Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 09:28, реферат
Государственные расходы 0считаются одним из важных элементов макроэкономической политики. Они влияют на распределение как дохода, так и ресурсов. Государственные расходы состоят из государственных закупок и трансфертных платежей. Государственные закупки представляют собой, как правило, приобретение общественных товаров (затраты на оборону, строительство и содержание школ, автодорог, научных центров и т.д.) . Трансфертные платежи - это выплаты, перераспределяющие налоговые доходы, полученные от всех налогоплательщиков, определенным слоям населения в виде пособий по безработице, выплат в связи с инвалидностью и т.д. Нужно заметить, что государственные закупки вносят вклад в национальный доход и непосредственно используют ресурсы, в то время как трансферты не используют ресурсы и не связаны с производством. Государственные закупки приводят к перераспределению ресурсов от частного к общественному потреблению товаров.
Государство оказывает
воздействие на рыночный механизм через
свои расходы, налогообложение, регулирование
и государственное
Государственные
расходы 0считаются одним из важных
элементов макроэкономической политики.
Они влияют на распределение как дохода,
так и ресурсов. Государственные расходы
состоят из государственных закупок и
трансфертных платежей. Государственные
закупки представляют собой, как правило,
приобретение общественных товаров (затраты
на оборону, строительство и содержание
школ, автодорог, научных центров и т.д.)
. Трансфертные платежи - это выплаты, перераспределяющие
налоговые доходы, полученные от всех
налогоплательщиков, определенным слоям
населения в виде пособий по безработице,
выплат в связи с инвалидностью и т.д. Нужно
заметить, что государственные закупки
вносят вклад в национальный доход и непосредственно
используют ресурсы, в то время как трансферты
не используют ресурсы и не связаны с производством.
Государственные закупки приводят к перераспределению
ресурсов от частного к общественному
потреблению товаров. Они дают возможность
гражданам пользоваться общественными
товарами. Трансфертные платежи имеют
другое значение: они изменяют структуру
производства товаров индивидуального
потребления. Суммы, взятые в виде налогов
у одних слоев населения, выплачиваются
другим. Однако те, кому предназначаются
трансферты, тратят эти деньги на иные
товары, чем и достигается изменение структуры
потребления.
Другим важным
инструментом государственной политики
является налогообложение. Налоги - основной
источник бюджетных средств. В государствах
с рыночной экономикой взимаются различные
виды налогов. Одни из них носят видимый
характер, например подоходный налог,
другие не столь очевидны, поскольку накладываются
на производителей сырьевых ресурсов
и воздействуют на домохозяйства косвенным
путем в виде более высоких цен на товары.
Налоги охватывают как домохозяйства,
так и фирмы. В виде налогов в бюджет попадают
значительные суммы (например в США около
30 процентов всей стоимости производимых
товаров и услуг) .
Одна из основных
проблем - справедливость распределения
налогового бремени. Существует три
основные системы, основанные на понятии
прогрессивности
-пропорциональный
налог (сумма налога
Как мне представляется,
наиболее справедливым является прогрессивный
налог, однако процентное повышение
налога не должно быть значительным, чтобы
не ослаблять стимулы к труду,
а следовательно - к большим заработкам.
Как правило, подоходный налог построен
именно по этому принципу. Однако налоги
с продаж и акцизные налоги являются фактически
регрессивными, так как они в большинстве
случаев перекладываются на потребителей,
в доходе которых одна и та же сумма занимает
различную долю.
Задача государства
- собрать налоги таким образом, чтобы
обеспечить потребности бюджета
и одновременно не вызвать недовольства
налогоплательщиков. При слишком
высоких налоговых ставках
Государству не хватает
средств, оно повышает налоги, предприниматели
все чаще уклоняются от их уплаты, следовательно,
в бюджет идет все меньше средств.
Государство опять повышает налоги.
Получается замкнутый круг. Я считаю, что
в данной ситуации резонно понизить налоги.
Это уменьшит стимулы к неуплате, сделает
честное предпринимательство более прибыльным,
приведет к большим доходам государства
и снизит уровень криминализации бизнеса.
