Налогообложение НКО в России и за рубежом: деятельность, налогообложение, проблемы и развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 00:20, доклад

Описание

На сегодняшний день в мире насчитываются сотни тысяч некоммерческих организаций, созданных на местном, региональном, национальном и международном уровне, и влияние их усиливается.
Некоммерческие организации помимо основной деятельности могут заниматься предпринимательской деятельностью, если это не противоречит целям, преследуемым организацией.

Работа состоит из  1 файл

НКО доклад.docx

— 32.95 Кб (Скачать документ)

Федеральное государственное бюджетное  учреждение

высшего профессионального образования

«Волгоградский государственный  университет»

Институт мировой экономики  и финансов

кафедра теории финансов, кредита  и налогообложения

 

 

 

ДОКЛАД

«НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ НКО В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ: ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И РАЗВИТИЕ»

 

 

 

 

Выполнили: студенты 5 курса,

Группы НО-071

Анисова А. Р.

Дегтярева А. Н.

Зарытовский Н. А.

 

Проверила:

к.э.н., доцент,

Васильева 
Марина Владимировна

 

 

 

 

 

 

 

Волгоград, 2011

 

На сегодняшний день в  мире насчитываются сотни тысяч  некоммерческих организаций, созданных  на местном, региональном, национальном и международном уровне, и влияние  их усиливается.

Некоммерческие организации  помимо основной деятельности могут  заниматься предпринимательской деятельностью, если это не противоречит целям, преследуемым организацией.

Только основная деятельность некоммерческой организации, соответствующая целям, ради которых эта организация создана и которая предусмотрена ее учредительными документами поддерживается и стимулируется государством посредством предоставления льгот при уплате налогов.

Одной из самых сложных и важных проблем в деятельности некоммерческих организаций является проблема их налогообложения. В условиях ухудшающегося экономического положения России государство стремится решить бюджетные проблемы за счет увеличения налогового бремени и сокращения числа юридических и физических лиц, имеющих какие бы то ни было льготы по налогам и сборам. Однако в этом вопросе имеется недопонимание того, что многие некоммерческие организации решают определенные социальные проблемы, снимая тем самым некоторый груз этих проблем с государства и снижая социальную напряженность в стране. Также такие организации используют дополнительные ресурсы для решения проблем: труд добровольцев, средства, поступающие от зарубежных грантодателей, добровольно передаваемые отечественными коммерческими организациями и другие. 

К числу наиболее проблемных вопросов налогообложения деятельности некоммерческих организаций относится сбор средств. Привлечение средств из различных  источников, с одной стороны, обеспечивает независимость третьего сектора, с  другой, ведет к нестабильному  характеру финансирования, ограниченности денежных средств и невозможности  создания стабильной материальной базы. Данный вопрос является одним из самых важных вопросов, поскольку в зависимости от того, как он будет решаться, во многом зависит нормальное и полноценное функционирование некоммерческой организации. 

Существуя в реальной рыночной среде, некоммерческая организация должна быть способна накапливать некоторые  резервы и средства для инвестирования в собственное развитие. Для этого  могут быть использованы следующие источники: благотворительные пожертвования, доходы от предпринимательской деятельности, средства, выделяемые различными фондами и т.д.

В настоящее время режим налогообложения  переданных средств у лиц, осуществляющих пожертвования в пользу некоммерческих организаций, занимающихся благотворительной деятельностью, различается для физических и юридических лиц. Если физические лица имеют право вычета некоторых видов пожертвований НКО из базы налога на доходы физических лиц, то плательщики налога на прибыль организаций с 2002 г. такой возможности лишены. Организации могут направлять средства на благотворительные цели (в том числе – жертвовать или направлять в виде грантов некоммерческим организациям) из прибыли после налогообложения.   

В развитых странах некоммерческие организации играют значительную роль в экономике. При их налогообложении  действует особый механизм, учитывающий  неприбыльный характер и социальную значимость НКО.

Рассматривая опыт налогообложения  некоммерческих организаций можно  отметить, что он основывается на различных  подходах к определению общественной пользы и видов осуществляемой деятельности. В развитых странах широко применяется  система льгот, налоговых кредитов, целевого финансировании, и, самое главное, это предусмотренная в налоговом  законодательстве норма, регулирующая деятельность НКО.

