических и практических проблем, связанных с раскрытием природы налога на имущество и порядка имущественного налогообложения в свете действующего налогового законодательства.
Предмет исследования - нормы Налогового кодекса Российской Федерации и федерального закона «О налогах на имущество физических лиц».
Цели исследования - теоретическое и практическое рассмотрение имущественного налогообложения, выявление перспектив и путей дальнейшего развития такого налогообложения.
В первой главе выявлены сущность и значение имущественных налогов.
Вторая глава посвящена
особенностям порядка расчета и
уплаты налога в бюджет и анализу
поступлений имущественных
В третьей главе исследованы перспективы и дальнейшее развитие налога на имущество.
характеристика имущественных налогов
В России институт имущественного налогообложения получил свое основное развитие в середине XIX века. Начиная с 1863 года с мещан, вместо подушной подати, стал взиматься налог с городских строений. С 1867 года к подушной подати присоединены два других сбора, которые взимались по подушной системе: государственные земские и общественные сборы.
Земские (местные) сборы были установлены как государственные, так и общие губернские и частные. Они функционировали наравне с государственными прямыми налогами. Земским учреждениям предоставлялось право определять сборы с земли, фабрик, заводов, торговых заведений. Был установлен налог на доходы с ценных бумаг, квартирный налог, сбор с проезда по шоссе.
В 1898 году Николай II утвердил Положение о Государственном промысловом налоге. Основной промысловый налог состоял из налога с торговых заведений и складских помещений, налога с промышленных предприятий и налога со свидетельств на ярмарочную торговлю. Дополнительный промысловый налог по размеру превосходил основной и зависел от размера основного капитала, прибыли предприятия и от характера предприятия - являлось ли оно гильдейским или акционерным обществом. Также действовали в царской России и поимущественные налоги с граждан (например, квартирный налог, налог с наследства).
В результате революций 1917 года произошло изменение политической и государственной власти в России. В связи с национализацией земель был отменен поземельный налог, а также земские и мирские сборы.
Дальнейшие преобразования в налоговой системе произошли к концу 1922 года, когда ее построение принципиально было закончено. В 1930-1932 гг. в СССР была проведена кардинальная налоговая реформа (постановление ЦИК и СНК СССР от 2 сентября 1930 года).
В сущности, говорить о налогообложении,
и конкретно имущественном
К началу реформ середины 1980-х гг. более чем 90% государственного бюджета Советского Союза, как и его отдельных республик, формировалось за счет поступлений от народного хозяйства. Налоги с населения (прямые) занимали незначительный удельный вес, примерно 7-8% всех поступлений в бюджет.
Уже в конце ХХ века в Российской Федерации стали происходить кардинальные изменения в системе налогообложения предприятий. В 1998 году была принята первая часть Налогового кодекса Российской Федерации, а в 2000 году - вторая.
В Налоговом кодексе РФ (п. 1 ст. 8) под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.
Имущественный налог - это налог, устанавливаемый на имущество частных лиц (физических лиц) или организаций. В отличие от подоходного налога налог на имущество взимается не с дохода, а с имущества. Имущественные налоги являются прямыми. Они вносятся в бюджет в обязательном и первоочередном порядке.
На сегодняшний день в Российской Федерации действуют 4 имущественных налога:
Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах.
При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, льготы, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены НК РФ. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ.
Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.
Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.
При установлении местных
налогов представительными
Налог на имущество организаций и транспортный налог относятся к региональным налогам. Земельный налог и налог на имущество физических лиц являются местными налогами.
Преимущество имущественных налогов заключается в высокой степени стабильности налогооблагаемой базы: такие налоги менее всего подвержены колебаниям в течение налогооблагаемого периода, что позволяет рассматривать их в качестве стабильных доходных источников бюджетов соответствующих уровней.
Во многих странах действует развитая система имущественного обложения на местном уровне, охватывающая как собственно имущество, так и его движения в форме продажи, наследования и дарения. О роли имущественных налогов говорит тот факт, что в отдельных странах их доля в общих налоговых поступлениях достигает 13% (Великобритания, Япония, США), а на местном уровне - до 100% (Великобритания).
Имущественные налоги значительно в меньшей степени, чем ресурсные или налоги на прибыль и НДС, зависят от мировой конъюнктуры цен на углеводородное сырье и от финансового состояния организаций, а потому являются наиболее устойчивым источником доходов для бюджета.
