Налоговая система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 12:52, реферат

Описание

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………………2

Глава 1. Понятие и структура налоговой системы Российской Федерации..4

1.1 Понятие и сущность налогов и сборов…………………………………………………….4

1.2 Структура налоговой системы РФ……………………………………………………………6

1.3 Механизм управления налоговой системой РФ……………………………………..9

Глава 2. Характеристика налоговой системы Российской Федерации………..13

2.1 Структура и динамика налоговых поступлений в Федеральный Бюджет РФ…………………………………………………………………………………………………………………….13

2.2 Антикризисные мероприятия по собираемости налогов в бюджеты……17

Глава 3. Проблемы и пути реформирования налоговой системы Российской Федерации………………………………………………………………………………………………………19

Заключение…………………………………………………………………………………………………….22

Список использованной литературы……………………………………………………………..23

Работа состоит из  1 файл

налоговое право.docx

— 52.04 Кб (Скачать документ)

   В настоящее время, аккумулируя налоги в бюджетном фонде, государство финансирует важнейшие направления жизни и деятельности как общества в целом, так и отдельных индивидуумов: здравоохранение, образование, культура и искусство, правоохранительная деятельность, государственное управление, инвестиционная деятельность в областях промышленности и сельского хозяйства и многое другое.

   Очень важно отметить, что именно за счет налоговых поступлений государству удается удовлетворить различные потребности его граждан. Доля налоговых поступлений в центральных бюджетах развитых стран составляет 80-90%. В России по федеральному бюджету за 2007 год сумма налоговых доходов составляет около 70%.

   Налоговая система является одним из наиболее действенных инструментов экономической политики государства. С одной стороны, она обеспечивает формирование доходных источников бюджетов всех уровней. С другой стороны, меняя объемы изъятий финансовых ресурсов хозяйственных субъектов, государство влияет на экономическое поведение налогоплательщиков, реализуя тем самым регулирующую функцию налогов. Как известно, налоги выполняют две главные функции - фискальную и регулирующую. Именно выполняемые функции позволяют определить роль налогов в экономике и их место в жизни общества.

    Фискальная функция налогов обуславливает основное предназначение налогов, так как налоги в современных условиях являются основным способом привлечения доходов в бюджет государства, основой его благосостояния.

   Современная налоговая система РФ введена в действия с 1 января 1992г. на основе Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ", принятого 27 декабря 1991г. Несовершенство этого Закона РФ связано было наряду с множеством ее недостатков, прежде всего с отсутствием единой законодательной и нормативной базы налогообложения. В целях разрешения сложившихся в налоговой системе проблем в Российской Федерации с 1января 1999 года введена часть первая НК РФ. Косарева Т.Е. Налогообложение физических и юридических лиц.М. 2005. - С.120.

   Огромное значение для формирования бюджета любого уровня имеют государственные доходы. Доходы представляют собой часть национального дохода страны, обращаемого через различные виды денежных поступлений в собственность государства с целью создания финансовой базы для осуществления задач и функций. Источники и виды государственных доходов и назначение каждого их них определяются экономической и правовой системой страны. Рассматривая понятие бюджета, нужно сказать, что бюджет занимает центральное место в финансовой системе любого государства, это имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год.

Бюджетный кодекс РФ (БК РФ) определяет бюджет как "форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных  для финансового обеспечения  задач и функций государства  и местного самоуправления".

   Бюджетная система - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетных субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Согласно  ст.10 Бюджетного кодекса, бюджетная  система Российской Федерации состоит  из бюджетов следующих уровней:

  • федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  • бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • местных бюджетов.

   В России в настоящее время в структуре доходов федерального бюджета основная масса - налоговые доходы (свыше 60%) и меньшая часть, включая таможенные пошлины, - неналоговые, в том числе от продажи государственного имущества

Федеральные налоги и сборы устанавливаются  Налоговым кодексом РФ и являются обязательными к уплате на всей территории России. В перечень этих налогов входят:

  • Налог на добавленную стоимость;
  • Акцизы;
  • Налог на прибыль организации;
  • Налог на доходы физических лиц;
  • Государственная пошлина;
  • Водный налог;
  • Сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;
  • Единый социальный налог;
  • Налог на добычу полезных ископаемых;                                         
  • Налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами;

   Налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, а также налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, зачисляются в федеральный бюджет при соблюдении следующих нормативов:

налога на прибыль организаций по ставке, установленной  для зачисления указанного налога в  федеральный бюджет, - по нормативу 100 процентов;

налога на прибыль организаций (в части  доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью  в Российской Федерации через  постоянное представительство, а также  в части доходов, полученных в  виде дивидендов и процентов по государственным  и муниципальным ценным бумагам) - по нормативу 100 процентов;

налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 1995 года N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, - по нормативу 20 процентов;

налога на добавленную стоимость - по нормативу 100 процентов;

акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья - по нормативу 50 процентов;

акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением пищевого, - по нормативу 100 процентов;

акцизов на спиртосодержащую продукцию - по нормативу 50 процентов;

акцизов на табачную продукцию - по нормативу 100 процентов;

акцизов на автомобильный бензин, прямогонный  бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей - по нормативу 40 процентов;

акцизов на автомобили легковые и мотоциклы - по нормативу 100 процентов;

