Главным интегрирующим
фактором организации обычно
признается цель. При этом зачастую
проводится различие между целями,
поставленными перед данной организацией,
и целями, присущими всем организациям
как таковым. Последние цели
считаются обусловленными внутренними
потребностями роста и выживания.
Таким образом,
сущность "системного подхода"
заключается в исследовании наиболее
общих форм организации, которое
предполагает, прежде всего, изучение
системы как целого, взаимодействия
между частями, исследование процессов,
связывающих части системы с
ее целями. Основными частями
организационных систем оказываются
индивидуумы, формальные структуры,
неформальные факторы, группы, групповые
отношения, типы статусов и
ролей в группах. Связь между
частями системы осуществляется
посредством сложных комплексов
взаимодействий, которые вызывают
изменение поведения людей в
организации. Основные части системы
связаны определенными организационными
формами, к которым в первую
очередь относятся формальные
и неформальные структуры, каналы
коммуникации и процессы принятия
решений. На этой основе достигается
преодоление центробежных тенденций
со стороны отдельных частей
системы и направление всех
ее составных частей к конечным
целям организации.
С учетом
вышеназванных теоретических установок
можно утверждать, что теорию
системного подхода можно применять
к построению налоговой системы
РФ.
Во-первых, как
уже было сказано, главным интегрирующим
фактором всех подразделений
организации является цель. Всех
участников налоговых правоотношений
объединяет единая цель - выполнение
налогового законодательства.
Во-вторых, в
любой организации значительную
роль играют связи, как в
целой системе, так и в подсистемах.
Эти связи устанавливаются нормативными
правовыми актами, при разработке
которых учитывается единая концепция,
то есть главная цель, ради которой создается
эта организация и в соответствии с которой
действуют все подразделения, входящие
в эту организацию.
В-третьих,
следуя теории системного подхода,
эффективность функционирования
организации обеспечивается соблюдением
принципа иерархичности структуры,
централизованного управления всеми
структурными подразделениями.
На данный
момент в России фактически
отсутствует налоговая система
в ее классическом понимании.
Существующую организацию можно
рассматривать как систему налогов
и сборов, которая представляет
собой законодательно закрепленные
виды налогов и сборов, их ставки,
объекты налогообложения и налогоплательщиков.
Что же касается других участников
налоговых правоотношений, то их
статус, организация и полномочия
определены отдельными законодательными
актами, порой не связанными между
собой, а в отдельных случаях
и противоречащими друг другу.
Примером может служить регулирование
статуса филиала (как плательщика
или неплательщика налога на
прибыль) акционерным законодательством
и актами государственных налоговых
органов.
Характерен
пример коллизии норм таможенного
и налогового законодательства,
когда неясно, что же такое
НДС по действующему законодательству
- налог или таможенный платеж?
На практике несовершенство понятийного
аппарата, двусмысленное толкование
одних и тех же понятий приводит
к двойному налогообложению, что
недопустимо.
Таким образом,
очевидно, что законодательная деятельность
- основной механизм, с помощью
которого возможно объединить
всех участников налоговых правоотношений
в налоговую систему, включающую
в себя подсистемы:
- налогоплательщиков (физических и юридических лиц);
- налогов, сборов и пошлин (налоговое законодательство);
- налоговых органов (органов Министерства РФ по налогам и сборам, муниципальных налоговых органов и таможенных органов);
- правоохранительных органов (органов Федеральной службы налоговой полиции, и других органов, осуществляющих борьбу с налоговыми правонарушениями, судов, адвокатуры);
- кредитных организаций (банков, которые принимают и зачисляют налоговые платежи на счета соответствующих бюджетов).
Только осуществляя системный
подход, можно избежать противоречий
в налоговом законодательстве, дублирования
функций участников налоговых правоотношений
и обеспечить координацию их деятельности.
2.2. Виды налоговых
правоотношений
Законодательство о налогах
и сборах регулирует властные отношения
по установлению, введению и взиманию
налогов и сборов в РФ, а также
отношения, возникающие в процессе
осуществления налогового контроля,
обжалования актов налоговых
органов, действий (бездействия) их должностных
лиц и привлечения к ответственности
за совершение налогового правонарушения.5
Налоговое
правоотношение – это общественное
отношение, возникающее на основе
реализации норм налогового права.
Ориентируясь
на действующее налоговое законодательство,
концепцию НК, можно выделить
несколько типов отношений, регулируемых
налоговым правом.