Государственное
регулирование призвано координировать
экономические процессы и увязывать частные
и общественные интересы. Оно осуществляется
в законодательной, налоговой, кредитной
и субвенционной формах. Законодательная
форма регулирования регламентирует деятельность
предпринимателей. Примером могут служить
антимонопольные законы. Налоговая и кредитная
формы регулирования предусматривают
использование налогов и кредитов для
воздействия на национальный объем производства.
Изменяя налоговые
ставки и льготы, правительство воздействует
на сужение или расширение производства.
При изменении условий кредитования государство
влияет на уменьшение или увеличение объема
производства.
Субвенционная форма
регулирования предполагает предоставление
государственных субсидий или налоговых
льгот отдельным отраслям либо предприятиям.
К их числу обычно относят отрасли, формирующие
общие условия для формирования общественного
капитала(инфраструктуры) . На основе субсидий
может оказываться поддержка и в сфере
науки, образования, подготовки кадров,
и в решении социальных программ. Существуют
также и специальные, или целевые субсидии,
которые предусматривают расходование
средств бюджета по строго определенным
программам. Доля субвенций в ВНП развитых
стран составляет 5-10 процентов. Выделяя
субсидии, снижая налоговые ставки, государство
тем самым изменяет распределение ресурсов,
и субсидируемые отрасли получают возможность
возмещать издержки, которые невозможно
покрыть при рыночных ценах.
Государственное
предпринимательство
Я считаю, что государственное
предпринимательство должно развиваться
только в тех сферах, где просто
нет иного выхода.
Дело в том, что
по сравнению с частными государственные
предприятия являются менее эффективными.
Государственное предприятие, пусть даже
наделенное самыми широкими правами и
ответственностью, всегда отстает от частного
в степени хозяйственной самостоятельности.
В деятельности госпредприятия наверняка
присутствуют как рыночные, так и нерыночные,
идущие от государства мотивы. Политические
мотивы переменчивы, они зависят от правительства,
распоряжений министерств и т.д. Поэтому
госпредприятия часто оказываются в сложной
и неясной обстановке, предсказать которую
намного сложнее, чем рыночную конъюнктуру.
Спрогнозировать вероятные колебания
спроса и цен гораздо легче, чем предугадать
поведение нового министра или же чиновника,
решения которого зачастую определяют
судьбу предприятия. За ними могут стоять
политические цели, которые не имеют никакого
отношения к рыночному поведению (стремление
увеличить поступления в бюджет, желание
сохранить штаты и повысить заработную
плату и т.д.) .
Как правило, государственные
предприятия не готовы к рыночному
соперничеству, поскольку рассчитывают
не только на себя, но и на особое отношение
со стороны властей (дотации, налоговые
льготы, гарантии сбыта в рамках госзаказов)
. У государственных предприятий нет обязательств
перед акционерами, банкротство им обычно
не грозит. Все это негативно сказывается
на динамике затрат и цен, скорости освоения
новых технологий, качестве организации
производства и т.д.
Конкуренция в
сфере коммерческой деятельности недопустима
еще и потому, что частный сектор
втягивается в коррупцию: через взятку
чиновнику можно добиться больших результатов,
чем за счет снижения издержек.
Если экономика
обременена избыточным количеством
государственных предприятий, в
сложное положение попадают их работники.
Именно они становятся первой жертвой
правительственной политики, направленной
на преодоление чрезвычайных ситуаций.
Обычно люди, работающие в госсекторе,
первыми ощущают замораживание зарплаты.
Видимо поэтому волна приватизации, прокатившаяся
в 80-е годы по экономикам западных стран
не вызвала широких протестов со стороны
основной массы занятых в государственном
секторе. Люди рассчитывали, что, освободившись
от государственного давления, они сумеют
в полной мере использовать преимущества
рыночного хозяйства, стать совладельцами
частных предприятий.
4. ПРОБЛЕМЫ И
ОГРАНИЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО
Очевидно, что современная
рыночная система немыслима без
вмешательства государства. Однако
существует грань, за которой происходят
деформации рыночных процессов, падает
эффективность производства. Тогда
рано или поздно встает вопрос о разгосударствлении
экономики, избавление ее от чрезмерной
государственной активности. Существуют
важные ограничения для регулирования.
