Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 07:54, реферат
Легальное определение понятие «налоговая тайна» дано в п.1 ст.102 НК РФ, согласно которому: «Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений: 1) разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия; 2) об идентификационном номере налогоплательщика;
На уровне федерального законодательства предусмотрены и другие[6] случаи предоставления информации, составляющей налоговую тайну, налоговыми органами (таможенной службе, Счетной палате, по запросам члена Совета Федерации, Государственной Думы и др.) Во всех случаях такого предоставления на лиц, получивших данную информацию, возлагается обязанность по соблюдению и сохранению налоговой тайны.
Принцип налоговой публичности
Несмотря на то, что институт налоговой
тайны имеет важное значение для
защиты прав налогоплательщиков, во многих
странах (Швеция, Норвегия, Франция, Италия)
наряду с обязанностью налоговых
органов и их должностных лиц
по неразглашению сведений о налогоплательщиках,
существует законодательно закрепленная
возможность публикации определенных
налоговых сведений, так называемая
налоговая публичность. Правовую
основу налоговой публичности в
данных странах составляет конституционное
право каждого на ознакомление с
документами и материалами
Ответственность за несоблюдение режима налоговой тайны
Одной из важнейших составляющих режима
правовой защиты информации является
ответственность за нарушение налоговой
тайны. Ч.4 ст.102 НК РФ определяет два
вида нарушений режима налоговой
тайны: - разглашение налоговой тайны
и утрата документов, в которых
есть сведения, являющиеся налоговой
тайной организации. За эти нарушения
виновные привлекаются к ответственности.[8]
Однако привлечение к такой
Понятия разглашение дано в ст.102 НК РФ не совсем четко. Так, разглашение определяется как использование или передача другому лицу производственной или коммерческой тайны налогоплательщика, ставшей известной должностному лицу налогового органа, органа государственного внебюджетного фонда, органа внутренних дел или таможенного органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей. Большинство авторов отмечают ущербность такого определения. Дело в том, что круг сведений составляющих налоговую тайну гораздо шире, и включает помимо сведений, составляющих коммерческую и производственную тайны, также и другие сведения о налогоплательщике. Кроме того, разглашение может выражаться не только в использовании и передаче сведений, но также в придании их огласке, например путем публикации в средствах массовой информации. Поэтому под разглашением предлагается понимать виновное противоправное нарушение режима налоговой тайны, выразившееся в действии (бездействии) должностного лица налогового органа, органа внутренних дел или таможенного органа, в результате которого она стала доступна третьим лицам.[9]
В п.3 ст. 102 НК РФ установлено, что сведения
о налогоплательщике имеют
Действующим законодательством за разглашение и незаконное использование сведений, составляющих налоговую тайну, предусмотрена уголовная, административная, дисциплинарная ответственность.
Уголовная ответственность за незаконное
получение и разглашение
Ч.2 ст.183 УК РФ предусмотрено наказание за незаконное разглашение или использование сведений, составляющих налоговую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе. Этот состав полностью соответствует положениям ст.102 НК РФ. Использование здесь следует понимать распоряжение субъектом этими сведениями (продажа, обмен, применение их в других целях). Наказываются такие деяния штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до трех лет.
