Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 06:19, контрольная работа
К основным (базовым) принципам налогового права относят:
- принцип законности налогообложения;
- принцип всеобщности и равенства налогообложения;
- принцип справедливости налогообложения;
- принцип взимания налогов в публичных целях;
- принцип установления налогов и сборов в должной правовой процедуре;
- принцип экономического основания налогов (сборов);
1. Принципы налогового права…………………………………………3
2. Подзаконные нормативные правовые акты по вопросам налогообложения……………………………………………………………………4
3. Система налогов и сборов РФ………………………………………..6
4. Местные налоги и сборы – основные понятия, порядок регулирования, перечень налогов…………………………………………………13
5. Налоговые органы РФ как участники налоговых правоотношений……………………………………………………………………21
6. Правовая обязанность налогоплательщика и основные элементы налога……………………………………………………………..…………………25
7. Административные правонарушения в сфере налогообложения…29
8. Этапы налогового планирования……………………
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ: ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАЛОГООБЛАЖЕНИЯ
Выполнил:
студентка 3 курса гр. Ю-49
Хумбун А.А.
Новосибирск - 2012г.
1. Принципы налогового права…………………………………………3
2. Подзаконные нормативные правовые акты по вопросам налогообложения………………………………………
3. Система налогов и сборов РФ………………………………………..6
4. Местные налоги и сборы – основные понятия, порядок регулирования, перечень налогов…………………………………………………13
5. Налоговые органы РФ как участники налоговых правоотношений…………………………………………
6. Правовая обязанность налогоплательщика и основные элементы налога…………………………………………………………….
7. Административные правонарушения в сфере налогообложения…29
8. Этапы налогового планирования…………………………………….31
1. Принципы налогового права
В юридической науке под принципами принято понимать закрепленные в действующем законодательстве основополагающие руководящие начала и идеи, выражающие сущность норм данной отрасли права и главные направления государственной политики в области правового регулирования соответствующих общественных отношений.
Принципы налогового права представляют собой систему координат, в рамках которой оно развивается, и, одновременно, вектор, определяющий направление развития данной отрасли, что особенно актуально для налогового права в целом в условиях продолжающейся налоговой реформы. В условиях, когда еще окончательно не выработана общепринятая концепция построения и развития налоговой системы РФ, не определены на государственном уровне ориентиры налоговой политики страны, принципы налогового права становятся ценностными ориентирами, вектором развития такого сложного социальноэкономического феномена как налоговая система.
Принципы налогового права -это основополагающие и руководящие идеи, ведущие положения, определяющие начала налогового права. Эти общие начала находят свое выражение непосредственно в нормах налогового права.
В соответствии с положениями ч. 3 ст. 75 Конституции РФ общие принципы налогообложения и сборов должны быть установлены федеральным законом.
В 1997 году в постановлении по одному из дел о проверке конституционности актов законодательства о налогах и сборах Конституционный Суд РФ отметил, что "общие принципы налогообложения и сборов относятся к основным гарантиям, установление которых федеральным законом обеспечивает реализацию и соблюдение основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, принципов федерализма в Российской Федерации".
Принципы налогового права включают в себя и общие принципы налогообложения (как экономические, так и юридические). Но не все экономические принципы реализованы в законодательстве. Например, в настоящее время не нашли своего закрепления в НК РФ принцип экономической эффективности налогообложения и связанный с ним принцип рентабельности налоговых мероприятий, содержание которых заключается в том, что бюджетные поступления от отдельного вида налогов не должны превышать затраты на его введение и сбор. Как отмечается экономистами, сегодня названному принципу не отвечают такие налоги, как налог на имущество физических лиц и налог на наследование или дарение.
