Налоговая реформа в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 06:06, курсовая работа

Описание

Налоговая система в Российской Федерации практически была создана в 1991 г., когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе. Среди них: “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, “О налоге на прибыль предприятий и организаций”, “О налоге на добавленную стоимость” и другие (введён с 01.01.92).Этот закон установил перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей, определяет плательщиков, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов. Установление и отмена налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также льгот их плательщикам осуществляется высшим органом законодательной власти и в соответствии с вышеуказанным законом.

Содержание

Введение .............................................................................................................................................3
Глава I. Налогообложение - один из важнейших факторов развития рыночной экономики России .................................................................................................................................................4
1.1 Сущность и функции налога.........….........................................................................................4
1.2 Основные принципы построения налоговой системы в экономике России ........................6
1.3 Структура действующей налоговой системы Российской Федерации..................7 1.3.1 Подоходный налог с физических лиц ..........……………..........................................….12 1.3.2 Налог на прибыль предприятий и организаций..............................................................13
1.3.3 Налог на добавленную стоимость.....................................................................................15
1.3.4 Акцизы ..............................................................................................................................16
Глава II. Характеристика современного состояния налоговой системы России...........……18
2.1 Проблемы правовой базы налоговой системы .......……………………......................….18
2.2 Противоречия основных налогов собираемых в Российской Федерации ..................….21
2.3 Нестабильность налоговой системы России ...............................................................….22
Глава III Пути реформирования налоговой системы Российской Федерации.…..................24
3.1 ероприятия по усовершенствованию налоговой системы ........................…................24
3.2 Роль мирового опыта в организации налоговой системы России .................…..............27
Заключение ........................................................................................................................…......29
Список используемой литературы .......................

Работа состоит из  1 файл

Курсовая - Налоговая реформа в России.doc

— 256.00 Кб (Скачать документ)

в размере 30% от капитальных вложений  на  природоохранительные мероприятия;

затрат (по нормативам местных органов власти) на содержание находящихся на балансе предприятий объектов здравоохранения, народного образования, культуры и спорта, детских дошкольных учреждений,  лагерей отдыха, домов престарелых и инвалидов, жилищные фонды, а также затрат на эти цели при долевом участии;

взносов на благотворительные цели, в различные фонды  социально -культурные и оздоровительные, на восстановление объектов культурного и природного наследия, переквалификацию военнослужащих  и  другие с учетом установленных ограничений по отношению к облагаемой налогом прибыли.

Особые  льготы помимо общих установлены для малых предприятий, не превышающих 200 человек:

исключаемая из налоговой базы прибыль, которая  направляется  на строительство, реконструкцию и обновление основных производственных фондов, освоение новой техники и технологии, но не более 50% суммы налога, исчисленного по полной ставке;

освобождение на первые два года работы от  уплаты  налога на  прибыль предприятий по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, производству товаров народного  потребления, строительных, ремонтно-строительных и по производству строительных материалов - при условии, если выручка от указанных видов деятельности превышает 70% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).

Важном моментом налогообложения является то, что для арендных предприятий, созданных на основе аренды имущества государственных  предприятий и их структурных подразделений, сумма налога на прибыль, исчисленная по установленным ставкам, уменьшается на сумму арендной платы, подлежащей в установленном порядке  взносу в бюджет.

Законом предусмотрены особенности определения прибыли иностранных  юридических  лиц.  Налогообложению  подлежит  только та часть прибыли иностранного юридического лица, которая получена в связи с деятельностью на территории Российской Федерации.

Предприятия, организации  и  иностранные  юридические  лица платят  налог на прибыль в размере 32% ; биржи и брокерские конторы, а также предприятия по прибыли от посреднических  операций и  сделок - 45%. В случае если не представляется возможным определить прибыль, полученную иностранным юридическим лицом от деятельности в РФ, налоговый орган вправе рассчитывать ее исходя из нормы рентабельности 25%.

Международные договоры об избежании двойного  налогообложения  и  предотвращению уклонения от налогов на доходы и капитал являются условием сбалансирования взаимных  интересов  двух  или нескольких стран, заинтересованных во взаимной защите капиталовложений  и  обеспечении идентичного налогового режима для юридических лиц договаривающихся стран.

Предприятия России помимо налогов на прибыль уплачивают налоги с других видов доходов и прибыли.

Кроме того, предприятия, организации, учреждения,  предприниматели, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, включая созданные на территории России предприятия с иностранными  инвестициями,  уплачивают налог на пользование автомобильных дорог в размере 0,4% от суммы реализации продукции,  выполняемых работ  и предоставляемых услуг, заготовительные, торгующие (в том числе организации оптовой торговли) и снабженческо-сбытовые  организации в размере 0,03% от оборота.