акцизов по подакцизным товарам и продукции, ввозимым на территорию Российской Федерации, - по нормативу 100 процентов;

налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (газ горючий  природный) - по нормативу 100 процентов;

налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением  газа горючего природного) - по нормативу 95 процентов;

налога на добычу полезных ископаемых (за исключением  полезных ископаемых в виде углеводородного  сырья, природных алмазов и общераспространенных полезных ископаемых) - по нормативу 40 процентов;

налога на добычу полезных ископаемых на континентальном  шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации - по нормативу 100 процентов;

регулярных  платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (газ горючий  природный) - по нормативу 100 процентов;

регулярных  платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (за исключением  газа горючего природного) - по нормативу 95 процентов;

регулярных  платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) на континентальном шельфе, в исключительной экономической  зоне Российской Федерации, за пределами  территории Российской Федерации при выполнении соглашений о разделе продукции - по нормативу 100 процентов;

сбора за пользование  объектами водных биологических  ресурсов (исключая внутренние водные объекты) - по нормативу 70 процентов;

сбора за пользование  объектами водных биологических  ресурсов (по внутренним водным объектам) - по нормативу 100 процентов;

водного налога - по нормативу 100 процентов;

единого социального  налога по ставке, установленной Налоговым  кодексом Российской Федерации в  части, зачисляемой в федеральный  бюджет, - по нормативу 100 процентов;

государственной пошлины (за исключением государственной  пошлины, подлежащей зачислению в бюджеты  субъектов Российской Федерации  и местные бюджеты и указанной  в статьях 56, 61.1 и 61.2 Бюджетного Кодекса  РФ) - по нормативу 100 процентов. 

2.2 Антикризисные мероприятия  по собираемости  налогов в бюджеты.

   Правительством в декабре 2008 года утвержден План мероприятий по преодолению кризисных явлений в экономике региона. Антикризисные мероприятия осуществляются одновременно в нескольких направлениях. Первое - минимизация роста безработицы и стабилизация производства. В связи с этим Программа реализации мер по поддержке рынка труда, принятая Правительством, предусматривает в случае угрозы массового увольнения опережающее профессиональное обучение, временное трудоустройство, содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных. Кроме того, как при софинансировании из федерального бюджета, так и самостоятельно осуществляется бюджетное субсидирование предпринимателей всех отраслей экономики.

Второе - усиление управления доходными источниками. Начиная с 2008 года действует План мероприятий по увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов в бюджет. Инструментом его реализации являются Соглашения, заключаемые между Правительством и администрациями муниципальных районов. Немаловажную роль в реализации данных Соглашений сыграли отраслевые соглашения о взаимодействии и социально-экономическом сотрудничестве в соответствующей сфере, заключенные на 2009-2011 годы между органами исполнительной власти и субъектами предпринимательской деятельности.

Практика  заключения соглашений дала положительный  результат: обеспечены обязательства  по увеличению заработной платы как  муниципальным бюджетникам, так  работникам производственной сферы. Объем  дополнительных поступлений налоговых  и неналоговых доходов за 2008 год  составил 12% к первоначальному плану. По итогам I полугодия 2009 года условия  Соглашений в части налоговых  и неналоговых доходов исполнены  с увеличением на 17,1%.

Экономический и социальный эффект совместных действий органов государственного и муниципального управления, хозяйствующих субъектов  нашел отражение в положительной  динамике макроэкономических показателей  в январе - июне текущего года. При  росте цен на закупаемые промышленные товары более чем на 28% индекс промышленного  производства вырос на 8%, номинальная  начисленная среднемесячная заработная плата на 19,2%.

Третье. Любой  кризис подталкивает к совершенствованию  структуры управления и оптимизации  нерациональных расходов. В соответствии с рекомендациями Министерства финансов РФ с 1 апреля 2009 года в органах исполнительной власти сокращена численность госслужащих. Для муниципальных образований, подпадающих по действие п.2 ст.136 Бюджетного кодекса РФ, утверждены нормативы  формирования расходов на оплату труда  депутатов, выборных должностных лиц  и муниципальных служащих. В дополнение к этим ограничениям, Правительство  утвердило нормативы расходов на содержание органов местного самоуправления.

В целях  минимизации расходов на коммунальные услуги Правительство утверждает натуральные  и стоимостные лимиты. Сверхлимитное  потребление оформляется дополнительными  соглашениями и оплачивается за счет средств учреждений, полученных от платных услуг. Кроме того, межведомственными  рабочими группами проведены проверки эффективности работы действующей бюджетной сети учреждений социальной сферы. 
 
 
 
 
 

Глава 3. Проблемы и пути реформирования налоговой системы  Российской Федерации.

  На сегодняшний день российская налоговая система находится в плачевном состоянии. За последние два года она не только не стала совершенствоваться дальше, но и переходить в стадию деградации. Это видно потому, как изменяется налоговое законодательство, какие "заплатки" ставятся в отдельные нормы. Они абсолютно не систематизированы и уж точно не имеют серьезного экономического обоснования. И, что самое печальное, что у правительства нет программы по её реформе. По крайней мере, программы как набора последовательных действий, направленных на достижение конкретной цели. То, что сегодня представлено как "основные направления налоговой политики", - это просто набор разрозненных методов, неоднократно отвергавшихся ещё три - пять лет назад.

Информация о работе Налоговая система РФ