Имущественных налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2011 году поступило 678,0 млрд. рублей. Налога на имущество физических лиц в 2011 году поступило 4,9 млрд. рублей, или в 3,2 раза меньше, чем в 2010 году.
Налога на имущество организаций в 2011 году поступило 467,5 млрд. рублей (69% общей суммы поступлений имущественных налогов), или на 10,9% больше, чем в 2010 году.
Транспортного налога в 2011 году поступило 83,2 млрд. рублей (12% общей суммы поступлений имущественных налогов), что на 10,0% больше, чем в 2010 году.
Поступления земельного налога в 2011 году составили 122,2 млрд. рублей (18% всех поступлений имущественных налогов) и выросли относительно 2010 года на 5,9%.
В консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации в 2011 году поступления составили 5 239,1 млрд. рублей, что на 16,7% больше, чем в 2010 году.
Таким образом, налоги являются основным источником формирования доходной части бюджета РФ. И не последнюю роль в этом играют налоги на имущество.
Налог на имущество выполняет не только фискальную роль, пополняя доходную базу бюджетов соответствующих уровней, но и воздействует на формирование структуры личной собственности граждан. Повышение или снижение ставок налога на имущество, предоставление различного рода льгот позволяет уменьшить имущественную дифференциацию населения. Соотношение фискального и регулирующего назначения изменяется в зависимости от задач, которые стоят перед обществом на определенных этапах социально-экономического развития.
Дальнейшая концепция
имущественных налогов
Анализ элементов
В первой главе были рассмотрены общие положения касательно имущественных налогов, их преимущества, порядок ввода в действие и отмены для региональных и местных налогов, полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Также были проанализированы структура имущественных налогов, их вклад в бюджеты соответствующих уровней в 2011 году.
Для выявления проблем, существующих на сегодняшний день в имущественном налогообложении, необходимо детально проанализировать каждый из имущественных налогов по элементам налогообложения. Для удобства анализа данные по каждому налогу целесообразно представить в виде таблиц.
Таблица 1. Транспортный налог
Элемент налога |
Характеристика | |
Налогоплательщики |
Лица, на которых зарегистрированы
транспортные средства, признаваемые
объектом налогообложения. Не признаются налогоплательщиками (пункт действует до 1 января 2017г.):
| |
Юридические лица (организации) |
Физические лица | |
Объект налогообложения |
Объектом налогообложения
признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры,
автобусы и другие самоходные машины
и механизмы на пневматическом и
гусеничном ходу, самолеты, вертолеты,
теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки,
гидроциклы, несамоходные (буксируемые
суда) и другие водные и воздушные транспортные
средства, зарегистрированные в соответствии
с законодательством РФ. | |
Налоговая база |
Налоговая база определяется:
Налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству, указанному в пунктах 1-3. В отношении транспортных средств, указанных в пункте 4 налоговая база определяется отдельно. | |
Налоговый (отчетный) период |
Налоговый период: календарный год. | |
Налоговые ставки |
Налоговые ставки устанавливаются
законами субъектов РФ в зависимости
от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой
вместимости транспортных средств, категории
транспортных средств или единицу транспортного
средства в следующих
размерах. Количество лет, прошедших с года выпуска, определяется по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах с года, следующего за годом выпуска транспортного средства. | |
Исчисление налога и авансовых платежей |
Сумма налога, подлежащая
уплате в бюджет по итогам года, исчисляется в отношении каждого транспортного
средства как произведение налоговой
базы и налоговой ставки. | |
Организации, исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа самостоятельно. Сумма налога к уплате
= исчисленная сумма налога минус авансовые платежи по налогу, уплаченными
в течение налогового периода. |
Сумма налога, подлежащая уплате физическими лицами, исчисляется налоговыми органами. | |
Уплата налога и отчетность |
Уплата налога и авансовых платежей производится в бюджет по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов РФ. | |
В течение налогового
периода организации уплачивают
авансовые платежи по налогу, если
законами субъектов РФ не предусмотрено
иное. По истечении налогового периода уплачивают сумму
налога. Налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков. |
Физические лица, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за 3 налоговых периода, предшествующих календарному году направления. Срок уплаты налога не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом. (пункт введен ФЗ от 27.07.2010 N 229-ФЗ) |