Деяния, предусмотренные ст. 183 УК РФ,
характеризуются наличием прямого
умысла у лица, их совершившего. Часть
3 ст. 183 предусматривает повышенную
ответственность за деяния, указанные
в ч. 1 или ч. 2 этой же статьи, причинившие
крупный ущерб или совершенные
из корыстной заинтересованности. Крупный
ущерб - это наступление
Часть 4 рассматриваемой статьи конструирует
состав данного преступления при
особо отягчающих обстоятельствах:
если указанные деяния повлекли тяжкие
последствия. Их определение (как и
размера крупного ущерба) - вопрос факта,
и зависит от конкретных обстоятельств
дела. К таким последствиям (тяжким)
может относиться, например, вынужденное
банкротство предпринимателя, заболевание
тяжким недугом владельца
С учетом конкретных обстоятельств должностное лицо, виновное в утрате документов, составляющих налоговую тайну, может быть привлечено к ответственности по ст.293 УК РФ – «Халатность». Под халатностью понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей, повлекшее причинение крупного ущерба. Такое неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом налогового органа, органа внутренних дел или таможенного органа, может повлечь за собой выход документов, содержащих сведения, составляющие налоговую тайну, из владения соответствующего органа или лица, в том числе их уничтожение.[13]
Общие положения имущественной
ответственности налоговых
Следует отметить, что в указанных
статьях речь идет лишь об имущественной
ответственности обязанных лиц,
однако многие авторы признают, что
в случае нарушения режима налоговой
тайны возмещению может подлежать
и моральный вред, на основании
ст.151, 1099-1101 ГК РФ.[14] Такой вывод можно
сделать из Постановления Пленума
ВС РФ от 20.12.1994 №10 «Некоторые вопросы
применения законодательства о компенсации
морального вреда», согласно которому
отсутствие в законодательном акте
прямого указания на возможность
компенсации морального вреда по
конкретным правоотношениям не всегда
означает, что потерпевший не имеет
права на его возмещение. Определяющим
в вопросе компенсации
Ст.12 ФЗ «О налоговых органах» предусматривает дисциплинарную ответственность должностных лиц налоговых органов за невыполнение или ненадлежащее выполнение ими своих обязанностей. Это положение сходно с составом преступления, предусмотренным ст.293 УК РФ, о котором было сказано выше, однако в отличие от халатности, такие действия не обязательно должны влечь за собой причинение крупного ущерба.
Судебная практика по данному вопросу (разглашение сведений, составляющих налоговую тайну), в справочно-правовых системах отсутствует.
В литературе встречается мнение,
что в отношении должностных
лиц, допустивших нарушение режима
налоговой тайны, возможно применение
мер административной ответственности.
[15] Ст.13.14 КоАП РФ предусматривает, что
разглашение информации, доступ к
которой ограничен федеральным
законом лицом, получившим доступ к
такой информации в связи с
исполнением служебных или
Значение института налоговой тайны
Правовое значение налоговой тайны состоит в том, что она обеспечивает защиту прав и законных интересов налогоплательщиков в отношении информации, отнесенной законодательством к налоговой тайне.
Данный правовой институт тесно
пересекается с институтом банковской
тайны, что влечет за собой как
определенные плюсы для налогоплательщика
– так как финансовые учреждения
не спешат расставаться с принадлежащей
им информацией, так и определенные
минусы – законные основания у
налоговых органов для
В заключении также хотелось бы повторить некоторые практические выводы:
налогоплательщики имеют возможность
затребовать информацию о добросовестности/
информация, составляющая налоговую тайну, может быть раскрыта достаточно широкому кругу лиц, в том числе приставам-исполнителям и взыскателю, у которого есть исполнительный лист;
требования налоговых органов о предоставлении информации, составляющей банковскую тайну, должны содержать все формальные реквизиты в соответствии с законодательством.
Материал подготовлен компанией Roche & Duffay
тел. (495) 790-2660; 926-2990
[1] Костенко М.Ю. «О толковании положений ст.102 «Налоговая тайна» НК РФ»// «Ваш налоговый адвокат. Налоговые правонарушения: ответственность» под редакцией Пепеляева С.Г., вып.1, М., 2000г., стр.91
[2] Подборка судебных решений за 2007 год. Журнал «Налоги и финансовое право» // СПС Консультант Плюс.
[3] Подборка судебных решений за 2008 год. Журнал «Налоги и финансовое право» // СПС Консультант Плюс.
[4] Там же.
[5] Аналогичное положение имеется
и в Постановлении ФАС
[6] Приказ МНС РФ от 03.10.2000 №БГ-3-24/346
«Об утверждении порядка
[7] Костенко М.Ю. «Налоговая
[8] Морозов Д.А. «Коммерческая и налоговая тайна»// Главбух, 2006г., №7//СПС Консультант Плюс
[9] Кучеров И.И., Трошин В.А. «Налоговая тайна: правовой режим защиты информации», М., 2003г., стр.170
[10] Костенко М.Ю. «О толковании положений ст.102 «Налоговая тайна» НК РФ»// «Ваш налоговый адвокат. Налоговые правонарушения: ответственность» под редакцией Пепеляева С.Г., вып.1, М., 2000г., стр.99
[11] Наумов А.В. «Практика