Меры предупреждения, пресечения и ответственности в налоговой сфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 18:29, реферат

Описание

Современное государство является государством налоговым, т. е. оно устанавливает режим налогообложения для различных субъектов права и стремится обеспечить правопорядок в данной сфере, используя при этом соответствующую систему контроля. Но современное государство должно быть и правовым государством. Если установленные законодателем правовые нормы игнорируются либо исполняются ненадлежащим образом, то государство (в лице его специальных органов и должностных лиц) вправе применить к нарушителям меры принуждения.

С развитием рыночных отношений в Российской Федерации формируется новая система налогообложения. Принятые в течение последних пяти лет законодательные и иные нормативные акты о налогообложении устанавливают не только систему налогов в Российской Федерации, порядок их исчисления и уплаты, но и меры контроля за соблюдением норм налогового законодательства. Созданы и функционируют контрольно-надзорные органы, призванные обеспечить режим законности в налоговой сфере. Для этого им предоставлены конкретные контрольные полномочия, в т. ч. и право осуществления мер налогового принуждения, применения к налогоплательщикам — юридическим и физическим лицам мер юридической ответственности за нарушение налогового законодательства.

Работа состоит из  1 файл

меры предупреждение,пресечения и ответственности в налоговой сфере.doc

— 79.50 Кб (Скачать документ)

Принуждение в  сфере применения и исполнения налогового законодательства

1. Принуждение  в сфере применения и исполнения  налогового законодательства

а) Общие вопросы

Современное государство  является государством налоговым, т. е. оно устанавливает режим налогообложения для различных субъектов права и стремится обеспечить правопорядок в данной сфере, используя при этом соответствующую систему контроля. Но современное государство должно быть и правовым государством. Если установленные законодателем правовые нормы игнорируются либо исполняются ненадлежащим образом, то государство (в лице его специальных органов и должностных лиц) вправе применить к нарушителям меры принуждения.

С развитием  рыночных отношений в Российской Федерации формируется новая  система налогообложения. Принятые в течение последних пяти лет законодательные и иные нормативные акты о налогообложении устанавливают не только систему налогов в Российской Федерации, порядок их исчисления и уплаты, но и меры контроля за соблюдением норм налогового законодательства. Созданы и функционируют контрольно-надзорные органы, призванные обеспечить режим законности в налоговой сфере. Для этого им предоставлены конкретные контрольные полномочия, в т. ч. и право осуществления мер налогового принуждения, применения к налогоплательщикам — юридическим и физическим лицам мер юридической ответственности за нарушение налогового законодательства.

В настоящее  время сформировался правовой институт — иксташпут государственного принуждения  в налоговой сфере (институт налогового принуждения). Однако каждодневная практика применения налоговых правовых норм показывает, что в данной сфере существуют определенные проблемы, требующие дальнейшего анализа и разрешения: нечеткость конструирования и определения многих новых составов налоговых нарушений, за которые применяются меры финансовой ответственности; противоречивость процедуры применения финансовых санкций и др.

Контроль за правильностью и своевременностью взимания в бюджет налогов осуществляется налоговыми органами Российской Федерации в соответствии с Законом Российской Федерации “О Государственной налоговой службе Российской Федера

ции” от 21 марта 1991 г.1 (в ред. Законов Российской Федерации от 24 июня, 2 июля 1992 г. и 25 февраля 1993 г.) и иными законодательными актами (ст. 24 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” от 27 декабря 1991 г.2) в ред. Законов Российской Федерации от 16 июля, 22 декабря 1992 г., 21 мая 1993 г. и 24 июня 1994 г.

Одним из часто  встречающихся проявлений контроля в сфере налогообложение, с целью соблюдения налогового законодательства, обеспечения правильного исчисления, полноты и своевременности внесения налогов в бюджет является предоставленное налоговым органам право производить в министерствах и ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях, основанных на любых формах собственности, включая предприятия с иностранными инвестициями, проверки денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, планов, смет, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет. Должностные лица государственных налоговых органов вправе получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну, определяемую в установленном законодательством порядке.

