Первая группа – отношения,
связанные с установлением налогов
и сборов на федеральном, региональном
и местном уровне соответственно.
Вторая
группа – отношения, связанные
с введением налогов и сборов
на федеральном, региональном
и местном уровне соответственно.
Установление
налогов и сборов - это определение
в актах законодательства о
налогах и сборах элементов
налогообложения и сборов, а введение
налогов – это решение того
или иного публичного субъекта
о взимании у него на территории
налогов и сборов. Отношения по
установлению и введению налогов
и сборов образуют важную группу
общественных отношений, без которой
функционирование налоговой системы
невозможно, поэтому нормы, содержащиеся
в актах законодательства о
налогах и сборах, направленные
на регулирование этих отношений,
относятся к нормам налогового
права, а сами отношения входят
в предмет регулирования налоговым
правом.
В Российской
Федерации устанавливаются следующие
виды налогов и сборов: федеральные,
региональные и местные.
Третья группа
– отношения по взиманию налогов
и сборов, которые проявляются
в процессе исполнения налоговых
и квазиналоговых отношений, т.е.
при исчислении и уплате конкретных
видов налоговых платежей налогоплательщиками
и плательщиками сборов, а также
при исполнении обязанностей
иными обязанными лицами —
налоговыми агентами, банками и
т.д. (условно данные обязанности,
непосредственно не связанными
с исчислением и уплатой налогов
и сборов, можно обозначить как
«квазиналоговые»).
Четвертая
группа – отношения, возникающие
по осуществлению на-логового
контроля со стороны соответствующих
государственных органов.
Специфика
налоговых правоотношений такова,
что отношения, возникающие в
связи с уплатой налогов, могут
быть эффективно реализованы
только при наличии особой
формы государственного контроля
– налогового контроля, который
принципиально отличается от
общего контроля со стороны
государственных органов за соблюдением
иного законодательства. Налоговый
контроль является составной
частью финансового контроля
государства. Сущность налогового
контроля выражается в том,
что при его проведении проверяется
соблюдение налогоплательщиками
(плательщиками сбора) и налоговыми
агентами норм налогового законодательства.
Таким образом, к предмету налогового
права вполне правомерно отнести
и те отношения, которые возникают
в процессе осуществления компетентными
государственными органами контрольных
функций за выполнением юридическими
и физическими лицами своих
налоговых обязанностей. Реализация
государством функции налогового
контроля заключается в осуществлении
на постоянной основе специализированными
органами контроля за соблюдением
налогоплательщиками, налоговыми
агентами и плательщиками сборов
требований законодательства о налогах
и сборах. Признавая важность защиты интересов
налогоплательщиков в ходе проведения
контрольных мероприятий, да и по итогам
принятия органами налогового контроля
правовых актов, законодатель выделяет
в особую группу отношений отношения по
обжалованию актов налоговых органов,
действий (бездействия) их должностных
лиц, хотя по сути своей эти отношения
являются разновидностью отношений в
сфере налогового контроля[42].
Пятая группа
– отношения, возникающие в
процессе привлечения соответствующих
к ответственности за совершение
налоговых правонарушений.
Наконец,
государство, добиваясь защиты
своих фискальных прав, использует
различные формы государственного
принуждения, среди которых наиболее
распространенной формой является
налоговая ответственность, или
ответственность за налоговые
правонарушения. Несмотря на то
что в настоящее время теоретических
предпосылок формирования налоговой
ответственности как самостоятельного
вида ответственности не существует,
законодатель фактически своей
волей объявил самостоятельность
этого вида юридической ответственности,
что и послужило причиной отнесения
сегодня к предмету налогового
права отношений, возникающих
в процессе привлечения виновных
лиц к налоговой ответственности[43].
Объект налогового
правоотношения – это сам налог
как обязательный взнос в бюджет,
поскольку по своей сути и
природе он выступает тем материальным
благом, предоставлением и использованием
которого удовлетворяются интересы
правомочной стороны налогового
правоотношения – государства.
Субъект налогового
права - это внешне обособленное,
способное самостоятельно вырабатывать,
выражать и осуществлять единую
волю лицо, которое налоговое
законодательство наделяет налогово-правовым
статусом, то есть потенциальной
способностью участвовать лично
либо через представителя в
налоговых правоотношениях.
Участник
налогового правоотношения –
правосубъектное лицо, у которого
в рамках налогового правоотношения
возникают субъективные юридические
права и обязанности. Как видим,
понятия «субъект налогового
права» и «участник налогового
правоотношения» близки, но не
тождественны. Эти категории соотносятся
как целое и часть (общее
и частное): участник налогового
правоотношения всегда выступает
субъектом налогового права, поскольку
обладает соответствующей правосубъектностью;
но не всякий субъект налогового
права является участником конкретного
налогового правоотношения.
Основными
субъектами налоговых правоотношения
являются налогоплательщики - физические
лица, индивидуальные предприниматели
и юридические лица, и публично
– территориальные образования
– Российская Федерация, Субъекты
Российской Федерации и муниципальные
образования в лице уполномоченных
органов.
Глава 2. Сущность
и система налоговых правоотношений
2.1.Сущность налоговых
правоотношений
Общественные отношения
- это реальное взаимодействие людей
в социальном пространстве, основанное
на их воле и сознании, преследующее
определенные цели. Они возникают
в процессе деятельности людей, следовательно,
носят объективный характер. При
реализации общественного отношения
обычно используются устойчивые формы
взаимодействия между его субъектами.
