Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 13:50, доклад
Налоговая система Республики Беларусь начала работать в условиях экономического кризиса, свертывания производства на крупных предприятиях, которые традиционно обеспечивали основной объем поступлений в бюджет. При этом основная задача налоговой системы было формирование бюджета, обеспечивающего финансирование всех государственных расходов и регулирование макроэкономического равновесия путем сдерживания бюджетного дефицита (не более 2-3% к ВВП).
Понятие «налог» уходит своими корнями в глубь веков. В нем заключен не только экономический, но и философский смысл. В исследовании природы и содержания этого понятия необходимо придерживаться логики последовательного проникновения в сущность процессов и явлений, ассоциирующихся в современном сознании с отчуждением индивидуальных доходов и их концентрацией в общегосударственном централизованном фонде денежных средств - государственном бюджете.
В
настоящее время налоги, подобно
государственному кредиту, расходам государства
и т. д., являются одним из элементов
системы финансовых отношений и
находятся во взаимосвязи и
Налоговая система государства - это совокупность налогов, пошлин и сборов, установленных на его территории и взимаемых с целью создания централизованного общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания.
Налоговая
система любого государства создается
сообразно общественно-
Налоговая система Республики Беларусь начала работать в условиях экономического кризиса, свертывания производства на крупных предприятиях, которые традиционно обеспечивали основной объем поступлений в бюджет. При этом основная задача налоговой системы было формирование бюджета, обеспечивающего финансирование всех государственных расходов и регулирование макроэкономического равновесия путем сдерживания бюджетного дефицита (не более 2-3% к ВВП). Необходимость приоритетного финансирования отдельных расходов в режиме бюджетной экономии способствовала созданию дополнительных источников дохода в виде создания различных целевых бюджетных и внебюджетных фондов. В результате налоговое законодательство характеризовалось фискальной направленностью, нестабильностью, наличием большого количества неэффективных форм налогообложения.
В основу налоговой системы Республики Беларусь положены две группы принципов. Первые - всеобщие, или фундаментальные, принципы, которые так или иначе используются в налоговых системах стран мирового сообщества. О них писали в своих трудах А. Смит, Д. Рикардо и А. Вагнер. Вторые - функциональные, или организационно-правовые, принципы построения налоговой системы, которые формулируются в конкретных условиях общественно-политического и социально-экономического развития страны. Очевидно, что лишь некоторые фундаментальные принципы налогообложения в полной мере применяются в нашей стране (например, принцип всеобщности), некоторые – лишь частично (например, принцип удобности и справедливости), а некоторые вовсе не входят в систему правовых отношений налогоплательщиков с государством (например, принцип простоты).
В
настоящее время систему
Налоговая система Республики Беларусь еще достаточно молода, и в настоящее время ведется активная работа по упрощению механизма исчисления отдельных платежей, рационализации структуры налогов в направлении общего снижения налоговой нагрузки. Немаловажным является достижение определенной стабильности налогообложения, от которой во многом зависят возможности планирования бизнеса на перспективу. Однако стабильность не означает абсолютную неизменность налоговой системы, а, напротив, предполагает ее периодическое реформирование и максимальную адаптацию к изменяющимся экономическим условиям.
Одним из направлений совершенствования налоговой системы должно стать осуществление работы по дальнейшему упрощению механизма взимания и сокращению общего количества обязательных платежей в бюджет и в первую очередь платежей из выручки, или оборотных налогов. Но, учитывая, что с позиций фискального значения эти налоговые рычаги играют важную роль как наиболее стабильный и гарантированный источник поступлений в бюджет, отмена указанных платежей в ближайшем будущем неосуществима и будет возможна лишь по мере их замещения иными источниками финансирования государственных расходов. Причем необходимо не только постепенно сокращать совокупную ставку оборотных налогов, но и не допускать введения новых.
К наиболее существенным недостаткам формирования белорусской налоговой системы следует отнести:
-
отсутствие системного подхода
в формировании концепции
- высокий уровень фискального изъятия за счет применения налоговых и параналоговых инструментов;
-
нестабильность налогового
За последние годы в республике были предприняты реальные шаги, направленные на устранение диспропорций в налоговом законодательстве:
- введена в действие с 1 января 2004 года Общая часть Налогового кодекса, являющегося основным правовым документом, регламентирующим сферу налоговых отношений;
-
сокращено значительное число
индивидуальных льгот и
- ведется постепенное снижение ставок оборотных налогов и налогов на фонд оплаты труда и упрощается механизм их исчисления и уплаты.
Основные направления реформирования системы налогообложения в соответствии с новым переходным этапом экономического развития национальной экономики можно определить следующим образом:
-
снижение общего уровня
-
оптимизация структуры
-
реформирование системы
-
упрощение и модернизация
-
ориентация методов налогового
регулирования на создание
-
введение Специальной части
Подоходный налог с физических лиц
Подоходным налогом облагается доход физических лиц, полученный в течение календарного года:
Есть несколько видов дохода, не облагаемого этим налогом (стоимость путевок, за исключением туристических, в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, оплаченных за счет средств социального страхования, а также за счет средств республиканского и местных бюджетов; все виды социальных пособий; средства, вырученные от продажи личного имущества (недвижимость – раз в пять лет и автотранспортные средства – раз в год); доходы от продажи продукции, произведенной на приусадебных участках и др.).
Подоходный налог с физических лиц взимается по ставке 12 процентов.
Плательщики при наличии оснований могут воспользоваться стандартными, социальными и другими налоговыми вычетами.
При определении размера налоговой базы плательщик имеет право на получение следующих стандартных налоговых вычетов:
Плательщик имеет право на получение социального налогового вычета:
Налог на прибыль
Плательщиками налога на прибыль являются юридические лица Республики Беларусь, иностранные юридические лица и международные организации, осуществляющие деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, простые товарищества, хозяйственные группы.
Налогооблагаемая прибыль определяется как общая сумма прибыли от реализации товаров (работ, услуг), иных ценностей (включая основные средства, товарно-материальные ценности, нематериальные активы, ценные бумаги), имущественных прав и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.
Ставка налога на прибыль составляет 24 процента.
Налоговые льготы в виде снижения ставок налога установлены в законодательном порядке для:
От налога на прибыль освобождаются: