Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 20:32, реферат
Налоговая система появилась с возникновением государства, а проблемы теории налогообложения начали разрабатываться в Европе в конце XVIII века. Французский ученый Ф. Кене впервые обозначил органическую связь налогообложения и народно – хозяйственного процесса. Ключевую роль налогов в экономической системе общества А. Смит выразил следующим образом (1755г): «Для того чтобы поднять государство с самой низкой ступени варварства до высшей ступени благосостояния, нужны лишь мир, легкие налоги и терпимость в управлении; все остальное сделает естественный ход вещей»
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ. НАЛОГИ И ИХ СУЩНОСТЬ
1.1 Основные понятия и принципы налогообложения
1.1.1 Принципы налогообложения
1.1.2 Нормативно – правовые акты, регулирующие систему налогообложения предпринимательской деятельности в РФ
1.1.3 Основные направления развития налоговой системы РФ
1.2 Налоги и их сущность
1.2.1 Функции налогов и их классификация
-
налоговый кодекс и принятые
в соответствии с ним
-
законы и иные нормативно-
-
нормативные правовые акты, принятые
представительными органами
Часть вторая Налогового кодекса РФ, введенная в действие с 1 января 2001 года, включает в себя нормы, регулирующие порядок исчисления и уплаты отдельных налогов.
Указы Президента РФ носят характер поручений органам управления по разработке проектов нормативных актов по налогообложению (подзаконные акты).
Постановлениями
Правительства РФ устанавливаются
ставки акцизов и таможенных пошлин;
определяется применяемый при
Акты
Федеральной налоговой службы (ранее
МНС) в ряде случаев могут иметь
нормативное значение, нарушение
их влечет за собой юридическую
Письма,
указания и разъяснения налоговых
органов носят нормативный
Постановления
Конституционного Суда значимы для
регламентации отношений в
Кроме
национального законодательства отношения
в налоговой сфере регулируются
международно-правовыми
В
Российской Федерации законы о налогах
носят постоянный характер. Законодательные
акты, вводящие новые налоги и сборы,
ухудшающие положение налогоплательщиков,
обратной силы не имеют. Акты, вводящие
новые налоги и сборы, улучшающие положение
налогоплательщиков, имеют обратную силу.
1.1.3 Основные направления развития налоговой системы РФ
В конце 90-х гг. XXв. в рамках структурной перестройки экономики России были определены приоритетные направления развития и совершенствования системы налогообложения.
Первое направление – достижение стабильности и определенности налоговой системы. Основными способами реализации являются: определение исчерпывающего перечня налогов и сборов; установление предельных ставок региональных и местных налогов; сокращение числа налогов; устранение противоречий налогового и иных видов законодательства; выравнивание условий налогообложения за счет сокращения налоговых льгот; упорядочение системы ответственности за налоговые правонарушения.
Второе
направление - касается фискальных стимулов
и предусматривает следующие
основные меры: введение рыночного
механизма налогообложения
Третье
направление – находится в
области повышения собираемости
налогов – это последовательный
переход к исчислению налогов
по отгрузке; налогообложение у источника
выплаты; введение механизма реального
контроля доходов физических лиц; совершенствование
методов банковского контроля; усиление
контроля и ответственности за неполное
отражение в бухгалтерской
В
ближайшей перспективе
1.2
Налоги и их сущность
Налог не является начальной формой аккумуляции денежных средств бюджетом. Существовало много видов поступлений в казну: дань с побежденных; контрибуции; домены – государственные имущества, приносящие доход (земля, леса, вещные права, капиталы); регалии – промысловые источники дохода монопольного характера (казенные фабрики; железная дорога; таможенная, судебная, монетная и другие регалии); пошлины с вывоза и ввоза. Введение же налогов предполагает более высокий уровень развития правосознания и экономики.
Трудность
понимания природы налога связана
с тем, что его следует анализировать
как многоаспектное явление.