Выделяют два подхода  к налогообложению НКО:

  • основанный на особом статусе НКО (организационно-правовая форма);
  • основанный на процессе взаимодействия НКО и доноров.

Соответственно  в международной практике различаются  две концепции налоговой политики в этой области. Первая делает акцент на субъектах благотворительного процесса, определяя их права и ответственность  через особый статус организаций-благополучателей, а вторая – на процессе взаимодействия между ними, в частности на целевом  характере пожертвований и расходования средств.

Для стимулирования благотворительной  деятельности в разных странах применяются  различные подходы. Основным принципом  здесь являются налоговые льготы как донорам НКО, так и самим  НКО.

В наиболее общем виде к  условиям предоставления налоговых  льгот некоммерческим организациям в большинстве стран можно  отнести следующие:

  • Организация должна обладать официально зарегистрированным статусом некоммерческой;
  • Деятельность организации должна соответствовать официально объявленным ею целям;
  • Организация должна соблюдать установленный режим отчетности.

Так, в США поощрение  для благотворителя состоит в  том, что ему предоставляются  некоторые льготы, возможность уменьшить  свой налогооблагаемый доход на сумму  сделанных пожертвований. Размер вычета, как правило, ограничен некоторой  определенной долей налогооблагаемого  дохода, причем этот процент может  различаться для физических и  юридических лиц.

Некоторые льготы достаются  и получателям благотворительных  пожертвований в виде освобождения последних от налога, но далеко не всегда. Согласно НК США благотворительные  организации освобождены от налога на доход. Благотворительные выплаты подлежат вычету из налоговой базы: для физических лиц 50%, а для корпораций – не более 10 % дохода.

Разные страны используют отличные способы предоставления налоговых льгот донорам. Льгота (налоговый вычет или налоговый кредит) по осуществленным пожертвованиям в «государственно признанные» НКО может предоставляться либо всем юридическим лицам (коммерческим и некоммерческим), либо только некоммерческим, либо узкому кругу некоммерческих юридических лиц (например, фондам). В большинстве стран Центральной и Восточной Европы, за исключением Венгрии, льготы предоставляются только некоммерческим организациям.

Еще одна проблема, с которой  неизбежно сталкивается любая налоговая  система, - это лимиты, если они вообще устанавливаются, на размер налоговых льгот при осуществлении пожертвований.

Поскольку НКО в явном  виде не находятся ни в чьей собственности, не осуществляют распределение прибыли  и не получают иных личных преимуществ, всегда существует весомый аргумент в пользу того, что НКО не должны облагаться налогом на доход (налогом  на прибыль) в любой системе. Однако большинство правительств полагают, что НКО, так же как коммерческие организации, являются естественными  объектами налогообложения и  их необложение - это льгота и исключение из общего правила.

Наиболее типичными доходами НКО считаются пожертвования, членские взносы, гранты и иные безвозмездные  поступления. В целом, в международной  практике существует общее понимание  того, что эти виды доходов не должны облагаться налогами.

Существует два подхода  к налогообложению пожертвований, взносов и грантов, причем оба  ведут к освобождению этих поступлений  от налогов. Один подход состоит в  том, что НКО не облагаются налогом  исходя из того, что эти поступления  вообще не считаются доходом для  целей налогообложения. В соответствии с другим подходом данные поступления признаются доходом, но считается, что НКО имеют по ним освобождение.

До 2002 г. в России действовал первый из этих двух подходов, наиболее либеральный, близкий к образцам мировой практики принцип налогообложения  безвозмездных поступлений в  пользу НКО: некоммерческие организации, не осуществляющие предпринимательской  деятельности, не считались плательщиками  налога на прибыль.

С 2002 г. в Налоговом Кодексе РФ принят второй подход: все безвозмездные поступления в пользу НКО считаются их доходами (ст.250 НК РФ). Но в отличие от большинства стран мира в России для НКО предоставляется освобождение по налогу на прибыль только по ограниченному списку безвозмездных поступлений в их пользу (ст. 251 НК РФ).

Кроме освобождения по налогу на прибыль (доход), совершенно очевидным  в международной практике считается  также отсутствие каких-либо разумных причин для обложения операций по безвозмездной передаче средств, имущества  как в пользу НКО, так и в  пользу реципиентов НКО налогом  на добавленную стоимость (НДС) (исключение НКО из системы НДС, применение 0 ставку либо пониженные ставки НДС).