Например, недопустимы любые действия
государства, разрушающие рыночный механизм
(тотальное директивное планирование,
всеохватный административный контроль
за ценами и др.) .
Это не означает, что
государство снимает с себя ответственность
за неконтролируемый рост цен и должно
отказаться от планирования. Рыночная
система не исключает планирования
на уровне предприятий, регионов и даже
народного хозяйства; правда, в последнем
случае оно обычно является "мягким",
ограниченным по срокам, масштабам и другим
параметрам, и выступающим в виде национальных
целевых программ. Также следует отметить,
что рынок во многом является самонастраивающейся
системой, и поэтому влиять на него следует
только косвенными, экономическими методами.
Однако в ряде случаев, применение административных
методов не только допустимо, но и необходимо.
Нельзя уповать только на экономические
либо только на административные меры.
С одной стороны, элементы администрирования
несет в себе любой экономический регулятор.
Например, денежное обращение ощутит влияние
такого известного экономического метода,
как ставка по кредитам центрального банка
не раньше, чем будет принято административное
решение. С другой стороны, в каждом административном
регуляторе есть нечто экономическое
в том смысле, что он косвенно сказывается
на поведении участников экономического
процесса. Прибегая, скажем, к прямому
контролю за ценами, государство создает
для производителей особый экономический
режим, вынуждает их пересматривать производственные
программы, искать новые источники финансирования
инвестиций и т.д.
Среди методов
государственного регулирования не существует
совершенно непригодных и абсолютно неэффективных.
Нужны все, и вопрос лишь в том, чтобы определить
для каждого те ситуации, где его применение
наиболее целесообразно. Хозяйственные
потери начинаются тогда, когда власти
выходят за границы разумного, отдавая
чрезмерное предпочтение либо экономическим,
либо административным методам.
Нельзя забывать
и о том, что самими экономическими
регуляторами следует пользоваться
предельно осторожно, не ослабляя и
не заменяя рыночные стимулы. Если государство
игнорирует это требование, запускает
регуляторы, не думая, как их действие
отразится на механизме рынка, последний
начинает давать сбои.
Ведь денежная
или налоговая политика по силе своего
воздействия на экономику сравнима
с централизованным планированием.
Надо иметь в
виду, что среди экономических
регуляторов нет ни одного идеального.
Любой из них, принося положительный
эффект в одной сфере экономики,
непременно дает негативные последствия
в других. Здесь ничего нельзя изменить.
Государство, использующее экономические
инструменты регулирования, обязано их
контролировать и своевременно останавливать.
Например, государство стремится обуздать
инфляцию, ограничивая прирост денежной
массы. С точки зрения борьбы с инфляцией
эта мера эффективна, однако она приводит
к удорожанию центрального и банковского
кредита. А если процентные ставки растут,
становится все труднее финансировать
инвестиции, начинается торможение экономического
развития. Именно так ситуация развивается
в России.
Дерегулирование
и приватизация.
Вмешательство государства
в экономику требует довольно
крупных расходов. Они включают в
себя как прямые затраты (подготовка
законодательных актов и
По оценкам американских
специалистов, государственное воздействие
на экономическую жизнь приводит к падению
темпов -3 роста приблизительно на 0,4% в
год (Lipsey R., Steiner P., Purvis D. Economics, N. Y. 1987, P. 422)
.
В силу определенных
несовершенств государственное
вмешательство иногда влечет за собой
потери. В связи с этим в последние годы
обострился вопрос о 1дерегулировании
0экономики и о приватизации. Дерегулирование
предполагает снятие законодательных
актов, которые сдерживают вхождение потенциальных
конкурентов на рынок, устанавливают цены
на определенные товары и услуги. Например,
в США в 80-е годы дерегулирование затронуло
грузовой автотранспорт, железнодорожный
и воздушный виды транспорта. В результате
снизились цены, и улучшилось обслуживание
пассажиров. Американскому обществу дерегулирование
грузовых перевозок, воздушного и железнодорожного
транспорта принесло выгоду, оцениваемую
соответственно в 39-63 млрд. дол., 15 млрд.
дол. и 9-15 млрд. дол. в год (Economic Report of the
President, Wash., 1989. P. 188) .