Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 18:29, реферат
Современное государство является государством налоговым, т. е. оно устанавливает режим налогообложения для различных субъектов права и стремится обеспечить правопорядок в данной сфере, используя при этом соответствующую систему контроля. Но современное государство должно быть и правовым государством. Если установленные законодателем правовые нормы игнорируются либо исполняются ненадлежащим образом, то государство (в лице его специальных органов и должностных лиц) вправе применить к нарушителям меры принуждения.
С развитием рыночных отношений в Российской Федерации формируется новая система налогообложения. Принятые в течение последних пяти лет законодательные и иные нормативные акты о налогообложении устанавливают не только систему налогов в Российской Федерации, порядок их исчисления и уплаты, но и меры контроля за соблюдением норм налогового законодательства. Созданы и функционируют контрольно-надзорные органы, призванные обеспечить режим законности в налоговой сфере. Для этого им предоставлены конкретные контрольные полномочия, в т. ч. и право осуществления мер налогового принуждения, применения к налогоплательщикам — юридическим и физическим лицам мер юридической ответственности за нарушение налогового законодательства.
Принуждение в сфере применения и исполнения налогового законодательства
1. Принуждение
в сфере применения и
а) Общие вопросы
Современное государство
является государством налоговым, т. е.
оно устанавливает режим
С развитием рыночных отношений в Российской Федерации формируется новая система налогообложения. Принятые в течение последних пяти лет законодательные и иные нормативные акты о налогообложении устанавливают не только систему налогов в Российской Федерации, порядок их исчисления и уплаты, но и меры контроля за соблюдением норм налогового законодательства. Созданы и функционируют контрольно-надзорные органы, призванные обеспечить режим законности в налоговой сфере. Для этого им предоставлены конкретные контрольные полномочия, в т. ч. и право осуществления мер налогового принуждения, применения к налогоплательщикам — юридическим и физическим лицам мер юридической ответственности за нарушение налогового законодательства.
В настоящее время сформировался правовой институт — иксташпут государственного принуждения в налоговой сфере (институт налогового принуждения). Однако каждодневная практика применения налоговых правовых норм показывает, что в данной сфере существуют определенные проблемы, требующие дальнейшего анализа и разрешения: нечеткость конструирования и определения многих новых составов налоговых нарушений, за которые применяются меры финансовой ответственности; противоречивость процедуры применения финансовых санкций и др.
Контроль за
правильностью и
ции” от 21 марта 1991 г.1 (в ред. Законов Российской Федерации от 24 июня, 2 июля 1992 г. и 25 февраля 1993 г.) и иными законодательными актами (ст. 24 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” от 27 декабря 1991 г.2) в ред. Законов Российской Федерации от 16 июля, 22 декабря 1992 г., 21 мая 1993 г. и 24 июня 1994 г.
Одним из часто встречающихся проявлений контроля в сфере налогообложение, с целью соблюдения налогового законодательства, обеспечения правильного исчисления, полноты и своевременности внесения налогов в бюджет является предоставленное налоговым органам право производить в министерствах и ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях, основанных на любых формах собственности, включая предприятия с иностранными инвестициями, проверки денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, планов, смет, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет. Должностные лица государственных налоговых органов вправе получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну, определяемую в установленном законодательством порядке.
Действующее законодательство Российской Федерации предусматривает право налоговых органов по результатам проверок применить к налогоплательщикам — физическим и юридическим лицам меры государственного принуждения.
Принуждение в
сфере налогообложения3 — это
система установленных
Налоговое принуждение в значительной мере осуществляется в административном порядке.
Меры принуждения, которые применяются в сфере налогообложения, имеют следующие специфические признаки:
1) распространяются как на юридических, так и физических лиц;
2) осуществляются
для обеспечения режима
3) механизм правового регулирования налогового принуждения, который устанавливает основания и порядок применения финансовых санкций, административно-принудительных мер воздействия и мер уголовного наказания, определяется финансовым, административным, уголовным законодательством;
4) внесудебное,
как правило, применение мер
налогового принуждения.
5) система мер
налогового принуждения
6) налоговое
принуждение имеет основной
7) порядок применения
налогового принуждения
8) специфический
(упрощенный) порядок применения
мер налогового принуждения —
это порядок оперативного
9) при применении
мер налогового принуждения
В Российской Федерации образованы и действуют государственные органы, которые реализуют функции налогового принуждения: Государственная налоговая служба, федеральное казначейство, федеральные органы налоговой полиции. Например, федеральные органы налоговой полиции являются правоохранительными органами и составной частью сил обеспечения экономической безопасности Российской Федерации. За-дачами федеральных органов налоговой полиции являются:
— выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений. О выявленных при этом других экономических преступлениях органы налоговой полиции обязаны проинформировать соответствующие правоохранительные органы;
— обеспечение безопасности деятельности государственных налоговых инспекций, защиты их сотрудников от противоправных посягательств при исполнении служебных обязанностей;
— предупреждение, выявление и пресечение коррупции в налоговых органах.
Федеральные органы
налоговой полиции в
принимать, регистрировать заявления, сообщения и иную информацию о налоговых преступлениях и нарушениях и осуществлять в установленном законом порядке их проверку5.
В сфере налогообложения
могут осуществляться предупредительные,
пресекательные меры, а также меры
ответственности нарушителей
б) Предупредительные меры
Предупредительные меры применяются государственными органами с целью предупреждения правонарушений в сфере налогообложения и контроля за правильностью внесения налогоплательщиками соответствующих платежей в бюджет и во внебюджетные фонды.
Система предупредительных мер:
1) налоговые органы вправе получать от налогоплательщиков (предприятий, учреждений, организаций, банков, иных финансово-кредитных учреждений), а также от граждан справки, документы и копии с них, касающиеся хозяйственной деятельности налогоплательщика и необходимые для правильного исчисления налогообложения;
2) осуществляя
свои полномочия, должностные лица
налоговых органов вправе с
соблюдением соответствующих
3) проведение
в соответствии с
4) осуществление органами налоговой полиции в необходимых случаях проверки налогоплательщиков (в том числе контрольные) после проверок, проведенных должностными лицами органов Государственной налоговой службы Российской Федерации, в полном объеме с составлением актов по результатам этих проверок. Утверждение актов проверок и применение соответствующих санкций осуществляются начальником органа налоговой полиции или его заместителем.
Органы казначейства имеют право производить в министерствах, ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях, в банках и иных финансово-кредитных учреждениях любых форм собственности, включая совместные предприятия, проверки денежных документов, регистров бухгалтерского учета, отчетов, планов, смет и иных документов, связанных с зачислением, перечислением и использованием средств республиканского бюджета Российской Федерации, и требовать у них справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках;
они вправе получать от банков, иных финансово-кредитных учреждений справки о состоянии счетов предприятий, учреждений и организаций, использующих средства республиканского бюджета Российской Федерации, государственных (федеральных) внебюджетных фондов, а также внебюджетные (федеральные) средства;
5) проверка у
граждан и должностных лиц
документов, удостоверяющих личность,
если имеются достаточные
6) право вызывать
с целью получения объяснений,
справок, сведений граждан
7) получать безвозмездно
от министерств, ведомств, а также
предприятий, учреждений и
Информация о работе Меры предупреждения, пресечения и ответственности в налоговой сфере