Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 20:19, курсовая работа
Цель работы - проанализировать основания и сущность ответственности за совершение налоговых правонарушений, рассмотреть финансовые санкции за нарушение налогового законодательства Российской Федерации, а также практику их применения.
Введение 3
1.Теоретические аспекты налогового правонарушения 4
1.1 Нарушение законодательства о налогах и сборах 4
1.1.1 Виды и состав налогового правонарушения 4
1.1.2 Налоговое правонарушение 5
1.2 Нарушение как основание для привлечения к ответственности 7
1.2.1 Понятие и виды ответственности за совеошение налогового правонарушения 7
1.2.2Налоговое правонарушение с признаками административной ответственности10
1.2.3 Налоговое правонарушение с признаками уголовной ответственности 11
1.2.4 Обстоятельства,смягчающие и отягчающие ответственность 12
1.2.5.Налоговые санкции 13
2.Правила взыскания налоговых санкций 14
2.1 Варианты взыскания штрафа налоговыми органами 14
2.2 Требование о взыскании налоговой санкции 16
2.3 Решение о взыскании налоговой санкции 18
2.4 Исполнение решения о взыскании налоговой санкции 21
Заключение 23
Список использованной литературы 25
2.1 Варианты взыскания штрафа налоговыми органами
В соответствии с п. 9 п. 1 ст. 31 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в редакции Федерального закона от 4 ноября 2005 г. N 137-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров", действующей с 1 января 2006 г., налоговые органы имеют право наряду с недоимками по налогам (сборам) и пенями взыскивать штрафы в порядке, установленном НК РФ.
Общий порядок взыскания штрафов налоговыми органами определен в двух статьях части первой НК РФ - ст. 46 "Взыскание налога, сбора, а также пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках" и ст. 103.1 "Взыскание налоговой санкции на основании решения налогового органа"./1/
Статья 46 НК РФ в первую очередь
определяет детальный порядок взыскания
налога. В соответствии с данной
нормой в случае неуплаты или неполной
уплаты налога в установленный срок
обязанность по уплате налога исполняется
принудительно путем обращения
взыскания на денежные средства налогоплательщика
(налогового агента) - организации или
индивидуального
В целом указанный порядок, так же как и порядок взыскания сборов (п. 10 ст. 46 НК РФ) и пеней за несвоевременную уплату налога (п. 9 ст. 46 НК РФ), достаточно давно используется на практике и серьезных вопросов по своему применению не вызывает.
Однако в п. 9 новой редакции
указанной статьи отмечено, что ее
положения применяются также
при взыскании штрафов в
В то же время детальный
порядок взыскания налоговой
санкции (штрафа) на основании решения
налогового органа в случае, если сумма
штрафа, налагаемая на индивидуального
предпринимателя, не превышает пять
тысяч рублей по каждому неуплаченному
налогу за налоговый период и (или) иному
нарушению законодательства о налогах
и сборах, на организацию - пятьдесят
тысяч рублей по каждому неуплаченному
налогу за налоговый период и (или) иному
нарушению законодательства о налогах
и сборах, определен в ст. 103.1 НК
РФ. Данный порядок закрепляет принудительное
исполнение решения о взыскании
налоговой санкции путем
Инкассовый порядок взыскания
штрафов за нарушение налогового
законодательства, по нашему мнению, может
использоваться в случае официального
согласия налогоплательщика на взыскание
налоговой санкции (см. Постановление
Конституционного Суда Российской Федерации
от 17 декабря 1996 г. N 20-П). Например, налогоплательщик
согласен с требованием об уплате
налоговой санкции в
2.2 Требование о взыскании налоговой санкции
В соответствии с п. 2 ст. 103.1 НК РФ до обращения решения о взыскании налоговой санкции к принудительному исполнению налоговый орган обязан предложить налогоплательщику (иному лицу) - организации или индивидуальному предпринимателю добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции. Согласно п. 3 данной статьи в случае, если налогоплательщик (иное лицо) - организация или индивидуальный предприниматель добровольно не уплатили сумму налоговой санкции в срок, указанный в требовании о ее уплате, решение о взыскании налоговой санкции вступает в законную силу и обращается к принудительному исполнению.
