Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 11:42, курсовая работа
Налоги и государство - явления взаимосвязанные: государство не может существовать без системы налогообложения, в то же время существование налогов без государства также является невозможным. Возникновение налогов относят к периоду становления первых государственных образований, когда появляется товарное производство, формируется государственный аппарат - чиновники, армия, суды. Появление налогов связано с самыми первыми общественными потребностями, так как государству всегда необходимы денежные средства: для ликвидации стихийных бедствий, строительства дорог, поддержания общественного порядка.
За
налоговые правонарушения с материальным
составом ответственность может наступить только
при наличии негативных последствий, возникающих
в результате деяния правонарушителя.
Некоторые авторы предлагают и иные основания классификации
Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что налоговым правонарушением считается только деяния, предусмотренное законодательством о налогах и сборах, никакое другое деяние налоговым правонарушением признано быть не может.
Однако,
не смотря на свои высказывания, представляется,
что для рассмотрения основных положений
применения ответственности, за совершение
налоговых правонарушений, выше представленные
виды и основания полностью
§ 2. Разграничение налоговых правонарушений, налоговых преступлений и административных правонарушений, направленных против налоговой системы.
Совершаемые в обществе правонарушения не однородны по своему характеру, однако по степени общественной опасности и юридическому оформлению теория права объединяет их в две группы: преступления и проступки.
В
сфере налоговых
Среди
оснований привлечения к
налоговые правонарушения;
нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащие признаки административных правонарушений (налоговые проступки);
преступления, связанные с нарушением законодательства о налогах и сборах (налоговые преступления).7
Термин "налоговое правонарушение" может использоваться и пониматься в двух смыслах - в "широком" и "узком".
Одним из основных показателей степени и характера общественной опасности налоговых преступлений является посягательство на установленную Конституцией РФ публично-правовую обязанность всех граждан уплачивать налоги. Общественная опасность налоговых преступлений заключается в умышленном невыполнении конституционной обязанности платить законно установленные налоги и сборы.8
Налоговые преступления, в отличие от налоговых проступков, не просто наносят ущерб и вред бюджетной системе государства, а вообще создают угрозу ее существования.
Гражданско-правовая
ответственность характерна для отношений юридически
равных сторон и при неравенстве субъектов
отношений, какая-либо ответственность
не может иметь гражданско-
Таким образом, думается, что правонарушения, совершаемые в сфере налоговых правоотношений, по степени общественной опасности и иным критериям, можно разделить на налоговые правонарушения, имеющие уголовно-правовую природу и налоговые правонарушения, которые таковой не имеют, т.е. налоговые преступления и иные налоговые правонарушения.
Налоговое
правонарушение в "узком" смысле
представляет собой виновно совершенное
в сфере налогообложения
Во-первых,
одним из основных признаков, указывающих
на однородность административных и налоговых правонарушений,
является общая сфера правового
Во-вторых, в теории административного права обязательными признаками административного правонарушения являются общественная опасность, противоправность, виновность, наказуемость.10 Те же самые признаки характерны и для налоговых правонарушений.
Также и налоговое правонарушение представляет собой акт поведения, выражающийся в действии или бездействии (под бездействием здесь понимается воздержание от действий, когда налоговый закон предписывает их совершение).
§ 1. Понятие и юридическая
природа налоговой
Правовое
регулирование ответственности за нарушение порядка реализации
налоговых отношений относятся к объектам
законодательства о налогах и сборах, и составляет
институт налогового права. Понятия налоговой
ответственности – одна из основных категорий налогового
права: ее конструкция во многом определяет
место и роль правового регулирования
Поскольку
нормы налогового права, как и другие нормы права,
являются разновидностью социальных норм,
то и налоговая ответственность имеет две
Для позитивной ответственности достаточно формального (нормального) основания, поскольку она возникает в силу добровольного выполнения субъектом налогового права своих обязанностей.
Одним из важнейших условий налоговой деятельности государства является добровольное соблюдение налогоплательщиками, налоговыми агентами и иными фискально-обязанными лицами, представленными им прав и реализация возможных обязанностей11.
В
налоговом праве позитивная ответственность
основывается на принципах добровольности
предпринимательской
Таким образом, негативная налоговая ответственность существует в двух формах: карательной (штрафной) и правовосстановительной (компенсационной).
Негативная
налоговая ответственность
Налоговая
ответственность выполняет
-
охранную, посредством которой общество
от нежелательной ситуаций, связанных с нарушением имущественных
-
стимулирующую, посредством
На основе данного определения выделяются следующие признаки налоговой ответственности:
-
материальные, характеризующие налоговую
ответственность в качестве
-
процессуальные, характеризующие механизм
реализации материального
-
функциональные, отражающие целенаправленность
существования и применения
Принципы налоговой ответственности – это основополагающие начала, исходные идеи, отражающие ее обстоятельную сущность, природу и назначение, в соответствии с которыми осуществляется деятельность законодателя и правоприменителя по реализации охранительных налоговых правоотношений.14
Нормы – принципы налоговой ответственности закреплены в ст. 108 НК РФ и названы общими условиями привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. К их числу относятся:
-
Законность, означающая недопустимость
привлечения к ответственности за налоговое правонарушение
иначе, как по основаниям и в порядке, которые
В
состав принципа законности привлечения
к налоговой ответственности также входит
и п. 3 ст. 108 НК РФ, устанавливающий, что предусмотренная НК
ответственность за деяние, совершенное физическим
лицом, наступает, если это деяние не содержит
признаков состава
Принцип
однократности привлечения к налоговой ответственности
-
Презумпции невиновности
Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. При этом налоговые органы законодательно ограничены в перечне и способах собирания доказательств, которые могут отвергнуть презумпцию невиновности.
Составным элементом принципа презумпция невиновности является закрепленная ст. 3 НК РФ презумпция правом налогоплательщика. Она означает, что неустановленные сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно п. 4 ст. 5 НК РФ принцип презумпции невиновности имеет обратную силу, поскольку учитывает положение налогоплательщиков. К процедуре доначисления налога (налоговой недоимки) данный принцип не применяется.
Принцип справедливости налоговой ответственности включает требования:
1) обоснованности; 2) соразмерности; 3) дифференциации;
4) индивидуализации; 5) неотвратимости; 6) гуманизма.
Принципа обоснованности и соразмерности при ограничении субъективных прав, в самом общем виде он сформулирован в ч.3 ст.55 Конституции РФ: права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Требование
дифференциации ответственности предполагает
нормативное установление различных видов ответственности и
-
установление за те или иные нарушения налогового
-
нормативное определение
Индивидуализация
налоговой ответственности