Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2011 в 14:49, курсовая работа
Цель данной работы рассмотреть :
Изучить налоговые правонарушения в процессе анализа составов налоговых правонарушений с указанием проблемы их правоприменения.
Произвести разграничения налоговых правонарушений, налоговых преступлений и административных правонарушений, направленных против налоговой системы.
Рассмотреть налоговую ответственность как разновидность юридической ответственности с перечислением основных принципов привлечения к налоговой ответственности, в том числе и принципа справедливости налоговой ответственности.
Введение 3
Глава1.Налоговое правонарушение и его юридическое значение 5
§1. Понятие, признаки и элементы состава налогового правонарушения 5
§2. Разграничение налоговых правонарушений, налоговых преступлений и административных правонарушений, направленных против налоговой системы. 10
Глава 2. Налоговая ответственность как разновидность юридической ответственности 13
§1. Понятие и юридическая природа налоговой ответственности 13
§2. Налоговая санкция, ее юридическая природа, порядок взыскания 19
§3. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность 21
Глава 3. Теоретические и практические аспекты применения налоговой ответственности к отдельным видам правонарушении 23
§ 1. Ответственность за правонарушения против системы гарантий 23
§2.Ответственность за правонарушения против порядка ведения бухгалтерского учета, составления и представление бухгалтерской и налоговой отчетности 29
§3.Ответственность за правонарушения против обязанности по уплате налогов 32
Заключение 34
Список использованной литературы 35
-
процессуальные, характеризующие механизм
реализации материального
-
функциональные, отражающие целенаправленность
существования и применения
Принципы налоговой ответственности – это основополагающие начала, исходные идеи, отражающие ее обстоятельную сущность, природу и назначение, в соответствии с которыми осуществляется деятельность законодателя и правоприменителя по реализации охранительных налоговых правоотношений.14
Нормы – принципы налоговой ответственности закреплены в ст. 108 НК РФ и названы общими условиями привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. К их числу относятся:
-
Законность, означающая недопустимость
привлечения к ответственности
за налоговое правонарушение
иначе, как по основаниям и
в порядке, которые
В
состав принципа законности привлечения
к налоговой ответственности
также входит и п. 3 ст. 108 НК РФ, устанавливающий,
что предусмотренная НК ответственность
за деяние, совершенное физическим
лицом, наступает, если это деяние не
содержит признаков состава
Принцип
однократности привлечения к
налоговой ответственности
-
Презумпции невиновности
Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. При этом налоговые органы законодательно ограничены в перечне и способах собирания доказательств, которые могут отвергнуть презумпцию невиновности.
Составным элементом принципа презумпция невиновности является закрепленная ст. 3 НК РФ презумпция правом налогоплательщика. Она означает, что неустановленные сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно п. 4 ст. 5 НК РФ принцип презумпции невиновности имеет обратную силу, поскольку учитывает положение налогоплательщиков. К процедуре доначисления налога (налоговой недоимки) данный принцип не применяется.
Принцип справедливости налоговой ответственности включает требования:
1) обоснованности; 2) соразмерности; 3) дифференциации;
4) индивидуализации; 5) неотвратимости; 6) гуманизма.
Принципа обоснованности и соразмерности при ограничении субъективных прав, в самом общем виде он сформулирован в ч.3 ст.55 Конституции РФ: права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Требование
дифференциации ответственности предполагает
нормативное установление различных
видов ответственности и
-
установление за те или иные
нарушения налогового
-
нормативное определение
Индивидуализация
налоговой ответственности
Важнейшей
составляющей принципа справедливости
налоговой ответственности
В
Постановлении от 15.07.99 N 11-П КС РФ
прямо указал, что применение налоговых
санкций не должно приводить к
лишению предпринимателей не только
дохода (прибыли), но и другого имущества,
ставить под угрозу их дальнейшую
деятельность, вплоть до ее прекращения.
Наиболее ярким примером общей тенденции
гуманизации государственно-
Во многих случаях судебные издержки значительно превышают размеры налоговых санкций. Это относится, в частности, к налоговым санкциям, предусмотренным ст.ст.128, 129, 129.1 НК РФ. Да и относительно определенные санкции, выраженные в величинах, кратных сумме неуплаченных налогов, при незначительной недоимке и соответственно незначительном размере санкций теряют свое штрафное назначение.
Таким образом, взыскание налоговой санкции должно заставить нарушителя понять, что жить по закону выгоднее. Если уплата штрафных санкций будет означать для последнего резкое снижение доходов или даже перспективу банкротства, налогоплательщик может вовсе отказаться от объекта налогообложения, что не выгодно ни ему, ни государству.
И,
наконец, все принципы налоговой
ответственности взаимосвязаны
и взаимозависимы. Закономерность установление
принципов налоговой
Соблюдение
норм налогового права обеспечивается
возможностью государства применять
меры принуждения за нарушение обязанностей,
предусмотренных
Несмотря
на различные способы исчисления,
все налоговые штрафы имеют общую
юридическую природу и
При наличие хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению на меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным п. 3 ст. 114 НК РФ за совершение налогового правонарушения.
Налоговые санкции взыскиваются с налогоплательщиков только в судебном порядке (п.7 ст.114 НК РФ) и в законодательно установленной последовательности.
Исковое
заявление о взыскании
Такая
формулировка санкции нарушает требование
соразмерности юридической
Исходя из изложенного, юридическую природу ответственности по налоговому законодательству можно определить как применение, реализацию санкций этого законодательства за допущенные в налоговых правоотношениях правонарушения.
НК
РФ устанавливает возможность
Вторым видом обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность, является совершение налогового правонарушения под влияние угрозы или принуждения либо в силу материальных, служебных или иной зависимости (п.п. 2 п. 1 ст.122 НК РФ). Угрозы и принуждение должны быть конкретными, существующими и представлять реальную опасность для лица.
Материальная, служебная и иная зависимость имеет место, когда правонарушение совершается по настоянию другого лица, которые может существенно повлиять на материальное, служебное или материальное положение правонарушителя (например, выселить из квартиры, понизить зарплату, уволить).
Во-первых, деяние, за которое лицо в данный момент привлечен к ответственности, должно быть аналогично ранее совершенному правонарушению. Так, не могут считаться аналогичными непредставление организацией налоговой декларации (ст.119 НК РФ) и систематическое неправомерное отражение на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций (ст.120 НК РФ), поскольку эти правонарушения различаются и по объекту, и по объективной стороне.
Во-вторых, на правонарушителя возлагалась ответственность за допущенное ранее налоговое правонарушение.
И
наконец, новое правонарушение должно
быть совершено в течение двенадцати
месяцев с момента вступления
в силу решения суда или налогового
органа о применении налоговой санкции
за аналогичное нарушение, так как
по истечении этого срока лицо
считается ранее не подвергшимся
ответственности за налоговое правонарушение.
Так, например, решение суда о привлечении
налогоплательщика к
При
наличии обстоятельства, отягчающего
ответственность
Делая вывод, можно сказать, что при определении судом меры воздействия на правонарушителя налогового законодательства большое значение имеют обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.
Объективная сторона правонарушений, предусмотренных в п.1 и п.2 ст. 116 НК РФ, выражается в неподаче (бездействие) лицом в срок, установленный ст.83 НК РФ, заявления о постановке на учет. Таким образом, при привлечении к ответственности не учитывается, осуществляло ли лицо хозяйственную деятельность, имело ли объекты налогообложения и т.д., то есть ответственность наступает за допущенное организацией нарушение срока подачи заявления, независимо от последствий.
Информация о работе Налоговые правонарушения, ответственность налогоплательщиков