1.2.1
Функции налогов и их
Смысл налогообложения заключается в прямом изъятии государством определенной части валового общественного продукта в свою пользу для формирования бюджета, т. е. централизованных финансовых ресурсов. Никакое государство не может существовать без взимания налоговых платежей. Налоги и займы – два определяющих источника процветания любой страны.
Налоги используются всеми рыночными государствами как метод прямого влияния на бюджетные отношения. В различных странах основную часть доходов бюджета составляют именно налоги. Так, в США налоги формируют 90% бюджета, в Германии – 80%, в Японии – 75%. В России доля налогов примерно соответствует мировым показателям [28, с.15].
Кроме
того, налоги опосредованно (через систему
льгот и санкций) воздействуют на
производителей товаров, работ и
услуг. Через налоги достигается
относительное равновесие между
общественными потребностями и
ресурсами, необходимыми для их удовлетворения,
а также обеспечивается рациональное
использование природных
Таким образом, государство посредством налогов решает экономические, социальные и многие другие общественные проблемы. С этих позиций налогообложение выполняет четыре важнейшие функции, каждая из которых реализует практическое назначение налогов.
Фискальная
функция – основная, формирует
доходы, аккумулируя в бюджете
и внебюджетных фондах средства для
реализации государственных программ.
Эти средства расходуются на социальные
услуги, хозяйственные нужды, поддержку
внешней политики и безопасности,
административно –
Социальная функция – осуществляется через неравное налогообложение разных сумм доходов. С помощью этой функции перераспределяются доходы между различными категориями населения. Примерами реализации распределительной (социальной) функции является прогрессивная шкала налогообложения прибыли и личных доходов, налоговые скидки, акцизы на предметы роскоши.
Регулирующая
функция – посредством
Суть регулирующей функции в том, что налогами облагаются ресурсы, направляемые на потребление, и освобождаются от налогообложения ресурсы, направляемые на накопление производственных фондов. Поэтому для данной функции выделяют три составляющие:
-
стимулирующая подфункция, проявляющаяся
через систему льгот и
-
дестимулирующая подфункция, которая
через повышение ставок
-
воспроизводственная
Контрольная
функция – позволяет
При
многочисленности и разнообразии налогов
классификация позволяет
По
мере развития системы налогообложения
изменялся принцип
1. По способу взимания различают прямые и косвенные налоги.
Прямые
налоги взимаются непосредственно
с имущества или доходов
Косвенные налоги включаются в цену товаров и услуг. Окончательным плательщиком косвенных налогов является потребитель товара. В зависимости от объектов взимания, косвенные налоги подразделяются на:
-
косвенные индивидуальные, которыми
облагаются строго
-
косвенные универсальные,
-
фискальные монополии,
-
таможенные пошлины, которыми
облагаются товары и услуги
при совершении экспортно-
По оперативным
данным Федеральной налоговой службы,
в консолидированный бюджет Российской
Федерации в 2010г. поступило налогов,
сборов и иных обязательных платежей,
администрируемых ФНС России, на сумму
7662,9 млрд.рублей, что на 21,9% больше, чем
за 2009 год. В декабре 2010г. поступления в
консолидированный бюджет составили 768,2
млрд.рублей и увеличились по сравнению
с предыдущим месяцем на 28,9%.
Таблица 7
Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей
в консолидированный бюджет Российской Федерации
по видам
млрд.рублей
2010г.
В % к
2009г.
консолиди-
рованный бюджет
в том числе
консолиди-
рованный бюджет
в том числе
феде-ральный бюджет
консолиди-рованные бюджеты субъектов Российской Федерации
феде-
ральный бюджет
консолиди-рованные
бюджеты субъектов Российской Федерации
Всего
7662,9
3174,3
4488,6
121,9
126,8
118,6
из них:
налог на прибыль организаций
1774,4
255,0
1519,4
140,3
130,5
142,1
налог на доходы физических лиц