В некоторых странах Центральной  и Восточной Европы используется подход, при котором все или  некоторые НКО освобождаются  от обложения НДС. Такое освобождение, как правило, связано с тем, в  какой степени НКО ведет деятельность, отличную от деятельности на благо  общества, либо занимается коммерческой деятельностью.

Согласно нормам налогового законодательства РФ НКО являются плательщиками НДС. НК РФ обязывает НКО даже при отсутствии объекта налогообложения предоставлять в налоговые органы налоговую декларацию по НДС.

 

Существующий в России в настоящее  время налоговый режим для  благотворителей не представляется нам рациональным с позиций международного опыта. В частности, как и во многих странах, российское законодательство могло бы либо предусматривать право на вычет (в законодательно определенных пределах) средств, направляемых на благотворительность, из  базы  налога  на  прибыль,  либо  предоставлять  кредит  по  налогу на прибыль на определенную долю подобных средств. Однако отсутствие этих норм в российском Налоговом кодексе имеет свои причины. Так, необходимо иметь в виду, что начиная с 2002 г. российский налог на прибыль организаций не предусматривает предоставление вычетов из налоговой базы либо предоставление налогового кредита (что явилось предметом политических договоренностей во время обсуждения проекта соответствующей главы Налогового кодекса в парламенте, позволивших установить относительно низкую налоговую ставку в отсутствие значительных налоговых льгот). Поэтому даже обсуждение льготы по налогу на прибыль для благотворителей может вызвать эскалацию подобных предложений о введении льгот по другим основаниям, что ставит под угрозу современную конструкцию налога на прибыль. 

В результате в настоящее время  действующее налоговое законодательство не предусматривает льготного налогового режима                                                       для благотворителей, являющихся плательщиками налога на прибыль. При этом отчисления на благотворительные нужды не уменьшают базу налога на прибыль организаций ни в тех случаях, когда  пожертвования осуществляются в денежной форме, ни в случае, когда организация осуществляет безвозмездную поставку товаров (работ, услуг) в благотворительных целях.

Во многих странах с  развитым «третьим сектором» доход  от инвестиций является важным источником дохода НКО. В большинстве стран  мира, в том числе во всех странах  Центральной и Восточной Европы некоммерческим организациям разрешается  получать доходы от инвестиций, или доходы от «пассивной» экономической деятельности. В России также отсутствуют какие-либо ограничения на получение доходов от инвестиций.

Все доходы НКО от «пассивной»  экономической деятельности – в  виде процентов, дивидендов, доходов  с прироста стоимости капитала - признаются налогооблагаемой прибылью.

Некоторые государства, заинтересованные в развитии «третьего сектора», освобождают  некоммерческие организации от налога на доход, получаемый в виде процентов, дивидендов, арендной платы, роялти или  прироста капитала в результате роста  стоимости активов или их продажи, при соблюдении определенных условий.

В одних странах Центральной  и Восточной Европы почти весь доход от инвестиций считается подлежащим налогообложению. В других с дохода от инвестиций НКО либо взимают налог  с пониженной ставкой, либо освобождают  от налога доход от определенных видов  инвестиций.

До 2002 г. в России не было определенной законодательной позиции в отношении налогообложения «пассивной» экономической деятельности НКО, так как не было очевидно, считается ли получение некоммерческими организациями доходов от инвестиций предпринимательской деятельностью, облагаемой налогом на прибыль.

Начиная с 2002 г. позиция четко  определена в Налоговом кодексе  Российской Федерации: доходы подобного  рода, полученные некоммерческими организациями, считаются доходами, облагаемыми  налогом на прибыль по обычной  ставке.

Анализ действующего российского законодательства и правоприменительной практики показал, что в настоящее время в России существует целый ряд проблем, связанных с применением различных налогов некоммерческими организациями. 

Среди основной группы проблем необходимо отметить вопросы, связанные с определением доходов некоммерческих организаций при определении базы налога на прибыль организаций. В частности, речь идет о следующих проблемах:

Информация о работе Налогообложение НКО в России и за рубежом: деятельность, налогообложение, проблемы и развитие