Принципы налогового права делятся на два вида:
социально-правовые (как правило, имеют общеправовое значение);
специально-правовые принципы. К социально-правовым принципам относят присущие и другим отраслям права принципы: законности, гуманизма, демократизма, равенства. Специально-правовые принципы (в литературе их именуют так же отраслевыми принципами) определяют специфику налогового права. В отдельных случаях в литературе выделяются экономические принципы налогообложения, принципы налогового права и
принципы организации налоговой системы. Однако при этом следует учитывать, что важнейшие для юридической науки экономические принципы налогообложения (например, принцип экономического основания налогообложения) и организационные принципы налоговой системы (например, принцип ее единства) являются и принципами налогового права.
К основным (базовым) принципам налогового права относят:
- принцип законности налогообложения;
- принцип всеобщности и равенства налогообложения;
- принцип справедливости налогообложения;
- принцип взимания налогов в публичных целях;
- принцип установления налогов и сборов в должной правовой процедуре;
- принцип экономического основания налогов (сборов);
- принцип презумпции толкования в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах;
- принцип определенности налоговой обязанности;
- принцип единства экономического пространства РФ и единства налоговой политики;
- принцип единства системы налогов и сборов и др.
2. Подзаконные нормативные правовые акты по вопросам налогообложения
Подзаконные нормативные правовые акты по вопросам налогообложения как источник налогового права
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, исполнительные органы местного
самоуправления и органы государственных внебюджетных фондов в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.
Согласно Конституции РФ в состав "законодательства РФ" подзаконные акты не входят. Соответственно НК РФ также не включает подзаконные нормативные акты в состав законодательства РФ о налогах и сборах.
Подзаконные нормативные правовые акты, содержащие нормы налогового права, делятся на две группы:
- акты органов общей компетенции;
- акты органов специальной компетенции.
К актам органов общей компетенции относятся:
- указы Президента РФ;
- постановления Правительства РФ;
- подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, принятые органами исполнительной власти субъектов РФ;
- подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, принятые исполнительными органами местного самоуправления.
Указы Президента РФ, которые не должны противоречить Конституции РФ и налоговому законодательству, имеют приоритетное значение по отношению к другим подзаконным актам.
Указы Президента могут приниматься по любому вопросу, входящему в компетенцию Президента РФ (ст. 90 Конституции РФ), в т. ч. по вопросам, составляющим предмет налогового права. Исключение составляют случаи, когда отношения, связанные с налогообложением и сборами в соответствии с НК РФ могут быть урегулированы только законом.
Начиная с 1991 года, Президентом РФ принято огромное количество указов по вопросам налогообложения. С принятием части первой НК РФ принятые до ее введения указы по вопросам налогообложения, противоречащие НК РФ, в соответствии с Указом Президента РФ "О приведении актов Президента РФ в соответствие с частью первой Налогового
кодекса РФ" от 03.08.99 № 977 были признаны утратившими силу. К действующим актам этой группы относятся:
• Указ Президента РФ "Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины" от 08.05.96 № 685;
• Указ Президента РФ "О Министерстве РФ по налогам и сборам" от 23.12.98 № 1635 (в ред. от 09.08.2000) и др. Правительство РФ обеспечивает проведение в России единой финансовой и налоговой политики. Постановления Правительства РФ принимаются на основании и во исполнение нормативных правовых актов, имеющих высшую по сравнению с ними юридическую силу.
В предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях Правительство РФ вправе издавать подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. В частности, Правительство РФ вправе издавать акты, в которых могут устанавливаться:
ставки федеральных налогов в случаях, указанных в НК РФ, в порядке и в пределах, определенных НК РФ (п. 1 ст. 53 НК РФ);
порядок списания безнадежных недоимок по федеральным налогам и сборам (п. 1 ст. 59 НК РФ); перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер (п. 2 ст. 64 НК РФ); порядок ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков (п. 8 ст. 84 НК РФ); порядок и размеры выплат, причитающихся свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым (п. 4 ст. 131 НК РФ).
