Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 09:01, курсовая работа
Уменьшение налогов необходимо рассматривать как двойственное явление. Тяжесть налогового бремени, наличие достаточно широкого спектра способов и форм налогового контроля со стороны государства, приводит к тому, что налогоплательщик любыми способами, в том числе и незаконными, стремится сэкономить на налогах, а деятельность исполнительных органов государства, в свою очередь, направлена, прежде всего, на выявление таких случаев "налоговой экономии".
Таким образом, если длительность и единообразность применения закона определяет модель поведения граждан по отношению к нему, которая чаще всего тяготеет к соблюдению данного закона, то непостоянство, отсутствие общности и беспристрастности налогового закона, наоборот, вызывает у граждан неуважение к нему, и, как следствие, влечет его нарушение в виде уклонения от уплаты налогов.
Однако моральные причины порождаются не только существом и характером налоговых законов, но еще и налоговой системой в целом. В случае непосильного "налогового гнета", когда налогоплательщик фактически "работает на государство" и отдает ему львиную часть своих доходов, у него рождается чувство подавления его государством. Как ответная реакция на такое подавление выступает уклонение от уплаты налогов.
Необходимо отметить, что некоторыми учеными моральные (нравственно-психологические) причины ставятся на первое место среди остальных причин, таких как экономические или политические. Так, по словам И.И. Кучерова основной причиной налоговой преступности являются нравственно-психологическое состояние налогоплательщиков, характеризующееся негативным отношением к налоговой системе, низким уровнем правовой культуры, а также корыстной мотивацией.
Политические причины
Налоги, как инструмент социальной политики, используются довольно часто и проявляются в том, что класс, стоящий у власти, использует их для подавления другого класса - не властвующего. Уклонение от уплаты налогов выступает здесь как форма сопротивления такому подавлению.
Как инструмент экономической политики, налоги проявляются в том, что государство повышает налоги на некоторые отрасли производства с целью уменьшить удельный вес данных отраслей экономики и понижает налоги для других отраслей, более перспективных или слаборазвитых и более полезных для их быстрейшего развития. В такой ситуации предприятия тех отраслей, налоги для которых повышены, стараются уклониться от уплаты налогов, причем, главной целью такого уклонения являются не только корыстные интересы, но и стремление сохранить предприятия и отрасль в целом на прежнем уровне.
Экономические причины вызывают стремление налогоплательщика к уклонению от уплаты налогов также достаточно часто. Экономические причины можно разделить на два вида: причины, которые зависят от финансового состояния налогоплательщика и причины, порожденные общей экономической конъюнктурой.
Финансовое положение
Если финансовое состояние налогоплательщика стабильно, то он не встанет на путь уклонения от налогообложения, чтобы не подорвать свой авторитет и репутацию своего бизнеса. Однако, если же финансовое состояние его нестабильно или он находится на грани банкротства, и неуплата налогов является единственным средством "остаться на плаву", то предприниматель, практически не задумываясь, встанет на путь уклонения. Оправданием ему здесь будет стремление сохранить свое дело.
Экономические причины, порожденные общей экономической конъюнктурой, проявляются в периоды экономических кризисов в государстве, или, наоборот, в периоды расцвета экономики и расширения международного сотрудничества.
В периоды экономических
Парадокс, но в периоды процветания экономики, в периоды расширения международного сотрудничества, связей, торговли, уклонение от уплаты налогов также может процветать. Как правило, налоговый контроль ограничивается территорией соответствующего государства и не выходит за границы страны, поэтому создается благоприятная обстановка для сокрытия предпринимателями своих доходов за границей благодаря свободному движению капитала.
Технико-юридические причины (причины,
вызванные несовершенством
Кроме того, необходимо отметить, что само налоговое законодательство зачастую дает предпринимателю все возможности для поиска путей снижения налоговых выплат. В частности это обусловлено:
- наличием в законодательстве
налоговых льгот, что
- наличием различных ставок
налогообложения, что также
- наличием различных источников отнесения расходов и затрат: вычеты, возмещение, увеличение стоимости имущества, прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия. Данное обстоятельство непосредственно влияет на расчет налогооблагаемой базы и соответственно размер налога;
- наличием пробелов в налоговых
законах, объясняемых
- нечеткостью и "
Так, в соответствии с п. 6 ст. 3 Налогового кодекса РФ "акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить". Согласно п. 7 указанной статьи "все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов)". При появлении у налогоплательщика таких "неустранимых сомнений", "противоречий" и "неясности", он может выбирать наиболее удобную для себя трактовку налоговой нормы.
Фактически данные нормы провозгласили новый принцип налогообложения - принцип презумпции правоты плательщика налогов. Презумпция правоты налогоплательщика в тех случаях, когда сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах неустранимы, направлена на обеспечение дополнительной защиты прав налогоплательщика и гарантирует, в первую очередь, защиту прав собственности.
