Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 07:54, реферат
Легальное определение понятие «налоговая тайна» дано в п.1 ст.102 НК РФ, согласно которому: «Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений: 1) разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия; 2) об идентификационном номере налогоплательщика;
Налоговая тайна
Понятие налоговой тайны
Легальное определение понятие «налоговая тайна» дано в п.1 ст.102 НК РФ, согласно которому: «Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений: 1) разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия; 2) об идентификационном номере налогоплательщика; 3) о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения; 4) предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам); 5) предоставляемых избирательным комиссиям в соответствии с законодательством о выборах по результатам проверок налоговым органом сведений о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга, а также об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности».
По поводу информации, составляющей налоговую тайну, могут складываться различные правоотношения, связанные со сбором, получением, хранением, распространением, защитой такой информации, а также ответственностью за неправомерное ее разглашение и использование. Институт налоговой тайны является комплексным, включающим в себя нормы не только налогового, но и информационного, административного, уголовного и других отраслей права.
Содержание налоговой тайны
Согласно ст. 102 НК РФ налоговую
тайну составляют любые сведения
о налогоплательщике. Из установленного
ст.102 НК РФ положения, следует, что
сведения могут быть, прежде всего,
любыми по форме - это может быть
любая письменная (электронная) информация
о налогоплательщике, ставшая известной
должностному лицу налогового органа
при исполнении им законных полномочий:
документ, магнитный диск, видеозапись,
фото-кино съемка (ст. 92 НК РФ). По своему
содержанию сведения так же могут
быть любыми, то есть включать в себя
не только сведения, непосредственно
связанные с вопросами
Одним из важнейших признаков объекта
налоговой тайны является то, что
сведения, ее составляющие, являются только
сведения о лице (налогоплательщике),
т.е. это может быть любая информация,
относящаяся к конкретному
Основным признаком сведений, составляющих налоговую тайну, отличающим ее от других видов тайн, является то, что сведения о налогоплательщике должны быть получены налоговым органом при исполнении своих полномочий. Сведения о налогоплательщике, полученные должностным лицом не в связи с осуществлением им своих полномочий, налоговой тайной не являются. В этом случае отсутствует само основание отнесения сведений к налоговой тайне, так как любое третье лицо тем же способом может получить такую информацию о налогоплательщике без каких-либо препятствий.
Получение налоговым органом информации
о налогоплательщике
В соответствии со ст.82 НК РФ налоговый
контроль осуществляется должностными
лицами налоговых органов в пределах
своих полномочий посредством налоговых
проверок, получения объяснений от
налогоплательщиков, налоговых агентов
и плательщиков сборов, проверки данных
учета и отчетности, осмотра помещений
и территорий, используемых для извлечения
дохода (прибыли), а так же в других
формах, предусмотренных НК РФ. Любая
из перечисленных форм налогового контроля
предполагает получение налоговыми
органами различной информации о
налогоплательщике, источником которой
не обязательно будет сам
Ст. 24, 85, 86, 90, 93 НК РФ устанавливает
обязанность определенных физических
лиц и организаций
Ст. 102 НК РФ предусмотрен перечень сведений, которые не являются налоговой тайной (см. выше). В связи с этим перечнем интересно постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 14.12.2007 по делу, в котором ИФНС отказала налогоплательщику в сообщении информации о добросовестности его контрагентов, решив, что такой отказ является правомерным, т.к. данные сведения составляют налоговую тайну и имеют специальный режим доступа.[2]
Как указал суд, признавая позицию ИФНС неправомерной, ст. 102 НК РФ содержит исчерпывающий перечень сведений, не относящихся к налоговой тайне, согласно которому сведения о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения не относятся к налоговой тайне. Запрошенные сведения к налоговой тайне не относятся.
Таким образом, из данного решения можно сделать практический вывод – для любого налогоплательщика существует возможность затребовать информацию о добросовестности контрагента у ИФНС.
Кроме того, отказ ИФНС влияет на права
организации как
Исходя из сказанного в данном разделе,
можно сделать следующие
В ст.102 НК РФ предусмотрен закрытый перечень сведений, исключаемых из объекта налоговой тайны. Вместе с тем, единого критерия разграничения сведений, составляющих налоговую тайну, и сведений, таковой не являющихся, законодателем не предусмотрено;
Налогоплательщик имеет
Соотношение банковской и налоговой тайны
Соотношение банковской и налоговой
тайны также имеет свои особенности.
В соответствии со ст.26 ФЗ от 02.12.1990 №395-1
«О банках и банковской деятельности»
банки обязуются хранить тайну
об операциях, счетах и вкладах ее
клиентов и корреспондентов, а также
об иных сведениях, устанавливаемых
кредитной организацией, если это
не противоречит федеральному закону.
Вместе с тем п. 11 ст. 31 НК РФ предоставляет
налоговым органам право
В ст. 86 НК РФ предусмотрены обязанности банков в связи с учетом налогоплательщиков. К их числу помимо прочего относится обязанность сообщать об открытии или закрытии счета организации, индивидуального предпринимателя в налоговый орган по месту их учета в пятидневный срок со дня соответствующего открытия или закрытия такого счета. Кроме того, банки обязываются выдавать налоговым органам справки по операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, в течение пяти дней после мотивированного запроса налогового органа (ст. 26 ФЗ «О банках и банковской деятельности»). Вся эта информация будет охраняться в режиме налоговой тайны.
Интересна судебная практика по делам, связанным с запросом информации налоговыми органами у банков.
Например, в своем постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 19.03.2008 указал, что запрашиваемая налоговым органом у банка информация о суммах процентов по залоговым обязательствам любого рода, выплаченным за год, относится к информации, составляющей банковскую тайну.
В связи с этим суд сделал вывод
о том, что требование налогового
органа о предоставлении указанной
информации относится к документам,
требующим особого
В постановлении того же суда от 13.03.2008
суд счел, что справки по счетам
и вкладам физических лиц выдаются
кредитной организацией им самим, судам,
органам принудительного
Статья 26 ФЗ «О банках и банковской
деятельности» не предусматривает
представления банком справок о
размере заработной платы физических
лиц, представляемых ими в банк для
получения кредита. В связи с
этим банк правомерно отказал органам
прокуратуры в предоставлении информации
о заключенных кредитных
Иностранным организациям, также признаваемым
налогоплательщиками, право на соблюдение
и сохранение налоговой тайны
предоставляется в полном объеме,
наравне с российскими
Лица, имеющие доступ к налоговой тайне. Возможность предоставления сведений, составляющей налоговую тайну, налоговыми органами
Доступ к налоговой тайне
имеют суды общей юрисдикции РФ и
арбитражные суды РФ. При производстве
по делам, возникающим в связи
с оспариванием ненормативных актов,
решений и действий (бездействий)
налоговых органов и
Информация, необходимая для
Сведения о наличии у должника
денежных средств и иных ценностей,
находящихся на счетах и во вкладах
или на хранении в банках и иных
кредитных организациях могут быть
предоставлены взыскателю по его
заявлению при наличии у него
исполнительного листа с не истекшим
сроком давности (ст.46 ФЗ от 21.07.1997 №119-ФЗ;
п.2 Приказа МНС РФ от 23.01.2003 №БГ-3-28/23
«Об утверждении порядка