К ним относятся:
1) отношения
между субъектами государственной
власти, находящимися на различном
уровне, выступающими носителями
полномочий по реализации совместной
компетенции федерации и ее субъектов
в области налогообложения;
2) отношения
между государственными органами
по налоговому регулированию
и контролю и налогоплательщиками
при определении налогооблагаемой
базы и экономической эффективности
по конкретному виду налога;
3) отношения
между различными видами налогоплательщиков
и органами налогового регулирования
и контроля при реализации
прав и обязанностей этих участников
налоговых правоотношений;
4) отношения
между налогоплательщиками и
органами налогового регулирования
и контроля, связанные с определением
сроков, места, источника получения
доходов;
5) отношения
между налогоплательщиками и
органами налогового регулирования
и контроля по исполнению налоговых
обязанностей;
6) отношения
между субъектами налогового
контроля (органами исполнительной
власти) и налогоплательщиками
по осуществлению налогового
контроля;
7) отношения
между налоговыми органами и
их должностными лицами и налогоплательщиками
по порядку обжалования действий
или бездействия налоговых органов;
отношения в области применения
мер ответственности со стороны
налоговых и судебных органов,
органов государственной власти
и местного самоуправления нарушение
норм налогового законодательства
2.3.Состав налоговых
правоотношений
Содержание налогового правоотношения,
как и любого другого правоотношения,
раскрывается через права и обязанности
субъектов правоотношения. Налоговые
отношения могут существовать исключительно
в правовой форме. Большинство налоговых
правоотношений возникает на основании
действия норм налогового права. Если
правоотношения в других отраслях права
в основном возникают по инициативе самих
субъектов, то в налоговом праве — на основании
прямого предписания закона. Некоторые
налоговые отношения возникают в результате
волеизъявления одной из сторон (например,
подача налогоплательщиком заявления
о возврате излишне уплаченного налога).
Кроме того, налоговые отношения могут
возникать на основании решений правоприменительных
органов (например, решение Банка России
о приостановлении операции кредитной
организации).
Заключение
Российское законодательство
в сфере исчисления налогов, неустанно
совершенствуются, в этом плане и
совершенствуются налоговые правоотношения
между их субъектами. Однако качественно
налоговое законодательство не развивается.
В процессе взимания налогов возникают
налоговые отношения между государством
в лице органов законодательной
власти, управления и налогоплательщиками.
Система регулирования налоговых
отношений - это совокупность законодательных
и нормативных актов различного
уровня, содержащих налоговые законы
и нормы: федеральных законов, законов
и актов субъектов РФ, ведомственных
нормативных актов и актов
местного самоуправления. На сегодняшний
день в нашей стране существует огромное
количество налогов, что для налогоплательщика
вызывает определенные сложности когда
и какие налоги уплачивать. Налоговый
кодекс должен быть простым и понятным
налогоплательщику. Когда каждый месяц
выходят новые инструкции, дополнения
и письма к законам о налогах,
отменяющие предыдущие инструкции и
дополнения возникает путаница и
прекрасная возможность для налоговых
служб налагать дополнительные штрафы
на налогоплательщиков.
России
для нормального экономического
развития необходим новый налоговый
кодекс понятный и более упрощенный,
необходимо существенно снизить
налоги и ввести более жесткий
контроль за их уплатой. Налоги
должны стимулировать развитие
бизнеса, а не отбивать у
людей желание предпринимательства.
В данной курсовой работе раскрыты
такие вопросы, как понятие
налоговых правоотношений, сущность
налоговых правоотношений, система
налоговых правоотношений. Особо
важную роль в налоговых правоотношений,
играет их система, потому что
именно четко определенная система
является эффективным процессом
становления всех налоговых процедур.
Список литературы:
- Конституция РФ 1993г.
- Налоговый кодекс РФ (Часть 1; 1998 года N 146-ФЗ)
- В.А.Парыгина, А.А.Тедеев. Налоговое право Российской Федерации/ Серия "Учебники, учебные пособия" .-Ростов н/Д: "Феникс", 2002 г.
- Яговкина В.А. Налоговое правоотношение: Теоретико-правовой аспект: Дис. к.ю.н. М., 2003.
- Правовая информационная система Консультант Плюс: Версия проф.
- Кучеров И.И. Налоговое право России: Курс лекций. М.: Учебно-консультационный центр "ЮрИнфоР", 2001
- Н.А.Шевелева «Налоговое право России. Особенная часть» -М:, «Юрист» 2004г.
- С.Г.Пепеляева «Налоговое право» -М:, «Юрист» 2004г.
- Ю.А.Крохина «Налоговое право России» - М:, «Норма» 2003г.
- М.В.Романовский, О.В.Врублевская «Налоги и налогообложение»- «Питер» 2000г.
- Е.Ю.Жидкова «Налоги и налогообложение»- «Эсмо» 2009г.
- В.Г.Пансков «Налоги и налогообложение в Российской Федерации»- М.; «МЦФЭР» 2004г.
- http://ru.wikipedia.org/wiki/Налог
1
В.А.Парыгина, А.А.Тедеев. Налоговое право
Российской Федерации/ Серия "Учебники,
учебные пособия" .-Ростов н/Д: "Феникс",
2002 г.
2
Яговкина В.А. Налоговое правоотношение:
Теоретико-правовой аспект: Дис. к.ю.н.
М., 2003. С. 184.
3
Правовая информационная система Консультант
Плюс: Версия проф.
4
Кучеров И.И. Налоговое право России: Курс
лекций. М.: Учебно-консультационный центр
"ЮрИнфоР", 2001 С. 236
5 Н.А.Шевелева «Налоговое право
России. Особенная часть» -М:, «Юрист» 2004г.