Важное  место в налоговой системе предприятий занимают платежи, связанные с социальным страхованием, обеспечением занятости населения, медицинским страхованием, пенсионным  фондом.  Так страховой  тариф взносов по отношению к начисленной оплате труда по всем источникам предприятий, организаций, учреждений  независимо  от форм собственности определен в размере 39%, в том числе фонд социального страхования - 5,4%, государственный фонд  занятости  населения  -  2%,  обязательное медицинское страхование - 3,6%, в пенсионный фонд для названных работодателей - 28%.

1.3.3. Активизация перехода к  рыночным  отношениям  обусловливает  необходимость появления новых налогов, непосредственно связанных  с  формированием  стоимости.  Таким налогом является налог на добавленную стоимость.

Добавленная  стоимость  включает  в  себя в основном оплату труда и прибыль и практически исчисляется как разница между стоимостью готовой продукции, товаров и стоимостью сырья,  материалов,  полуфабрикатов, используемых на их изготовление. Кроме того, в добавленную стоимость включается амортизация  и  некоторые другие  элементы. Таким образом, налог на добавленную стоимость, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ, услуг производства и обращения и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки.

Плательщиками налога с оборота являются предприятия и организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, имеющие статус юридического лица и их филиалы;  предприятия  с иностранными инвестициями, занимающиеся производственной и  коммерческой  деятельностью,  индивидуальные  (семейные), частные предприятия; различные международные объединения и иностранные  юридические  лица. 

Налогооблагаемой  базой  для  данного налога служит валовая стоимость на каждой стадии движения товара  от  производства  до конечного  потребителя, т.е. только часть стоимости товаров, новая, возрастающая на очередной стадии прохождения товара. Отсюда объектами налогообложения являются обороты по реализации товаров на территории Российской Федерации, в том  числе  производственно-технического назначения, как собственного производства, так и приобретенных  на стороне, а также выполненных работ и оказанных услуг.

Объектами налогообложения являются также  товары,  ввозимые на территорию России в соответствии с установленными таможенными режимами, исключая гуманитарную помощь.

Законом определен перечень товаров (работ, услуг), освобождаемых от налога. Этот перечень является единым на всей территории Российской Федерации.

Не облагаемые НДС обороты по реализованным товарам, выполненным работам и оказанным услугам.

Продажа товаров:

-          на экспорт

-          для официального и личного пользования иностранными представительствами (в том числе членами семей официальных представителей)

-          марок маркированных открыток, конвертов, лотерейных билетов, другой аналогичной продукции

-          продукция студенческих, школьных столовых, детских дошкольных учреждений, социально – культурных организаций, финансируемых из бюджета

-          научно-исследовательские проектные и экспериментальные работы, финансируемые из бюджета  и т.д.

Реализация услуг и работ:

-          Операции по страхованию и перестрахованию

-          Банковские операции, кроме операций по инкассации

-          операции, связанные с обращением валюты, ценных бумаг, денег (кроме брокерских и посреднических)

-          патентно-лицензионные операции (кроме посреднических)

-          ритуальные услуги

-          доходы от казино, от игровых автоматов, выигрыши на ипподромах и т.д.

Денежные взносы:

-          квартирная плата

-          плата за приватизируемое имущество

-          пошлинные и лицензионные сборы

-          плата за содержание детей в детских учреждениях, плата за обучение детей в кружках, секциях, студиях

-          платные медицинские услуги и т.д.

 

1.3.4 Акцизы являются косвенным налогом, включенным в цену  товара, и оплачивается покупателем. В соответствие с Законом РФ от 6 декабря 1991г. № 1993-1 «Об акцизах» (с учетом изменений и дополнений) и Инструкцией ГНС РФ от 22 июля 1996г. № 43 налогообложению подлежит довольно широкий круг товаров.

 

 

 

 

Плательщики акцизов:

По товарам отечественного производства: предприятия – производители подакцизных товаров, являющиеся юридическими лицами. Иностранные юридические лица ( предприниматели) имеющие в РФ постоянное представительство.

По товарам их давальческого сырья:  предприятия и организации, платившие стоимость работы по изготовлению подакцизных товаров и реализующие эти подакцизные товары.

По товарам, ввезенным в РФ: предприятия и организации, перемещающие товары через границу РФ для свободного перемещения по территории РФ

С 1997г. в состав плательщиков введены индивидуальные предприниматели (Изменения № 1 к Инструкции ГНС РФ от 22 июля 1996г. № 43 «О порядке исчисления и уплаты акцизов».)

