Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 19:24, курсовая работа
Цель написания данной курсовой работы – это дать представление о развитии системы налогового администрирования.
Задачи:
1. Раскрыть сущность предпосылок возникновения развития системы налогового администрирования.
2. Дать понятие теории налогообложения в истории развития общественных отношений.
3. Охарактеризовать основные направления налогового администрирования в зарубежных странах.
4. Рассказать о проблемах системы функционирования налогового администрирования в России на современном этапе.
Введение
3
Предпосылки возникновения системы налогового администрирования.
5
Теория о налогообложении в истории развития общественных отношений.
9
Основные направления налогового администрирования в зарубежных странах.
14
Проблемы развития системы налогового администрирования в России на современном этапе.
Заключение 22
Список литературы 25
Содержание
Введение |
3 |
|
5 |
|
9 |
|
14 |
Заключение Список литературы |
18 |
Введение
Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка, аппарата поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.
Налогообложение является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей и предприятий с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется доход и прибыль предприятия.
Особое значение анализ поступлений налогов и сборов приобретает при осуществлении налогового планирования, тесным образом связанного с задачами обеспечения доходной части бюджетов различных уровней. Формирование эффективной налоговой системы является одной из центральных задач экономической политики любого государства. Особенно остро эта проблема стоит в развивающихся и переходных экономических системах, где приходится в условиях дефицита бюджета решать вопросы стимулирования развития экономики.
Однако анализ только налоговой отчетности не даёт полной и развернутой картины. Налоговая система не является изолированной, самостоятельно существующей и развивающейся системой. Все экономические процессы, происходящие в экономике государства, в той или иной мере воздействуют на нее. В связи с этим в настоящее время особое место занимают вопросы разработки методического подхода к различным функциям управления, выработке определенных алгоритмов анализа, расчета прогнозных и плановых объемов налоговых поступлений в увязке с развитием макроэкономической ситуации в стране, регионах и отраслях экономики.
Анализ налоговых поступлений
с использованием экономико-статистических
методов позволяет выявить
Цель написания данной курсовой работы – это дать представление о развитии системы налогового администрирования.
Задачи:
1. Раскрыть сущность предпосылок возникновения развития системы налогового администрирования.
2. Дать понятие теории налогообложения в истории развития общественных отношений.
3. Охарактеризовать основные направления налогового администрирования в зарубежных странах.
4. Рассказать о проблемах системы функционирования налогового администрирования в России на современном этапе.
Толчком к зарождению государства и механизмов перераспределения достояния общества и его членов стало появление частной собственности. Начальными формами налогообложения на ранних ступенях государственной организации принято считать контрибуции, получаемые в результате успешных захватнических войн, и жертвоприношение, которое было не только религиозным ритуалом, но и методом формирования казны. Жертвоприношение было неписаным законом и являлось принудительной выплатой или сбором. К настоящему времени достоверно установлено, что первые материальные свидетельства о налогах относятся к 3300-3200 годам до н.э. и представляют собой глиняные пластинки с письменными отчетами подданных египетским царям о передаче им десятой доли имущества в виде полотна и растительного масла.
В Древней Греции в VII-VI вв. до н.э. представители знати, закладывая основы государства, ввели налоги на доходы в размере одной десятой или одной двадцатой части доходов. Это позволяло концентрировать и расходовать средства на содержание наемных армий, на возведение укреплений вокруг городов-государств, на строительство храмов, водопроводов, дорог, на устройство праздников, раздачу денег и продуктов беднякам и на другие общественные цели. В организации государства Аристотель (384-322 гг. до н. э.) ставил управление казной на второе место после обеспечения правопорядка1.
Однако уже в древнем мире имело место серьезное противодействие налогообложению. В Афинах, например, считалось, что свободный гражданин отличается тем, что не должен платить налогов. Личные налоги считались носящими на себе печать рабства и полноправные граждане полагали их __________________
1 Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т. 4. М.: Мысль, 2003. – С. 578-579
унизительными для себя1.
Уже Римское право содержало стройную систему норм, регулировавших различные виды имущественных отношений. Определение суммы налога (ценз) проводилось каждые пять лет избранными чиновниками-цензорами. Граждане Рима делали цензорам заявление о своем имущественном состоянии и семейном положении.
Длительное время в римских провинциях не существовало государственных финансовых органов, которые могли бы профессионально устанавливать и взимать налоги. Римская администрация прибегала к помощи откупщиков, деятельность которых она не могла в должной степени контролировать. Результатом были коррупция, злоупотребление властью, а затем и экономический кризис, разразившийся в 1 в. до н.э. Император Август Октавиан (63 г. до н.э. - 14 г. н.э.) создал во всех провинциях специальные финансовые учреждения, осуществлявшие контроль за налогообложением. Ими была заново проведена оценка налогового потенциала провинций с целью более справедливого распределения налогов и увеличения их отдачи.
Уже в Римской империи налоги выполняли не только фискальную функцию, но имели роль дополнительного стимулятора развития хозяйства. Налоги вносились деньгами. Следовательно, население было вынуждено производить излишки продукции, чтобы продавать их. Это способствовало расширению товарно-денежных отношений, углублению процесса разделения труда, урбанизации.
Серьезные геополитические изменения, расширяющееся государственное
строительство, происходившие в конце первого тысячелетия нашей эры, требовали совершенствования методов налогового администрирования, обеспечивающих возрастающие потребности государств. Налоги всегда трактовались как общественно необходимое и полезное явление. Фома Аквинский (1225-1274 гг.) отметил, что «будет справедливо, если подданные оплатят то, чем обеспечивается их общее благополучие»1.