Действующее законодательство Российской Федерации предусматривает  право налоговых органов по результатам  проверок применить к налогоплательщикам — физическим и юридическим лицам  меры государственного принуждения.

Принуждение в  сфере налогообложения3 — это  система установленных законодательством  Российской Федерации мер предупредительного, пресекательного и восстановительного характера, применяемых к налогоплательщикам — физическим и юридическим лицам для осуществления контроля, обеспечения режима законности в сфере налогообложения, соблюдения правил уплаты налоговых платежей и выявления (сбора) данных (информации) о выполнении налогоплательщиками обязанностей по уплате налогов, а в случае совершения налогового правонарушения применения к ним мер ответственности (финансовой, административной, уголовной, дисциплинарной).

Налоговое принуждение  в значительной мере осуществляется в административном порядке.

Меры принуждения, которые применяются в сфере налогообложения, имеют следующие специфические признаки:

1) распространяются  как на юридических, так и  физических лиц;

2) осуществляются  для обеспечения режима законности  в сфере налогообложения и  соблюдения правил уплаты налоговых  платежей;

3) механизм правового регулирования налогового принуждения, который устанавливает основания и порядок применения финансовых санкций, административно-принудительных мер воздействия и мер уголовного наказания, определяется финансовым, административным, уголовным законодательством;

4) внесудебное,  как правило, применение мер  налогового принуждения. Применение  мер налогового принуждения относится  в большинстве случаев к компетенции  специальных государственных органов  (налоговых органов), уполномоченных  должностных лиц (представителей административной власти); оно является результатом реализации ими государственно-властных полномочий. Такие меры осуществляются в отношении не подчиненных им должностных лиц и организаций;

5) система мер  налогового принуждения отличается разносторонним характером; они могут быть различными по своей значительности, по силе воздействия и масштабу применения;

6) налоговое  принуждение имеет основной целью  понуждение к исполнению гражданами, должностными лицами, предприятиями,  учреждениями, организациями установленных правовыми нормами юридических обязанностей в сфере налогообложения, уплаты налогов и других обязательных платежей;

7) порядок применения  налогового принуждения определен  в большей мере нормами финансового  права и административно-процессуальными нормами, т. е. чаще всего применение финансовых санкций происходит в рамках административного процесса;

8) специфический  (упрощенный) порядок применения  мер налогового принуждения —  это порядок оперативного воздействия  (реагирования), т. е. процессуальный порядок оформления факта применения мер принуждения в налоговой сфере, по общему правилу, связан с производством меньшего круга процессуальных действий, чем, например, осуществление мер принудительного воздействия, предусмотренного уголовно-процес-суальным законодательством. Процессуальные формы являются здесь более простыми, чем судебные4;

9) при применении  мер налогового принуждения должен  обеспечиваться режим законности, который гарантируется установлением  систематического контроля за  реализацией мер финансового, административного и уголовного воздействия, осуществлением прокурорского надзора, возможностью обжалования, а также другими способами, закрепленными в действующем законодательстве.

В Российской Федерации  образованы и действуют государственные органы, которые реализуют функции налогового принуждения: Государственная налоговая служба, федеральное казначейство, федеральные органы налоговой полиции. Например, федеральные органы налоговой полиции являются правоохранительными органами и составной частью сил обеспечения экономической безопасности Российской Федерации. За-дачами федеральных органов налоговой полиции являются:

— выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений. О выявленных при  этом других экономических преступлениях органы налоговой полиции обязаны проинформировать соответствующие правоохранительные органы;

— обеспечение  безопасности деятельности государственных  налоговых инспекций, защиты их сотрудников  от противоправных посягательств при  исполнении служебных обязанностей;

— предупреждение, выявление и пресечение коррупции  в налоговых органах.