Правовые
отношения - один из видов общественных
отношений, следовательно, они
неотделимы от деятельности людей
- сторон этих отношений, поскольку
помогают установить реальный
уровень пользования правами
и исполнения обязанностей субъектами
права (факт возникновения правоотношения
или его отсутствия в необходимых
случаях). Правоотношение устанавливается
между сторонами, без которых
невозможно возникновение правовых
связей в обществе. В реальной
жизни возможно существование
общественных отношений, которые
реализуются в социальной деятельности
людей без соответствующего правового
регулирования этих отношений.
Однако невозможно существование
правовых отношений без их
воплощения в реальном взаимодействии
субъектов в обществе. Необходимым
условием возникновения правоотношения
является наличие воли у сторон,
вступающих в него (или воли
одного властного субъекта - государства
или его органов, что справедливо
именно для налогового правоотношения
как вида публичного правоотношения),
что проявляется в юридически
значимых поступках, актах, выражается
в сознательном поведении участников.
Правовые отношения становятся
в результате не только условием
развития общественных отношений,
которые они регулируют, но и
способом их закрепления и
средством конкретизации.
Налоговое
отношение представляет собой
один из видов финансового
правоотношения, поэтому ему присущи
все признаки любого финансового
отношения.
Финансовые
правоотношения - это урегулированные
нормами финансового права общественные
отношения, участники которых
выступают как носители юридических
прав и обязанностей, реализующие
содержащиеся в этих нормах
предписания по образованию, распределению
и использованию государственных
и муниципальных денежных фондов
и доходов.4
В
настоящее время в российской
экономике действует современная
налоговая система. Это позволяет,
опираясь на практику, сделать
определенные выводы о ее эффективности
и ответить на возникающие
при этом неизбежные вопросы.
Сегодня, к сожалению, с уверенностью
можно сказать, что состояние
российской налоговой системы
кризисное. Не выполняется главная
задача ее построения - обеспечение
поступления необходимых денежных
средств, для финансирования неотложных
государственных расходов.
Закон РФ
от 27 декабря 1991 г. "Об основах
налоговой системы в Российской
Федерации" определил общие,
наиболее существенные положения
налогового права в едином
нормативном акте, а именно: принципы
построения налоговой системы
Российской Федерации и ее
содержание, т.е. перечень налогов,
их классификацию, порядок установления
налогов; обязанности и права
налогоплательщиков, их ответственность;
полномочия налоговых органов
и их должностных лиц; обязанности
банков и их должностных лиц
в области налогообложения. Однако
дальнейшее развитие налогового
законодательства не обеспечило
системного подхода к проблеме
налогов в Российской Федерации.
Так, в первой части НК РФ
вообще не упоминается понятие
"налоговая система", а все
статьи Закона РФ "Об основах
налоговой системы в Российской Федерации",
которые давали определение налоговой
системы, определяли ее структуру, т.е.
закладывали основы системного подхода
к формированию сложной государственной
структуры как системы, в последующем
были отменены.
Отсутствие
комплексного подхода при формировании
налоговой системы РФ приводит
к обострению экономических и
социальных противоречий, бегству
капитала за рубеж, развитию
теневой экономики.
В целом
повышение эффективности налоговой
системы Российской Федерации
возможно лишь при наличии
современной научной концепции
совершенствования налогового законодательства,
построенной на основе системного
подхода, с учетом реализации
основных правообразующих факторов
и создания оптимального взаимодействия
всех частей налоговой системы.
В процессе
реализации налогового законодательства
возникают правоотношения между
субъектами налогового права
- организациями и физическими
лицами. В таких правоотношениях
участвуют налогоплательщики, налоговые
органы, а также правоохранительные
органы. Они являются носителями
юридических прав и обязанностей
в налоговых правоотношениях.
Под
налоговыми органами понимаются
органы, участвующие в налоговых
правоотношениях и обеспечивающие
взимание налогов с налогоплательщиков.
К налоговым органам НК РФ
относит только ФНС РФ с
ее территориальными подразделениями
в Российской Федерации и таможенные
органы.
Вместе
с тем к системе государственных
органов и сил, обеспечивающих
экономическую безопасность Российской
Федерации, отнесены Министерство
РФ по налогам и сборам, Федеральная
служба налоговой полиции, Государственный
таможенный комитет, подразделения
по борьбе с экономическими
преступлениями Министерства внутренних
дел и взаимодействующие с ними оперативные
подразделения других правоохранительных
органов РФ.
Кроме того,
нельзя забывать о том, что
при определенных ситуациях участниками
налоговых правоотношений становятся
судебные органы и адвокаты.
Чтобы попытаться
представить всех участников
налоговых правоотношений как
целостную систему, необходимо
вначале рассмотреть некоторые
общие теоретические положения.
Любая организация
обычно рассматривается как комплексная
система с рядом составляющих
ее отдельных подсистем. К таким
подсистемам обычно относят индивидуумы,
формальную структуру, неформальную
структуру, неформальную организацию,
статусы и роли, а также физическое
окружение. Все вместе они определяются
как организационная система.
Сложность ее
структуры выдвигает на первый
план необходимость изучения
взаимодействия подсистем. Соответственно
этому центральным методологическим
понятием оказывается понятие
"связи", или "связующие процессы".
Выделяют три основных связующих
процесса: "коммуникация", "равновесие",
"принятие решения". Под коммуникацией
обычно понимают метод, посредством
которого в различных частях
системы вызывается действие. Но
коммуникация призвана не только
побуждать к действию, но и
быть средством контроля и
координации. Система коммуникаций
образует строение, конфигурацию
организации. Равновесие как связующий
процесс рассматривается в качестве
механизма стабилизации организационного
целого, его адаптации к изменяющимся
условиям. Назначение этого механизма
состоит также в "гармонизации"
потребностей и установок индивидуумов
с требованиями организации. Процесс
принятия решений считается важнейшим
средством регулирования и "стратегического
руководства". В соответствии
с этим и сама организация
нередко трактуется как инструмент
принятия решений.