Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 20:32, реферат
Налоговая система появилась с возникновением государства, а проблемы теории налогообложения начали разрабатываться в Европе в конце XVIII века. Французский ученый Ф. Кене впервые обозначил органическую связь налогообложения и народно – хозяйственного процесса. Ключевую роль налогов в экономической системе общества А. Смит выразил следующим образом (1755г): «Для того чтобы поднять государство с самой низкой ступени варварства до высшей ступени благосостояния, нужны лишь мир, легкие налоги и терпимость в управлении; все остальное сделает естественный ход вещей»
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ. НАЛОГИ И ИХ СУЩНОСТЬ
1.1 Основные понятия и принципы налогообложения
1.1.1 Принципы налогообложения
1.1.2 Нормативно – правовые акты, регулирующие систему налогообложения предпринимательской деятельности в РФ
1.1.3 Основные направления развития налоговой системы РФ
1.2 Налоги и их сущность
1.2.1 Функции налогов и их классификация
I.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
1.1 Основные понятия и принципы налогообложения
Налоговая
система появилась с
Налоговую систему характеризуют, во-первых, экономические показатели, и, во-вторых, факторы политико-правового характера.
Экономические характеристики налоговой системы – это налоговый гнет, соотношение прямых и косвенных налогов, а также между налогами от внутренней и внешней торговли.
Налоговый гнет (налоговое бремя) – отношение общей суммы налоговых сборов к выбранному результативному показателю (доход, добавленная стоимость, прибыль и т.д.). В России он составляет 30 - 60%.
Политико – правовые характеристики налоговой системы отражают:
-
во-первых, пропорции в распределении
хозяйственных функций,
- во-вторых, роль, налогов среди доходных источников бюджетов различных уровней;
-
в-третьих, степень контроля
Сущность
налогообложения проявляется
Участниками
отношений в налоговой сфере
являются: налоговые органы, налогоплательщики,
налоговые агенты и др., причем интересы
всех участников не всегда совпадают.
В целом система
● обеспечить заданный бюджетами уровень налоговых доходов;
●
воздействовать посредством регулирующей
функции на развитие экономики в
целом, объем и структуру
●
обеспечить посредством социальной
функции перераспределение
При
этом действия налогоплательщика
● осознанными шагами, связанными в определенной степени с признанием общественной необходимости уплаты налогов;
● активными и целенаправленными действиями на снижение налоговых платежей;
● волевыми действиями, связанными с осознанием налоговых рисков при нарушении законодательства.
Стремление
налогоплательщика сократить
● действиями, направленными на защиту своих финансовых интересов, наполнение доходной части бюджета;
● действиями, направленными на противодействие уклонению от уплаты налогов, на выявление случаев незаконной «налоговой экономии»;
●
действиями, связанными с применением
налоговой ответственности за нарушение
законодательства о налогах и
сборах.
1.1.1 Принципы налогообложения
Принципы налогообложения – это базовые идеи и положения, применяемые в налоговой сфере. В системе налогообложения можно выделить экономические, юридические и организационные принципы.
Экономические принципы впервые были сформулированы А. Смитом. В настоящее время они претерпели некоторые изменения и могут быть кратко охарактеризованы следующим образом.
Принцип справедливости. Согласно этому принципу каждый обязан принимать участие в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам и возможностям. В основу заложены две центральные идеи:
сумма взимаемых налогов должна определяться в зависимости от величины доходов налогоплательщика;
кто получает больше благ от государства, тот должен больше платить в виде налогов.
Принцип соразмерности предусматривает сбалансированность интересов налогоплательщика и государственного бюджета.
Принцип
учета интересов
Принцип экономичности базируется еще на одном принципе А. Смита, согласно которому необходимо сокращать издержки взимания налога. По своей сути принцип экономичности означает, что суммы сборов по отдельному налогу должны превышать затраты на его обслуживание, причем в несколько раз.
Юридические принципы налогообложения – это общие и специальные принципы налогового права. Можно сформулировать шесть основных юридических принципов налогообложения.
Равное
налоговое бремя (нейтральность) –
предусматривает всеобщность
Установление налогов законами – конституционный принцип. В ст. 3 Налогового Кодекса указано [2], что каждое лицо обязано уплачивать законно установленные представительными органами налоги.
Отрицание обратной силы налоговых законов – общеотраслевой принцип, согласно которому вновь принятый закон, приводящий к изменению размеров налоговых платежей, не распространяется на отношения, возникшие до его принятия.
Во многих отраслях права обратная сила закона ограничивается. Так, в налоговом праве ст.5 Налогового Кодекса [2] установлены следующие нормы:
● акты законодательства, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, обратной силы не имеют;
● акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу;
● акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
Приоритет налогового закона над неналоговыми законами – является специальным признаком и означает, что если в неналоговых законах есть нормы, так или иначе касающиеся налоговой сферы, то применять их можно только в том случае, если они подтверждены и соответствуют нормам налогового законодательства. В случае коллизии норм применяются положения именно налогового законодательства.
Наличие всех элементов налога в налоговом законе – отсутствие хотя бы одного элемента позволяет налогоплательщику не уплачивать налог или уплачивать его удобным для себя образом. Совокупность правил в отношении установления обязательных элементов налога рассматривается в ст. 17 Налогового Кодекса [2].
Сочетание
интересов государства и
Организационные принципы налогообложения – положения, на которых базируется построение налоговой системы и осуществляется взаимодействие ее структурных элементов. Налоговая система РФ руководствуется следующими из них.
Единство налоговой системы – основные начала законодательства не допускают установления налогов, прямо или косвенно ограничивающих свободное перемещение в пределах территории России товаров (работ, услуг) или денежных средств (ст. 3 Налогового Кодекса). Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
Равенство правовых статусов субъектов РФ – в основу построения налоговой системы заложен налоговый федерализм, т. е. разграничение полномочий между федеральными и региональными уровнями власти в области налогообложения и бюджетных отношений. Данный принцип реализуется через трехуровневую структуру налоговой системы (федеральные, региональные и местные налоги).
Подвижность (эластичность) – налоговое бремя и налоговые отношения могут быть оперативно изменены в соответствии с объективными нуждами. Так, возможно изменение экспортных таможенных пошлин в зависимости от колебания мировых цен на нефть. В ряде случаев эластичность налогообложения используется в качестве контрмеры государства против уклонения от уплаты налогов.
Стабильность – налоговая система должна функционировать в течение многих лет. Этот принцип обусловлен интересами всех субъектов налоговых отношений.
Множественность
налогов – налоговая система
эффективна только в том случае,
если она предусматривает
Исчерпывающий перечень региональных и местных налогов – означает ограничение введения дополнительных налогов субъектами Федерации и органами местного самоуправления (ст. 4 Налогового Кодекса). Запрещается также установление региональных и местных налогов и сборов, не предусмотренных Налоговым кодексом.
Гармонизация
налогообложения с другими
1.1.2
Нормативно – правовые акты, регулирующие
систему налогообложения
Система налогового законодательства – это совокупность нормативных актов различного уровня, содержащих налоговые нормы.
Самые общие подходы закреплены в Конституции РФ. Так, например, в ней сказано, что «каждый обязан платить законно установленные платежи и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги и ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют» (ст. 57 гл.2) [1].
В
настоящее время правовое обеспечение
в области налогообложения
Часть первая Налогового Кодекса РФ, введенная в действие с 1 января 1999 года, устанавливает круг нормативно-правовых актов, подпадающих под термин «законодательство о налогах и сборах», которое охватывает: