1. Существуют ограничения
на возможность доноров и благотворителей
осуществлять финансовую поддержку российских
некоммерческих организаций в виде грантов
или безвозмездной помощи, признаваемых
налоговым законодательством целевым
финансированием, – для иностранных лиц
требуется предварительная регистрация
российскими властями.
2. Налоговое законодательство
предусматривает ограниченный набор
сфер деятельности некоммерческих
организаций, на поддержку которых могут
направляться средства целевого финансирования,
не включаемые в базу налога на прибыль
организаций.
3. Российское законодательство
содержит положения, в соответствии
с которыми не включаемые в состав внереализационных
доходов суммы целевых поступлений в виде
пожертвований, признаваемых таковыми
в соответствии с Гражданским кодексом,
могут быть получены в строго
определенных областях (а до
внесения недавних изменений – еще и только
оговоренными в гражданском законодательстве
некоммерческими организациями (учреждениями)).
При этом льготный налоговый режим для
некоммерческих организаций предусмотрен
в отношении пожертвований или поступлений
на осуществление благотворительной деятельности,
однако пожертвованием в соответствии
с Гражданским кодексом признается дарение
вещи или права, а перечень видов благотворительной
деятельности ограничен соответствующим
федеральным законом. Перечисленные ограничения
представляются излишне узкими и не позволяющими
некоммерческим организациям, применяя
налоговые льготы, осуществлять многие
виды деятельности, которые традиционны
для этого сектора.
4. Стоимость услуг, оказанных
безвозмездно некоммерческим организациям,
работ, выполненных в их пользу,
всегда признается доходом некоммерческой
организации, даже если эти услуги (работы)
оказаны (выполнены) с целью поддержки
их уставной деятельности.
5. В настоящее время
стоимость имущества, добровольно передаваемого
некоммерческим организациям на осуществление
деятельности по достижению уставных
целей организации, может быть признана
объектом обложения как налогом на прибыль
организаций, так и налогом на добавленную
стоимость – в зависимости от особенностей
такой передачи.
6. В российском налоговом
законодательстве не полностью
урегулированы вопросы налогообложения
при осуществлении некоммерческими организациями
пассивных инвестиций и получении доходов
от такой деятельности следствием чего
остаются две серьезные проблемы. Во-первых,
формирование крупного источника доходов
некоммерческих организаций сопряжено
с высокими издержками, так как деятельность
НКО, связанная с получением доходов от
пассивных инвестиций, признается предпринимательской,
а, следовательно, средства, передаваемые
некоммерческой организации донором исключительно
на такие цели, включаются в базу
налога на прибыль, а также
признаются объектом обложения налогом
на добавленную стоимость.
Во-вторых, получение некоммерческой
организацией доходов от управления этими
средствами признается предпринимательской
деятельностью, и указанные доходы также
включаются в базу налога на прибыль.
7. Помимо перечисленных,
можно также выделить вопросы,
связанные с существованием некоторых
различий между разными типами
некоммерческих организаций, предоставляющих
сходные услуги. В частности, речь
идет о налоговом режиме для негосударственных
некоммерческих организаций и государственных
(муниципальных) учреждений.
Перечисленное выше свидетельствует
о том, что в России необходима
реформа налогового законодательства,
направленная на устранение налоговых
препятствий для деятельности некоммерческих
организаций
Наиболее целесообразным
представляется заимствование следующих
основных положений налогообложения
НКО зарубежных стран:
создать специальный налоговый
режим для некоммерческих организаций;
расширить перечень областей,
программы в которых могут
финансироваться за счет грантов;
расширить перечень льгот, предоставляемых
некоммерческим организациям, освободить
от налогообложения на доход (прибыль)
пожертвования и любые другие виды безвозмездного
финансирования в пользу НКО;
предоставить юридическим
лицам – благотворителям возможность
принятия к вычету сумм, безвозмездно
переданных НКО для стимулирования
благотворительной деятельности.
Освобождение НКО от налога
на прибыль кажется не нецелесообразным,
так как может привести к мошенническим
действиям со стороны организаций,
созданных для коммерческих целей.
Список литературы:
- Аморин, К.С. Деятельность общественных объединений / К.С. Аморин // Деньги и благотворительность. – 2010. - № 1. – С. 13-14. URL: http://www.lib.tsu.ru.1
- Васильева, М.В. Налогообложение некоммерческих организаций: учеб. пособие / М.В. Васильева, Е.В. Надточий. – Волгоград: ВолГУ, 2009. – 180 с.
- Иванова, И.Ю. Проблемы налогового режима для благотворительности и негосударственных некоммерческих организаций и перспективы его изменения / И.Ю. Иванова, М.И, Либоракина, А.К. Толмасова // Фонд «Институт экономики города». – 2004. – С. 101.2
- Князева. М.В, Системный подход к формированию социально-эффективной системы налогообложения некоммерческих организаций в Российской Федерации / М.В. Князева, Л.С. Гринкевич // Экономика. – 2011. - № 2(14). – С. 142-148.3
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) [Текст]: федер. закон от 05.08.2000 N 117-ФЗ (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.04.2011.). - Режим доступа: http://www.consultant.ru/4
- Синельников-Мурылев, С. Проблемы налогообложения некоммерческих организаций в России / С. Синельников-мурылев, И. Трунин, М. Голодин, Г. Ильясова, Р. Конрад, Н. Корниенко, Т. Малинина, И. Толмачева, Е. Шкребела. – М.: ИЭПП, 2007. – 371 с.5
- Шекова, Е.Л. Экономика и менеджмент некоммерческих организаций: учеб. попсобие / Е.Л. Шекова. - СПб.: Финансы, 2003. – 172 с.6