Федеральные органы налоговой полиции в соответствии с поставленными перед ними задачами обязаны проводить в соответствии с законодательством оперативно-розыскные мероприятия и дознание с целью выявления и пресечения налоговых преступлений, осуществлять розыск лиц, совершивших указанные преступления или подозреваемых в их совершении, а также принимать меры к возмещению нанесенного государству ущерба; осуществлять в пределах своей компетенции производство по делам о налоговых преступлениях и нарушениях;

принимать, регистрировать заявления, сообщения и иную информацию о налоговых преступлениях и  нарушениях и осуществлять в установленном  законом порядке их проверку5.

В сфере налогообложения  могут осуществляться предупредительные, пресекательные меры, а также меры ответственности нарушителей налогового законодательства.

б) Предупредительные  меры

Предупредительные меры применяются государственными органами с целью предупреждения правонарушений в сфере налогообложения и контроля за правильностью внесения налогоплательщиками соответствующих платежей в бюджет и во внебюджетные фонды.

Система предупредительных  мер:

1) налоговые  органы вправе получать от  налогоплательщиков (предприятий, учреждений, организаций, банков, иных финансово-кредитных учреждений), а также от граждан справки, документы и копии с них, касающиеся хозяйственной деятельности налогоплательщика и необходимые для правильного исчисления налогообложения;

2) осуществляя  свои полномочия, должностные лица  налоговых органов вправе с  соблюдением соответствующих правил  обследовать6 любые используемые  для извлечения доходов либо  связанные с содержанием объектов  налогообложения независимо от  места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения предприятий, учреждений, организаций и граждан. В случае отказа граждан допустить должностных лиц государственных налоговых инспекций к обследованию указанных помещений налоговые органы вправе определять облагаемый доход таких лиц на основании документов, свидетельствующих о получении ими доходов, и с учетом обложения налогами лиц, занимающихся аналогичной предпринимательской деятельностью. В ходе проверки налоговые органы вправе потребовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых предприятий и организаций устранения выявленных нарушений законодательства о налогах;

3) проведение  в соответствии с законодательством  оперативно-розыскных мероприятий  с целью выявления, предупреждения  и пресечения фактов сокрытия доходов от налогообложения и уклонения от уплаты налогов, дознание по которым отнесено законом к ведению федеральных органов налоговой полиции;

4) осуществление  органами налоговой полиции в  необходимых случаях проверки  налогоплательщиков (в том числе контрольные) после проверок, проведенных должностными лицами органов Государственной налоговой службы Российской Федерации, в полном объеме с составлением актов по результатам этих проверок. Утверждение актов проверок и применение соответствующих санкций осуществляются начальником органа налоговой полиции или его заместителем.

Органы казначейства имеют право производить в  министерствах, ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях, в банках и иных финансово-кредитных  учреждениях любых форм собственности, включая совместные предприятия, проверки денежных документов, регистров бухгалтерского учета, отчетов, планов, смет и иных документов, связанных с зачислением, перечислением и использованием средств республиканского бюджета Российской Федерации, и требовать у них справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках;

они вправе получать от банков, иных финансово-кредитных  учреждений справки о состоянии  счетов предприятий, учреждений и организаций, использующих средства республиканского бюджета Российской Федерации, государственных (федеральных) внебюджетных фондов, а также внебюджетные (федеральные) средства;

5) проверка у  граждан и должностных лиц  документов, удостоверяющих личность, если имеются достаточные основания  подозревать их в совершении преступления или административного правонарушения;

6) право вызывать  с целью получения объяснений, справок, сведений граждан Российской  Федерации, иностранных граждан  и лиц без гражданства по  вопросам, относящимся к компетенции  федеральных органов налоговой полиции;

7) получать безвозмездно  от министерств, ведомств, а также  предприятий, учреждений и организаций  (независимо от форм собственности), физических лиц информацию, необходимую  для исполнения возложенных на  федеральные органы налоговой полиции обязанностей, за исключением случаев, когда законом установлен специальный порядок получения такой информации. Полученная федеральными органами налоговой полиции информация используется исключительно в служебных целях и разглашению не подлежит;

Информация о работе Меры предупреждения, пресечения и ответственности в налоговой сфере