Используемая до настоящего времени в соответствии с Приказом МНС России от 29 августа 2002 г. N БГ-3-29/465 форма требования об уплате налоговой санкции не отвечает в полной мере положениям ст. 103.1 НК РФ и может без внесения в нее изменений и дополнений применяться только в соответствии со ст. 104 НК РФ "Исковое заявление о взыскании налоговой санкции", предусматривающей судебный порядок взыскания таких санкций.
Однако в НК РФ не содержится положения о том, что форма требования об уплате налоговой санкции должна обязательно утверждаться федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (в отличие от формы требования об уплате налогов и сборов; см. п. 5 ст. 69 НК РФ). Поэтому до введения в действие соответствующих нормативных правовых актов налоговые органы вправе самостоятельно определять форму такого требования. Главный критерий здесь - соответствие формы требования положениям НК РФ.
При этом:
1) форма требования об
уплате налоговой санкции в
порядке применения ст. 103.1 НК
РФ должна отличаться от формы
требования об уплате
2) требование об уплате
налоговой санкции в порядке
применения ст. 103.1 НК РФ должно
основываться на решении
3) в требовании об уплате
налоговой санкции в порядке
применения ст. 103.1 НК РФ следует
указывать налоговый период, в
течение которого совершено
В требовании может быть
перечислено несколько
4) в резолютивной части
требования об уплате
В остальном форма требования
об уплате налоговой санкции в
порядке применения ст. 103.1 НК РФ может
соответствовать форме
2.3 Решение о взыскании налоговой санкции
Статьей 103.1 НК РФ введено новое понятие - решение о взыскании налоговой санкции, принимаемое руководителем (заместителем руководителя) налогового органа на основании решения о привлечении налогоплательщика (иного лица) к ответственности за совершение налогового правонарушения. НК РФ не содержит специальных требований по форме решения о взыскании налоговой санкции, поэтому до выхода соответствующих нормативных правовых актов налоговые органы вправе устанавливать форму такого решения самостоятельно.
По смыслу п. п. 2, 3 и 7 ст. 103.1
НК РФ решение о взыскании налоговой
санкции должно приниматься руководителем
(заместителем руководителя) налогового
органа сразу же после принятия решения
о привлечении
В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику или налоговому агенту решения налогового органа.
В случае совершения налогового правонарушения, подпадающего под критерии, изложенные в п. 1 ст. 103.1 НК РФ, налогоплательщику (иному лицу), привлекаемому к налоговой ответственности, практически одновременно должны быть направлены три документа:
а)решение о привлечении налогоплательщика (иного лица) к ответственности за совершение налогового правонарушения;
б)решение о взыскании налоговой санкции;
в)требование об уплате налоговой санкции.
В то же время конкретный
срок направления налогоплательщику
(иному лицу) решения о взыскании
налоговой санкции и требования
об уплате налоговой санкции по отношению
к дате вынесения решения о
привлечении к ответственности
за совершение налогового правонарушения
не определен. На практике в ближайшее
время, наиболее вероятно, будет использоваться
вариант, когда решение о взыскании
налоговой санкции и требование
об уплате налоговой санкции направляются
налогоплательщику (налоговому агенту)
вместе с требованием об уплате налога
и соответствующих пеней в
десятидневный срок с даты принятия
решения о привлечении к
Решение о взыскании налоговой санкции должно содержать:
а)номер решения, дату его вынесения; наименование населенного пункта, на территории которого находится налоговый орган; наименование налогового органа; классный чин (при его наличии), фамилию, имя и отчество руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, которым вынесено решение; дату и номер решения о привлечении налогоплательщика (иного лица) к ответственности за совершение налогового правонарушения, на основании которого выносится решение; полное наименование организации (фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя), идентификационный номер налогоплательщика, в отношении которого вынесено решение; ИНН/КПП;
б)ссылку на ст. 103.1 части первой Налогового кодекса Российской Федерации, предоставляющую право руководителю (заместителю руководителя) налогового органа выносить решение о взыскании налоговой санкции; указания на статьи части первой Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающие меры ответственности за конкретные налоговые правонарушения и применяемые к налогоплательщику (иному лицу) меры ответственности, суммы налоговых санкций, подлежащих уплате в бюджет; указание на налоговый период, в течение которого совершено налоговое правонарушение, связанное с неуплатой (неполной уплатой) налога;