В условиях неразвитого налогового законодательства недостатки и пробелы в законах заполнялись ведомственными нормативными актами, которые посредством необоснованно расширительного толкования закона приводили к постоянному увеличению налоговых обязанностей налогоплательщиков. К сожалению, даже принятие Налогового кодекса РФ не может устранить противоречия, коллизии, пробелы и другие недостатки в правовом регулировании налоговых отношений. Однако благодаря действию нормы, содержащейся в п. 7 ст. 3 Кодекса, противоречия и неясности в законодательстве о налогах и сборах не могут устраняться налоговыми, судебными и другими органами в пользу государственной казны, как это неоднократно имело место ранее. До тех пор, пока законодателем не будут внесены соответствующие изменения или дополнения, все сомнения, противоречия и неясности должны толковаться в пользу налогоплательщика.
Пункт 7 ст. 3 Налогового кодекса может
непосредственно применяться
В заключении, необходимо отметить, что предприниматель может встать на путь уклонения от уплаты налогов не только по одной из перечисленных выше причин, а как это чаще всего бывает, сразу из-за нескольких. То есть, указанные причины не являются взаимоисключающими и, образуя определенную совокупность, иногда заставляют уклоняться от налогов даже законопослушных граждан.
1.4 Виды уменьшения налогов.
Уклонение от уплаты налогов и налоговая
оптимизация
Конкретные способы уменьшения налогов, представляют собой непосредственные методы и действия налогоплательщика по налоговой минимизации. Они достаточно многочисленны и основываются на многих факторах в зависимости от того, о каком налоге идет речь.
Однако принципиально все
По словам английского историка и теоретика по вопросам налогообложения Сирила Норткота Паркинсона: "Невозможно увильнуть от налогов. От них можно уклониться законным или незаконным способом. Оба способа так же стары, как и сама налоговая система".
Главное же отличие между этими видами налоговой минимизации - нарушены или не нарушены налогоплательщиком нормы Закона в его стремлении, так или иначе, снизить размер налоговых платежей. В связи с этим можно выделить: незаконное уклонение от уплаты налогов и легальное снижение налоговых выплат, или еще иначе - правомерное уменьшение налогов.
Схематически все способы
┌─────────────────────────────
│Способы уменьшения налоговых платежей│
└─┬───────────────────────┬───
│ ▼
┌──────────────┐ │ ┌───────┴───┐ ┌─────────────┐
│Уклонение от ├◄──┘ │Налоговая ├─────────►┤Перспективная│
│уплаты налогов│ ┌──┤оптимизация├───────┐ └─────────────┘
└────┬─────┬───┘
│ │ │ │ │ │ └─►┤Текущая│
│ └──────┐ │ │ │ └───────┐ └───────┘
│ │ │ │ └───────┐ └────────┐
▼ ▼ ▼ ▼ ▼ ▼
┌────┴─────┐ ┌────┴────┐ ┌───┴─────┐ ┌┴──────┐ ┌─┴───────┐ ┌─┴───────┐
│Криминаль-│ │Некрими- │ │Разработ-│ │Оптими-│ │Специаль-│ │Примене- │
│ное укло-│ │нальное │ │ка прика-│ │зация │ │ные мето-│ │ние льгот│
│нение от│ │уклонение│ │за об│ │через │ │ды нало-│ │и осво-│
│уплаты │ │от уплаты│ │учетной │ │договор│ │говой оп-│ │бождений,│
│(ст. 194, │ │(гл. 16 │ │налоговой│ └───────┘ │тимизации│ │прямо │
│198, 199│ │ч. 1 НК│ │политике │ ├┬─┬──┬──┬┘ │предус- │
│УК РФ │ │РФ │ └─────────┘ ││ │ │ │ │мотренных│
└──────────┘ └─────────┘
┌─────────┼─────────────────┘
│ │ ┌────────┘ │ └───────┐
▼ ▼ ▼ ▼ ▼
┌────┴───┐ ┌───┴───┐ ┌─────┴──┐ ┌──────┴────┐ ┌───┴───┐
│Метод │ │Метод │ │Метод │ │Метод пря-│ │Метод │
│отсрочки│ │замены │ │разделе-
│налого- │ │отноше-│ │ния от-│ │щения объ-│ └───────┘
│вого │ │ний │ │ношений │ │екта налога│
│платежа │ └───────┘ └────────
└────────┘
Рассмотрим указанные элементы подробнее.
1-я категория способов налоговой минимизации
2. Незаконное уменьшение налогов
или уклонение
от уплаты налогов
В эту категорию входят способы,
при которых экономический
Информация о работе Исследование законных и незаконных способов ухода от налогообложения