___________________
1 Черник Д.Г. Налоги в рыночной экономике - М.: 2007. – С. 10,11.
Томас Гоббс (1588-1679 гг.) писал: «Налоги являются ценой, которой покупается общественный мир». Справедливость в налоговой системе он определял как равенство налогообложения, которое зависит не от равенства богатства, а от равенства долга всякого человека государству за свою защиту. Ибо налоги, которыми верховная власть облагает людей, есть не что иное, как жалованье, причитающееся тем, кто держал государственный меч для защиты людей, занимающихся различными промыслами и ремеслами2.
Френсис Бэкон (1561-1626 гг.) также отмечал высокую значимость справедливости налогообложения. Он писал «Налоги, взимаемые с согласия народа, не так ослабляют его мужество»3. Современное государство раннего периода Новой истории появилось в Европе в XVI-XVII вв. Потребности государств значительно возрастали в связи с созданием регулярных армий и возникновением оплачиваемой государственной службы.
Государство не имело достаточного количества квалифицированных чиновников и в результате сборщиком налогов, как правило, становился откупщик. В странах континентальной Европы практиковался метод, при котором определенный налог, как только было получено право на его взимание, выставлялся на торги для сдачи в откуп. Кто предлагал самую высокую цену, тому он и продавался. Вся сумма немедленно поступала в княжескую или королевскую казну. А далее откупщик, наделенный уже государственными полномочиями, вместе со своими помощниками и субарендаторами старался получить прибыль. Естественно, народ ненавидел откупщиков, от чего серьезно страдала государственная казна.
Переход от откупов к государственной системе установления и сбора налогов становился все более насущным. Такой порядок отвечал как интересам
_____________________
1 Черник Д.Г. Налоги в рыночной экономике - М.: 2007. – С. 3
2 Гоббс Т. Сочинения: В 2 т. Т. 2. - М.: Мысль. – С. 126
3 Бэкон Ф. Соч. в 2 т. - М., 2001. - Т. 2. - С. 416-417
государства, так и интересам налогоплательщиков. Налоговое право становится центральным вопросом всех дискуссий (вокруг распределения бремени и тягот страны). Ш. Монтескье (1689-1755 гг.) отмечал: «Ничто не должно столь точно регулироваться мудростью и разумом, как соотношение между той частью, которую забирают у подданных, и той, которую им оставляют»1.
Дальновидный государственный деятель Ж. Б. Кольбер (1619- 1683 гг.), любил повторять: «Искусство налогообложения заключается в том, чтобы общипать гуся так, чтобы получить максимальное количество перьев при минимально возможном его шипении»2. Во многом предвосхитил дальнейшие тенденции развития систем налогового администрирования П.А. Гольбах (1723-1789 гг.). Подчиняясь верховной власти, нации должны предоставить ей средства, чтобы она могла успешно трудиться ради их счастья. Налогообложение справедливо только в том случае, если народ дал согласие подчиниться ему, и законно лишь при условии, что оно используется строго по назначению, то есть в интересах сохранения государства.
Органы государственной власти, являясь лишь распорядителями, а не собственниками общественных средств, обязаны представлять налогоплательщикам отчет на что расходуются вносимые им средства. Законы должны создавать ограничения, которые заинтересованность и жадность не смогли бы преступить, даже употребив хитрость. Уровень налогового бремени должен определяться действительными потребностями нации и обстоятельствами ее жизни. Чем больше народы будут любить свое правительство, тем большее доверие они будут питать к нему, чем больше преимуществ обеспечит правительство гражданам, тем более они будут расположены приносить.
________________________
1 Все начиналось с десятины. Пер. с нем./ Общ. ред. и вступ. ст. Б.Е. Ланина. - М.: Прогресс, 2002. - С. 198-199
2 Малов В. Н., Кольбер Ж. Б. Абсолютистская бюрократия и французское общество. - М.: Наука, 2001. - С. 63
Известные науке классические налоговые теории заслуживают особого внимания. Теория обмена была основана на возмездном характере налогообложения (XVII век); атомистическая теория, теория "общественного договора" и теория "публичного договора" признавали налог результатами договора между гражданами и государством еще в эпоху просвещения; теория налога как страховой премии (1-ая половина XIX века) определяла налог как страховой платеж, вносимый гражданами государству на случай наступления какого-либо риска. Существенный вклад в развитие налоговых теорий внесли: французские просветители Себастьян Ле Претр де Вобан и Шарль Луи Монтескье; английский философ Томас Гоббс; французские мыслители Вольтер. Оноре Мирабо; французский политик Адольф Тьер и английский экономист Джон Рамсей Мак-Куллох.
Другая классическая теория налогов, представителями которой являлись английские экономисты Адам Смит и Давид Рикардо, рассматривает налоги как один из видов государственных доходов, которые должны финансировать затраты по содержанию правительства. При этом какая-либо иная роль (регулирование экономики, страховой платеж, плата за услуги) налогам не отводилась. Данная позиция основывалась на теории рыночной экономики, которую разрабатывал А. Смит, предусматривавший удовлетворение индивидуальных потребностей путем предоставления экономической свободы для субъектов. А. Смит выступал против централизованного управления экономикой, он принимал априори, что децентрализация позволяет обеспечить максимальное удовлетворение потребностей.
А. Смитом были предложены такие принципы налогообложения, как: равномерность; определенность; удобство; дешевизна.
С несколько иными
подходами в отличие от теории
налогов А.Смита выступила