Объектом налогообложения является оборот (стоимость)  подакцизных товаров собственного производства, реализуемых по отпускным ценам,  включающим акциз. К числу таких товаров, подлежащих обложению акцизами, относятся: винно-водочные изделия,  этиловый спирт  из пищевого сырья, пиво, табачные изделия, легковые автомобили, грузовые автомобили емкостью до 25 т.,  ювелирные  изделия,  бриллианты, изделия из хрусталя, ковры и ковровые изделия, меховые изделия, а также одежда из натуральной кожи. Сумма акциза учитывается в базе обложения  налогом  на  добавленную  стоимость. Отдельные товары акцизами не облагаются. Ставки акцизов утверждаются Правительством Российской Федерации и являются едиными на всей территории России.

За 1996 – 1997гг. в отношении акцизов налоговый регламент неоднократно менялся. Наиболее частыми были изменения ставок акцизов перечня подакцизных товаров. В начале 1997г. был принят Закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон « Об акцизах», который существенно дополнил перечень подакцизных товаров и увеличил ставки акциза, Были уточнены положения об акцизном регулировании товаров, ввозимых на территорию России. В расчетах суммы акциза предусмотрено использование следующей формулы:

                           С = Н*А/100% - А

Где С – сумма акциза;

      Н – отпускная цена без учета акциза или таможенная стоимость, увеличенная на таможенную пошлину и таможенные сборы, которые выступают в качестве налогооблагаемого объекта;

      А – ставка акциза в процентах ( обычно называемая адвалорной ставкой)

С принятием Закона от 10 января 1997г. № 12-ФЗ облагаемый оборот по стоимости подакцизных товаров из расчета отпускной цены с акцизом не определяется. По всем подакцизным товаром ( кроме товаров, производимых из давальческого сырья), по которым действуют процентные (адвалорные) ставки акцизов, облагаемым оборотом является стоимость произведенных и реализованных товаров, рассчитанная по отпускной цене без акциза.

По подакцизным товаром, по которым с 1 января 1997г. действуют твердые ставки, исчисляют сумму акциза из расчета объема произведенного и реализованного товара в натуральном выражении как на сторону так и для собственного производства натуральном выражении.

Однако, несмотря на корректировку формирования акцизов, методика их исчисления для уплаты в бюджет практически не изменилась.

 

 

Глава II. Характеристика современного состояния налоговой системы РФ

  

Основы налоговой системы России законодательно оформлены в 1991 г. Создание новой особой формы взаимоотношений государства и налогоплательщика не обошлось без противоречий между налогообложением и отдельными элементами хозяйственного механизма: кредитованием, ценообразованием, валютным регулированием и др. Главным препятствием к становлению эффективной налоговой системы является кризис экономики.

Нынешние налоги в своей основе формировались в условиях экономического кризиса, что не могло не отразиться на их количестве, структуре и ставках. Характерным является крен в сторону выполнения фискальной функции налогов. Это не удивительно, т. к. в условиях бюджетного дефицита, падения объёмов производства, инфляции был велик соблазн все экономические проблемы государства ,решить при помощи налогов. Отсюда их чрезмерное количество, завышенные ставки, противоречивое воздействие на процессы воспроизводства. Как следствие, попытки налогоплательщиков разными путями уйти от налогов, отсюда чрезмерно высокая недоимка налогов в бюджеты разных уровней.

    Во многом действующая налоговая система соответствует, по крайней мере по форме, налоговым системам зарубежных стран. Слишком велико было желание внедрить сразу все атрибуты рыночной экономики уже на переходном этапе, который переживает российская экономика. Новые налоги тяжёлым бременем легли на предприятия, экономика которых и без того была подорвана непродуманными мерами в области политики цен. Налоги повлекли также и снижение уровня жизни россиян. Особенно удушающим оказался НДС, первоначальная ставка которого была установлена на уровне 28%. Несмотря на то что его ставка в последующем была снижена до 20%, он по-прежнему является одним из факторов роста цен. Кроме того, в налоговой системе России просматриваются серьёзные противоречия между ставками на отдельные налоги. Так, например, если в 1996 г. общая ставка налога на прибыль составляет 35%, то доля платежей за пользование природными ресурсами относительно невысока - 2,8%, а значение налога на имущество явно принижено - на него приходится всего 6,5% доходов консолидированного бюджета. Таких примеров можно приводить очень много, поэтому стоит проблемы нынешнего налогового законодательства стоит рассмотреть подробнее.

К серьезным недостаткам налогового режима,  ухудшающим инвестиционный климат в России,  следует отнести его нестабильность. Нестабильность налоговой системы  является  существенным, если не основным, экономическим фактором, сдерживающим привлечение иностранного капитала в  российскую  экономику.

Информация о работе Налоговая реформа в России