Пример актов этой группы:
Постановление Правительства РФ "О перечнях сезонных отраслей и видов деятельности, применяемых для целей налогообложения" от 06.04.99 № 382 (в ред. от 04.09.2001);
Постановление Правительства РФ "О порядке ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков" от 10.03.99 № 266.
Подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, принятые органами исполнительной власти субъектов РФ, не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.
Подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, принятые исполнительными органами местного самоуправления, также не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.
К актам органов специальной компетенции относятся ведомственные подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами органов специальной компетенции, издание которых прямо предусмотрено НК РФ, издаваемые: Министерством РФ по налогам и сборам; Министерством финансов РФ; Государственным таможенным комитетом РФ; органами государственных внебюджетных фондов; другими органами государственной власти.
Например, ведомственными нормативными правовыми актами Министерства РФ по налогам и сборам утверждаются следующие
требования об уплате налога (п. 5 ст. 69 НК РФ); налоговых уведомлений (ст. 52 НК РФ); налоговых деклараций и инструкции по их заполнению, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах, формы расчетов по налогам и сборам (п. 3 ст. 31, п. 3 ст. 80 НК РФ); имеющие особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков и особенности учета иностранных организаций (п. 1 ст. 83, п. 1 ст. 84 НК РФ); заявления и свидетельства о постановке налогоплательщика на учет, порядок и условия присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика (ст. 84 НК РФ); решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки (ст. 89 НК РФ); требования к составлению акта налоговой проверки (п. 3 ст. 100 НК РФ); акта, составленного должностным лицом налогового органа при обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства о налогах и сборах лицами, не являющимися налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами, и требование к его составлению (п. 3 ст. 101.1 НК РФ).
3. Система налогов и сборов в Российской Федерации
Статья 12. Виды налогов и сборов в Российской Федерации. Полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований по установлению налогов и сборов
Комментируемая статья устанавливает виды налогов в Российской Федерации. К ним относятся: федеральные, региональные и местные.
Федеральными признаются налоги и сборы, установленные НК РФ (статья 13 НК РФ). Федеральные налоги и сборы можно устанавливать и вводить только при внесении изменений в НК РФ. Федеральный законодатель, устанавливая федеральные налоги и сборы, обязан определить не только их перечень, но и все элементы налоговых обязательств.
Применительно к налогам субъектов Российской Федерации, с учетом конституционных положений, законно установленными считаются те налоги, которые вводятся законодательными органами субъектов Российской Федерации в соответствии с общими принципами налогообложения и сборов, определенными федеральным законом.
Перечень региональных налогов и сборов установлен статьей 14 НК РФ. Региональными признаются налоги и сборы, которые устанавливаются только в соответствии с нормами НК РФ и обязательны к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации всеми плательщиками налогов и сборов.
Местные налоги (статья 15 НК РФ) устанавливаются и вводятся нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.
Региональные и местные власти, издавая соответствующие законы должны придерживаться рамок НК РФ в части порядка и сроков уплаты налогов. Это же касается и налоговых льгот - региональные и местные власти смогут их устанавливать в пределах и порядке, определенном НК РФ.
Кроме того, власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований не вправе определять круг налогоплательщиков и формы налоговой отчетности по установленным ими налогам - это стало прерогативой федерального законодателя. В связи с этим у налогоплательщиков всех регионов будут единообразные налоговые декларации.
В комментируемой статье уточнен юридический статус актов субъектов Российской Федерации о налогах - это могут быть только законы.
О полномочиях местных властей по введению новых налогов.
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения:
- в поселениях - относятся: установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения;
- в муниципальных районах - относятся: установление, изменение и отмена местных налогов и сборов муниципального района; органы местного самоуправления муниципального района обладают всеми полномочиями органов местного самоуправления поселения на межселенных территориях и в сельских населенных пунктах, в том числе полномочиями органов местного самоуправления поселения по установлению, изменению и отмене местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
Информация о работе Контрольная работа по "Правовые проблемы налогообложении"